4 августа '11

Информатизация Москвы обойдется в 329 млрд руб

По госпрограмме «Информационный город» на 2012-2016 гг., утвержденной Правительством Москвы 2 августа, на развитие инфокоммуникационных технологий и создание интеллектуальной системы управления столицей выделено 329 млрд руб, из которых 200 млрд руб. обеспечит бюджет Москвы, а 40% суммы планируется привлечь из внебюджетных источников. В качестве ключевых мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности проекта столичные власти готовы пойти на ослабление административных барьеров и реформирование системы госзакупок в телекоме и ИТ. Ответственным за исполнение программы «Информационный город» является Департамент информационных технологий, а соисполнителями выступают Департамент СМИ и рекламы и Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
Одним из приоритетных направлений проекта по развитию новых технологий в столице до 2016 г. является подпрограмма «Развитие доступной информационно-коммуникационной среды». Среди поставленных целей - оцифровка до 100% городских государственных услуг, подлежащих переводу в электронный вид. Сервисы должны стать доступными через единый городской колл-центр, московский портал госуслуг, мобильный телефон, сети инфоматов и банкоматов. Также планируется увеличить число компьютеров в школах. В режиме реального времени посредством системы интеллектуального управления городом будет вестись наблюдение за состоянием более 70% объектов городского хозяйства, что должно позитивно отразиться на работе коммунальных служб. До конца 2011 г. в Москве начнется выдача универсальных электронных карт (УЭК), возможностями которой москвичи смогут воспользоваться уже в 2012 г.
Отраслевые эксперты отмечают высокую значимость программы информатизации Москвы, успешная реализация которой поставит российскую столицу в один ряд с развитыми в области ИКТ городами мира. Отмечается, что программа формирует стратегический вектор развития ИКТ, как в Москве, так в перспективе и в других регионах страны. В качестве позитивного момента отмечается гибкость, предусмотренная авторами программы – запланировано ежегодное утверждение детальных планов на краткосрочный период. Аналитики, учитывая поставленные цели, отмечают оправданность запланированных инвестиций в проект, которые при разумном распределении смогут обеспечить проведение масштабных изменений в жизни города. Для столичного телекома, реализация программы, по мнению экспертов, бесспорно момент весьма позитивный, обещающий толчок в развитии инфраструктуры, появление новых возможностей предоставления новых услуг.
Говоря о потенциальных проблемах, с которыми может столкнуться программа в процессе ее реализации, профессионалы обращают внимание на масштабы проекта и как следствие сложность координации работы привлекаемых ресурсов, необходимость согласования всех необходимых моментов во властных структурах и поиск и реализация эффективных механизмов ЧГП. Кроме этого эксперты отрасли настаивают на необходимости концентрации внимания на формировании спроса и популяризации новых услуг в области ИКТ среди населения.
 


Эксклюзивные комментарии:

Алексей Чукарин, директор по развитию
J'son & Partners

«Программа «Информационный город» преследует очень амбициозные цели. В случае ее успешной реализации Москва сможет встать в один ряд с развитыми в области ИКТ городами мира - Стокгольмом, Гонконгом, Нью-Йорком, или, по меньшей мере, сократить разрыв с ними до минимального. Интерес представляют и отдельные мероприятия программы, в частности создание единой городской автоматизированной системы управления. Такой технологичный подход властей к вопросам управления городом не может не радовать. В перспективе подобные системы можно тиражировать и в других городах страны. Также следует отметить, что программа описывает стратегическое направление развития ИКТ в городе, задает вектор такого развития. Детальные планы будут разрабатываться ежегодно на краткосрочный период. На наш взгляд, это верный подход, так как детальное планирование на 5 лет в такой динамично развивающейся отрасли как ИКТ нецелесообразно. За этот период технологии и приложения уйдут далеко вперед. Еще одной особенностью программы является системный подход к ее реализации. То, насколько большое внимание уделяется управлению реализацией программы. В составе программы выделена отдельная подпрограмма, посвященная этому вопросу. Для таких амбициозных целей, которые ставит перед собой программа, инвестиции о которых идет речь вполне оправданы, возможно, даже скромны. Однако, при грамотном управлении программой этих средств достаточно для достижения поставленных целей. Следует учитывать, что бюджетные средства, предусмотренные Программой, составляют 205 млрд руб. Остальное - это инвестиции, которые вложит в инфраструктуру города бизнес. Реализация таких масштабных и долгосрочных проектов всегда связано с определенными сложностями. Во-первых, довольно сложно спланировать реализацию таких программ на долгосрочный период, предусмотреть и скоординировать работу всех привлекаемых ресурсов. Во-вторых, программа затрагивает интересы очень многих органов власти. Очень важно, чтобы действия всех задействованных сторон были взаимоувязаны. В-третьих, программа предусматривает привлечение более 120 млрд инвестиций из внебюджетных источников. Чтобы обеспечить их необходимо реализовать эффективные механизмы частно-государственного партнерства, иначе эти инвестиции не будут привлечены. Можно с уверенностью сказать, что реализация программы весьма благоприятно повлияет на развитие телекоммуникационного рынка в Москве. Это связано не только с масштабным развитием инфраструктуры, которая на сегодняшний день и так уже довольно развита в городе, но и с возможностью предоставления новых услуг, основанных на новых технологиях, и с совершенствованием уже существующих сервисов».



Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»

«Обозначенные объемы финансирования позволят провести масштабные изменения в жизни города. Следует отметить, что все перечисленные в рамках подпрограмм задачи трудоемки, а также требуют финансирования и соответствующего кадрового потенциала. Следует отметить лишь одну архаичную задачу в рамках подпрограммы «Развитие СМИ и рекламы», а именно «Развитие печатных средств массовой информации и популяризация книгоиздания». Лучше стимулировать развитие электронных средств массовой информации. Например, субсидируя покупку планшетных компьютеров населением. Туда можно загружать и газеты, и книги, а также прочий легальный контент. Эти же компьютеры могут стать и платежным средством, и переносным терминалом государственных услуг. Данный вопрос целесообразно рассмотреть подробнее. Другой значимый аспект – информационная поддержка и формирование спроса на новые услуги в области ИКТ. В Москве и области проживает более 4,4 млн пенсионеров, которые не имеют ни оборудования, ни навыков, ни интереса к информатизации взаимодействия государства и гражданина. Аналогичная ситуация наблюдается и в среде граждан предпенсионного возраста. Этим людям нужно обучение, помощь в приобретении устройств и доступа в Интернет. Самое главное – нужно пробудить в них интерес к пользованию обозначенными услугами. Соответственно, рекомендуется исследовать возможность проведения соответствующих информационных кампаний на протяжении всего срока действия Программы».



Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO

«К сожалению, все предыдущие проекты московского Правительства (в частности «Электронная Москва») не имели успеха и были лишь тратой бюджетных денег. Очень хочется надеется, что в этот раз все будет не так. Об оправданности инвестиций в проект можно будет судить по результатам реализации программы. Внедрение проектов подобного рода всегда очень сложный процесс. Он связан с необходимостью анализа большого объема информации и состыковки различных бизнес-процессов внутри организаций. Что касается последствий реализации программы для столичного телеком-рынка, можно ожидать роста рынка в сегменте B2G, что благоприятно отразиться на выручки компаний которые традиционно работают с московским правительством («Акадо» и МТС)».

 








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов