15 августа '11

Нюансы госрегулирования телекома


Эльдар Вагабов

"Альфа-Банк", аналитик

 Новая методика оплаты за пользование частотами в России

Рынок телекоммуникаций является, пожалуй, одним из наиболее коммерциализированных и клиентоориентированных сегментов реальной экономики. С точки зрения государства телекоммуникации – стратегически важное направление, которое помимо всего прочего участвует также и в обеспечении безопасности страны. С точки зрения рядовых граждан связь, услуги которой оказывают телекоммуникационные компании, является если не первоочередной, то, по крайней мере, одной из важнейших естественных потребностей человека. Вследствие указанных причин степень регулирования российского телекоммуникационного рынка намного опережает «средний уровень» по стране: компетентные органы устанавливают все новые и новые правила игры, которые, без преувеличения, касаются практически всех граждан, начиная от самих компаний связи и заканчивая населением самых отдаленных сел и деревень, которые только-только начинают постигать мир современных технологий.
 
Ни дня без сюрприза
 
Количество инициатив, выдвигаемых госорганами, которые регулируют отношения между участниками телекоммуникационного рынка, поражает. Очередным нововведением регулятора (Минкомсвязи) обещает стать принятие нового документа, разработанного в рамках этого ведомства, который закрепляет изменения в порядке оплаты за пользование радиочастотами на территории страны. Как сообщается в ряде СМИ, в настоящее время документ проходит процедуру регистрации в Минюсте. Если его зарегистрируют, то начиная с 2012 г. платить за частоты придется не только когда получается разрешение на их использование, но и на ежегодной основе. Предполагается, что разовая плата составит 800 руб. за частоту, а ежегодная компонента этих платежей – 1400 руб. Эти ставки будут умножаться на коэффициенты, которые различаются в зависимости от частотного диапазона, количества радиоканалов и технологий, задействованных в процессе оказания услуг связи. Коэффициенты предлагается установить так, что военные (при прочих равных условиях) будут платить за частоты гражданских радиотехнологий и совместного использования вдвое больше коммерческих операторов.

 


«Особенность» России, ее принципиальное отличие от развитых стран, заключается в том, что до сих пор остается неурегулированным вопрос с тем, какие принципы должны лежать в основе распределения частот между военными и гражданскими пользователями

 
Напомним, что старая схема расчетов с государством за выделенные им частоты предусматривает лишь единовременный платеж за установку базовых станций, который находится в пределах 60-100 тыс. руб. Не вдаваясь в излишние подробности, отметим лишь то, что весьма приблизительные расчеты операторов связи показали, что введение новой схемы приведет к росту их издержек на оплату частотного спектра на 10-15%. Если расчеты окажутся верными, то рентабельность бизнеса телекоммуникационных компаний снизится. Препятствовать же этому они будут за счет перекладывания возросших расходов на конечных потребителей своих услуг. Таким образом, стоимость услуг связи для рядовых пользователей скорее всего вырастет, что подтверждает наш тезис о том, что потенциальный эффект от любых нововведений не ограничивается самими компаниями связи, а имеет куда более широкий охват.
 
Как всегда своим собственным путем…
 
Нам не до конца понятны причины описанной выше инициативы и то, на достижение чего именно она направлена. Может быть, Россия идет по пути унификации правил игры и перенимает лучшие практики на Западе? Практически. Беглый сравнительный анализ показал, что в большинстве стран, как развитых, так и развивающихся, плата взимается за полосу частот только один раз и действует для всех точек оператора. Если мы правильно понимаем практику, сложившуюся за рубежом, то в данном вопросе отечественные законотворческие органы попытались создать что-то среднее между тем, что сейчас широко распространено в мире, и своим собственным видением того, как лучше решить данную проблему.

 


«Вымпелком» сообщил о том, что не исключает возможность того, что общие расходы компании вырастут. МТС, отказавшись от комментариев, дала тем самым понять, что ничего хорошего от новой инициативы также не ожидает. Реакция Мегафона также была отрицательной, хотя и сдержанной   

 
Как показывает практика, перенимать опыт лучше сразу целиком, приспосабливая новые решения под уже сложившиеся обстоятельства. «Особенность» России, ее принципиальное отличие от развитых стран, заключается в том, что до сих пор остается неурегулированным вопрос с тем, какие принципы должны лежать в основе распределения частот между военными и гражданскими пользователями. Именно под эту специфику, как нам представляется, и нужно подстраивать зарубежный опыт.
Как было отмечено, пожалуй, самым важным последствием принятия нового документа станет появление новой схемы расчетов, которая, по всей видимости, приведет к росту операционных расходов операторов связи и в результате скажется на стоимости услуг связи. Другим, менее очевидным последствием предлагаемых нововведений, является то, что военные будут также платить за совместное использование частот, и это будет «стимулировать» военное ведомство к скорейшей конверсии частотного спектра. Это последствие, невыгодное для одного отдельно взятого министерства, оказывается на руку, пожалуй, всем остальным: и операторам связи, и бизнесу, и населению. Таким образом, получается, что принятие нового закона несет в себе не только негативные, но и положительные последствия. А вот что из этого перевесит – пока не понятно.
 
Кто в выигрыше, тот и оказывается недоволен…
 
После появления в СМИ информации о том, что Минкомсвязи готовит новый документ, устанавливающий порядок расчетов с бюджетом в отношении пользования радиочастотами, крупнейшие российские операторы связи так или иначе высказались относительно данной темы. Так, «Вымпелком» сообщил о том, что не исключает возможность того, что общие расходы компании вырастут. МТС, отказавшись от комментариев, дала тем самым понять, что ничего хорошего от новой инициативы также не ожидает. Реакция «Мегафона» также была отрицательной, хотя и сдержанной. По словам представителей компании, «Мегафон» надеется на скорейшее утверждение новой методики расчета платежей в целях корректного бюджетирования капитальных расходов на будущий год. Таким образом, выходит, что крупнейшие игроки на российском рынке сотовой связи не столь оптимистичны в отношении законодательной новеллы. Реакция Минобороны нам не известна, однако, мы полагаем, что ведомству также вряд ли понравится идея платить больше.
С другой стороны, настоящая реформа, скорее всего, сможет реально способствовать либерализации телекоммуникационного рынка за счет ожидаемой конверсии частот, то есть перевода удерживаемых (но не используемых) военными радиочастот в гражданское пользование. Итак, в данной игре, как нам представляется, не будет ни выигравших, ни проигравших. И уж наверняка, единственной стороной всего процесса, которая точно ничего не потеряет, будет государство. Его выгода вполне очевидна: наполняемость бюджета только вырастет в результате проводимых реформ.
 
Государство на защите интересов рядовых потребителей
 
В классической теории государство должно выступать в роли беспристрастного арбитра, отвечающего за соблюдение правил игры на рынке. При этом в числе основных задач государства значатся создание недискриминационных рыночных условий, развитие социально-экономической сферы и улучшение качества жизни населения. На практике, однако, картина оказывается зачастую не такой идиллической (здесь мы не рассматриваем случаи откровенно коррумпированного госаппарата, единственной целью которого является личное обогащение вне зависимости от того, соблюдаются интересы рядовых граждан или нет). Как было отмечено, нововведение, о котором идет речь в этой статье, потенциально может привести к удорожанию услуг связи, что, естественно, не на руку рядовому обывателю. Несмотря на то, что (как мы отмечали) расходы операторов связи возрастут, они могут пострадать не так уж и сильно, если смогут хотя бы частично переложить образовавшиеся дополнительные затраты на конечного потребителя своих услуг. Поэтому о какой-либо потере ими ранее занимаемых позиций на рынке говорить пока преждевременно.
Тогда кто же выигрывает от всего этого? Оказывается, что государство. В данной ситуации (так же, как и во многих других) государство только укрепляет свои позиции, возможно, отчасти и за счет населения. Казалось бы, данный вывод напрямую противоречит целям и задачам государства, описанным выше. Мы не беремся комментировать эффективность органов госуправления, отметим лишь то, что практика не всегда совпадает с теорией. А данный вопрос уже выходит за рамки телекоммуникационной тематики.
Нам хотелось бы надеяться на то, что как конечные потребители услуг связи наши возросшие расходы были бы оправданы. Например, достойной компенсацией мог бы послужить рост качества услуг связи или дополнительные услуги сервиса. В таком случае, как мы полагаем, деньги будут потрачены не впустую. Но и при таком раскладе остается непонятным, зачем государство связывает воедино две проблемы: новую методику оплаты частот и конверсию радиочастотного спектра. Не было бы лучше, например, если бы государство смогло отдельно решить вопрос с демилитаризацией частот и их распределением среди частных операторов связи для того, чтобы они могли уже самостоятельно развивать новые услуги и сервисы? В конечном итоге мы считаем, что прогресс и инновации только тогда хороши, когда их инициатором является частный бизнес, а не конкретное ведомство, выпускающее то или иное распоряжение.
Госрегулирование частного бизнеса – вопрос неоднозначный. С одной стороны, без него никак не обойтись, и регулирование должно быть достаточно жестким, чтобы игроки на рынке не грешили необоснованным завышением цен на свои услуги или плохим качеством этих услуг. С другой стороны, вмешательство должно быть незаметным, иначе частный бизнес может оказаться в таких жестких рамках, что ему будет выгоднее уйти в тень или вообще сменить род деятельности. Государство должно соблюдать тот неуловимый баланс, который приносит пользу, а не вред.
Сама по себе инициатива, о которой шла речь в данной статье, ни плоха, ни хороша. Это лишь одна из сотен новелл, выдвигаемых регуляторами рынка. А то, как именно она скажется на реальной ситуации на рынке, будет зависеть от того, насколько тщательно госорганы будут воплощать задумку в жизнь. В любом случае, результаты будут видны не сразу. Поэтому будем надеяться на то, что действия государства окажутся продуманными и взвешенными, а новые правила игры на телекоммуникационном рынке будут способствовать прогрессу не только в самом секторе, но и в смежных секторах экономики.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов