27 июля '11

Даешь ГЛОНАСС!


Никита Егоров

"Сумма-телеком", пресс-секретарь

Эффективность лоббистов системы
 
Собственная системаспутниковой навигации для любой страны – способ меряться технологическим достоинством ничуть не хуже пилотируемых полетов в космос или ядерного оружия. Даже лучше, ибо сулит более стабильный приток финансов, чем космонавты, и не светит теми же внешнеполитическим проблемами, что и атомная бомба, при этом стратегическое преимущество все равно создает. А в нелегком деле мерянья все средства хороши.
Главное, что можно сказать о ГЛОНАСС образца 2011 года – он работает. На момент написания этого текста, на орбите в общей сложности 27 спутников, из которых 23 функционируют в штатном режиме, еще 3 – выведены на техобслуживание, и 1 вводится в действие. В более применимых к реальности цифрах: в любой точке земного шара сигнал ГЛОНАСС принимается не меньше 20 часов в день. На территории России – не меньше 95% времени.
Гибридные системы (ГЛОНАСС+GPS) определяют местоположение точнее обычного GPS– с разрешением до метра против четырех в равных условиях. Не только в теории, судя по всему: с середины 90-х ГЛОНАСС используют геологи, геодезисты и военные. Например, 6 из 9 спутниковых приемников одного из лидеров в области геодезического оборудования, японской компании Topconподдерживают и американскую, и российскую системы спутниковой навигации.
В этом контексте предложение вице-премьера Сергея Иванова оборудовать ГЛОНАСС-навигацией все муниципальные мусоровозы не выглядит таким уж невыполнимым прожектом. Особенно если учесть прошлые должности г-на Иванова – как экс-министр обороны, нынешний вице-премьер успел познакомиться с ГЛОНАСС на практике, раскритиковать ее, и, наконец, увидеть прогресс в развитии отечественной системы спутниковой навигации.
Да и бесполезным план в обязательном порядке снабдить спецтехнику трекерами не кажется. Нынешняя (а равно – почти все предыдущие) зимы показали: хочешь заставить муниципальный спецавтопарк работать – водителями, топливом и обслуживанием не обойдешься. За машинами придется следить, дабы особо ленивые не изобретали способы имитировать бурную деятельность, особо ретивые не тратили бы казенную солярку на свои собственные нужды, и так далее.

 


Появись заградительная двадцатипятипроцентная пошлина для GPS-смартфонов без поддержки ГЛОНАСС в январе 2012 года, стимулирующего эффекта для производителей гибридных навигационных устройств не будет. Потому что стимулировать будет банальным образом некого 

 
С точки зрения затрат, разница между внедрением GPS и ГЛОНАСС\GPS невелика. Средняя цена ГЛОНАСС-трекера начального уровня– те же 4,5 -5 тысяч рублей, которые придется выложить за аналогичное устройство без поддержки отечественной спутниковой системы. Более продвинутые модели тоже стоят поровну – 10-15 тысяч. ПО для обработки данных и вовсе одно и то же: что GPS, что ГЛОНАСС, что европейская Galileoподдерживают единый формат навигационных данных NMEA-2000.
Таким образом, если стоимость внедрения систем не отличается, выбор между ГЛОНАСС и GPS– целиком и полностью идеологический. И, похоже, здравый: коль скоро отечественная система навигации уже используется геологами и военными, выводить ее на рынок проще и практичнее через промышленность, чем через частный сектор. 
Тем более в потребительских устройствах ГЛОНАСС укорениться не спешит. Оно и понятно: если отдельный чип (или, как минимум, плату) для обработки сигналов с российских спутников отечественная промышленность еще осилит, то SoC(System-on-Chip) с поддержкой ГЛОНАСС придется заказывать у восточных соседей. И цена, учитывая стоимость разработки и внедрения, окажется нешуточной.
Так и получилось – по неподтвержденным данным, ГЛОНАСС-совместимая платформа QualcommMSM7x30 для телефона МТС 945 стоит на 36 долларов дороже, чем QualcommMSM7227, на котором базируется аналогичный Vodafone945 производства китайского OEM-гиганта ZTE. Похоже на правду: и МТС, и Vodafoneпродают свои смартфоны по цене порядка 300 евро, но качество компонент у британского оператора намного выше. Видимо, чтобы установить хоть сколько-нибудь конкурентный ценник, российским красно-белым пришлось срезать себестоимость всеми возможными способами. Причем результат не оправдал себя – ведущий аналитик MobileReview.ru Эльдар Муртазин утверждает, что Qualcommсочли платформу 7x30 бесперспективной, и прекратили ее производство. А ведь Qualcomm – лидер по производству начинки для современных смартфонов: их системы – в гаджетах HTC, Samsung, LG, SonyEricsson и даже некоторых моделей Nokia, не говоря уж об OEM-продуктах ZTE, Huawei и других.

 


Если идея с мусоровозами еще может получить государственную поддержку, а затем и добраться до стадии реализации, то у пошлин таких перспектив нет. А все потому, что в 2012 году - выборы, и непопулярные меры сейчас не в чести

 
На сегодняшний день, готовыми гибридными GPS\ГЛОНАСС располагает одна компания – тайваньская MStar. Ее решению MSB2501 со встроенным модулем GPS\ГЛОНАСС модулем MSB2320 рынки России и сопредельных стран обязаны появлением большого количества недорогих автонавигаторов под разнообразными OEM-брендами.
Правда, особых перспектив всему рынку портативных навигационных гаджетов это не сулит: смартфонной платформы и контрактов с известными брендами у MStarнету, проект собственного телефона находится на стадии roadmap, а продажу отдельных модулей для последующего внедрения  в SoC практикуют, мягко говоря, немногие.
Вот и получается – появись заградительная двадцатипятипроцентная пошлина для навигаторов и GPS-смартфонов без поддержки ГЛОНАСС в январе 2012, стимулирующего эффекта для производителей гибридных навигационных устройств не будет. Потому что стимулировать будет банальным образом некого. Странная, в общем-то, ситуация: заградительные пошлины для импортеров – нормальная практика, которая в свое время подняла не одну отрасль не в одной стране. При одном условии (которое в данном случае не соблюдается): у импортных продуктов должны быть местные аналоги.
Ритейлу, на долю которого приходится подавляющая часть импорта подпадающих под новые правила устройств, придется отреагировать на пошлину повышением розничных цен. Чтобы сохранить приемлемый уровень маржинальности (как минимум, 7-10% для бюджетных устройств, и до 15% для более дорогостоящих моделей), и смягчить скачок цен, который неизбежно приведет к снижению объемов продаж, увеличившиеся расходы придется покрывать за счет удорожания всех ввозимых гаджетов, облагаются они пошлиной, или нет. По данным, обнародованным компанией «Связной», на первое полугодие 2011 года доля смартфонов в общем объеме рынка составила 18% в штучном и 47% в денежном отношении (оставшиеся 82% штук и 53% прибыли приносят обычные мобильные телефоны). Учитывая, что сейчас на рынке практически отсутствуют смартфоны, не оборудованные GPS, несложно вычислить – если смартфон в среднем стоит вдвое дороже телефона (средняя доля прибыли от одного смартфона – (46\18=2,6), средняя доля прибыли от телефона – (82\53)=1,5, итого 2,6\1,5=1,9), то при прежней пропорции снизить наценку на смартфон с 25% до 15% удастся только подняв стоимость обычных мобильников примерно на 20%.
Само собой, это приведет к снижению объемов продаж – как показывает опыт, рост цен на 10% в сегменте мобильного ритейла увеличивает период реплейсмента (срок, за который среднестатистический покупатель меняет старый гаджет) примерно на месяц. Соответственно, розничным продавцам придется либо смириться с падением прибыли, либо... снова поднимать цены.
Появление на рынке ГЛОНАСС\GPS-смартфонов ситуацию не исправит. Как предсказывают аналитики, стоить они будут по меньшей мере на 10% дороже одностандартных аналогов (без учета пошлины), и «отбить» повысившиеся расходы на импорт не получится – если, конечно, не сократить его до неприемлемого минимума. Или если не воспользоваться «серыми» схемами импорта. А ведь именно к ним все и придет: альтернативы, которая бы позволила сохранить прибыль, ГЛОНАССолюбивая инициатива не оставляет.
Есть, конечно, и почти фантастический вариант, при котором официальные ритейлеры и известные бренды все-таки не уступят место «серому» ввозу и китайским подделкам. Перенося в Россию «отверточную» сборку мобильных телефонов, производители смогут импортировать не подлежащие высокой пошлине устройства, а электронные компоненты, за которые на таможне придется отдать всего 5% от их стоимости вместо четверти. И снова – немного математики: исходя из данных аналитического отчета компании «Связной», за первую половину 2011 года в России было продано смартфонов на 30,7 миллиардов рублей. Грубо говоря, $1,2 миллиарда. Если принять закупочную стоимость устройства за 50% от продажной (итого, импорт смартфонов – $600 млн за полгода, $1,2 млрд – за год), объем пошлины за смартфоны без ГЛОНАСС составит 300 миллионов американских валютных единиц в год. Строительство и оборудование цеха по конечной сборке мобильных телефонов – не больше $25 млн. Выводы делайте сами.
На самом деле, этот вариант, пускай и самый малоправдоподобный, был бы оптимален – как с точки зрения рабочих мест и налоговых отчислений в государственную казну, так и в аспектах борьбы с «серым» импортом и развития не слишком активного пока в России OEM\ODM сотрудничества между операторами связи и производителями мобильных устройств.
Хотя он и не понадобится, скорее всего. Если идея с мусоровозами еще может получить государственную поддержку, а затем и добраться до стадии реализации, то у пошлин таких перспектив нет. А все потому, что в 2012 году – выборы, и непопулярные меры сейчас не в чести. В центре внимания – это да, но участь таких мер во всех странах, где за пост президента готовится бороться политик, уже занимающий ключевую позицию, всегда одна и та же. Высокопоставленный кандидат в президенты собирает правительство, приглашает журналистов, выслушивает жалобы, и объявляет: «не бывать этому!».
Тем более, что есть альтернативный способ вывести ГЛОНАСС на рынок. Способ, не требующий ... Более того, в этом направлении уже предпринимаются шаги, и весьма неплохие. Способ прост: сделать так, чтобы ГЛОНАСС работал. Стимулировать спрос на него у производителей навигационных устройств: все же, «в четыре раза более точная навигация, двухстандартный спутниковый приемник» - далеко не худшая строчка в описании нового гаджета. Глядишь, мусоровозы всего мира и будут ездить по российским спутникам. 

Вместо постскриптума
 
В мае 2011 года Broadcom, один из ведущих производитель телекоммуникационных систем, и, в частности, поставщик навигационных чипов для iPhone 3Gи 4, представил два решения с поддержкой ГЛОНАСС - BCM47511 (GPS+ГЛОНАСС) и BCM2076(GPS+ГЛОНАСС+Bluetooth 4.0+FM). Интрига заключается в том, что новинки продвигаются не на российский рынок, а в равной степени на все международные. «Двойная точность!», говорит реклама, «двойное количество спутников!». Я же говорю, и пошлин не надо – лишь бы все работало.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов