25 июля '11

Закон «О СМИ»


Разина Хабиева

юридическая фирма «Сенешаль Нейман», юрист

 Тенденции развития медиаотрасли

В последние десятилетия организационные, технические, экономические изменения в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации, а также развитие рынка телерадиовещания, обусловили и изменения в правовом регулировании данной сферы. В связи с чем, 10 ноября 2011 г. вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации» № 142-ФЗ от 17 июня 2011 г. (далее – Закон № 142 –ФЗ). Одним из главных новшеств, внесенных данным законом, является установление новых требований к учредителям радиоканалов и радиопрограмм: со вступлением Закона № 142-ФЗ в законную силу иностранные юридические лица, российские юридические лица с иностранным участием не вправе будут выступать учредителями радиоканалов и радиопрограмм. В действующем Федеральном законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» № 2124-1 от 27 декабря 1991 г. (далее – Закон о СМИ) радиоканалы и радиопрограммы не упоминались в качестве сфер, где запрещалось участие иностранного элемента, тем самым предоставляя свободу крупным иностранным холдингам осуществлять деятельность в сфере радиовещания на территории Российской Федерации. С принятием нового закона свобода данных юридических лиц ограничивается, существующие компании должны будут привести состав участников в соответствие с новыми требованиями Закона № 142-ФЗ.
Закон № 142-ФЗ является одним из направлений реализации Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 – 2015 г., где основной целью является обеспечение населения многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов заданного качества, что позволит государству реализовать функции по обеспечению конституционного права граждан на получение информации.

 


Дополнение ст. 19.1 Закона о СМИ запретом приведет к изменению только структурных положений крупных холдингов (цепочка из российских юридических лиц), и в целом не повлияет на деятельность иностранных компаний в медиасфере

 
На сегодняшний день государство ставит перед собой определенные цели, которые требуется достичь в сфере телекоммуникаций: обеспечение возможности доступа населения Российской Федерации к телевизионным каналам и радиоканалам вне зависимости от используемых технологий трансляции; расширение масштабов промышленного производства телерадиовещательного оборудования, создание новых и задействование неиспользуемых производственных мощностей (Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 г. //http: // docs.cntd.ru / document / 902074643).
В связи с чем, в условиях интенсивного развития медиаотрасли государство пытается регулировать данную сферу путем осуществления лицензирования деятельности по оказанию услуг связи и деятельности в сфере телерадиовещания, что отразилось в Законе № 142-ФЗ. Конечной целью лицензирования является обеспечение обязательного распространения совокупности социально значимой информации (обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов, сигналов оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах и т. п.) через телерадиокоммуникации.
Все эти тенденции выразились в Законе № 142-ФЗ. Так, данный закон внес существенные изменения, в частности, в Закон о СМИ. Среди них особо нужно выделить следующее:
Во-первых, Законом № 142-ФЗ, расширяется понятие средства массовой информации (далее по тексту – СМИ), туда включаются сетевое издание, телеканал, радиоканал, им же дается легальное определение.
Под телеканалом, радиоканалом, в соответствии с новым законом, понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле -, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов.
Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом № 142-ФЗ. Эта норма, таким образом, даёт право интернет-сайту зарегистрироваться в качестве СМИ, но не рассматривается обязанностью сайта.
Закон № 142-ФЗ также вводит понятие вещателя, что не предусматривается в действующем Законе о СМИ. Под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание.
Во-вторых, новым законом № 142-ФЗ вносятся изменения в сфере регистрации СМИ. С 10 ноября 2011 г. средство массовой информации будут считаться зарегистрированными со дня принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации, а не со дня выдачи свидетельства о регистрации, как это действует сегодня.
В-третьих, в соответствии со ст. 8 Закона № 142-ФЗ регистрирующий орган будет вести реестр зарегистрированных средств массовой информации. Информация в данном реестре будет доступной для всех физических и юридических лиц, поэтому каждый сможет получить важные сведения об интересующем его СМИ. Что будет служить прозрачности и гласности в деятельности средств массовой информации.
В-четвертых, предполагается также создать государственную информационную систему в области СМИ, где будут содержаться сведения из реестра зарегистрированных СМИ, сведения из реестра лицензий на телевизионное вещание, радиовещание, сведения о законодательстве Российской Федерации о средствах массовой информации, иные установленные Правительством Российской Федерации сведения в области средств массовой информации.
В-пятых, лицензирование СМИ будет регулироваться на федеральном уровне. Если сейчас в действующем законе о СМИ существует только две статьи, посвященные лицензированию их деятельности, то новый закон содержит описание лицензионных процедур, а также объемы полномочий лицензирующего органа при их реализации.
Вводится новый правовой институт как «универсальная лицензия», под которым подразумевается право на вещание на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществление наземного эфирного вещания, спутникового вещания, кабельного вещания. Кроме универсальной лицензии в законодательстве предусматривается лицензия на вещание в определенной среде (для тех, кто не претендует или не может претендовать на первую).
В Законе № 142-ФЗ также закрепляются правовые условия для серьезного ограничения свободы вещания. В случае выявления нарушений в деятельности лицензиата, лицензирующий орган может приостановить действие лицензии на срок до трех месяцев, а если лицо не устранило данные нарушения, то аннулировать через суд. Закрепляется также возможность аннулирования судом лицензии в случае повторного нарушения в течение одного года (с момента предыдущего нарушения) лицензиатом любых лицензионных условий либо установленных законом требований, последовавшего после официального письменного предписания лицензирующего органа.
Увеличился срок действия лицензии, по новому Закону № 142-ФЗ максимальный срок будет составлять 10 лет, а не как сегодня – 5 лет.
В-шестых, в Законе № 142-ФЗ появилось право Президента РФ единолично определять претендентов для общероссийского обязательного общедоступного телевизионного канала или радиоканала. Для этих целей он не обязан проводить ни конкурсов, ни тендеров. Данная норма является показательным примером расширения государственного регулирования в данной сфере.
В-седьмых, одним из существенных и самых главных нововведений Закона № 142-ФЗ является введение дополнительных требований к учредителям радиоканалов. По действующему закону о СМИ иностранное юридическое лицо, а также российское юридическое лицо с иностранным участием, доля иностранного капитала в уставном капитале которого составляет 50 % и более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не могут выступать учредителями теле-, видеопрограмм. С принятием поправок круг объектов распространения данного запрета расширился: данные лица не могут также выступать учредителями телеканалов, радиоканалов, радиопрограмм.
На настоящий момент зона уверенного приема телевещания организаций, учрежденных иностранным гражданином, лицом без гражданства и гражданином Российской Федерации, имеющим двойное гражданство, иностранным юридическим лицом, а равно российским юридическим лицом с преобладающим участием иностранного капитала, не должна охватывать половину или более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина или более половины населения России. Данная норма будет распространяться и на радиовещание.
Законодатель также запрещает любую форму отчуждения акций или долей (продажа, дарение и т.д.) как учредителями российских телеканалов, так и после регистрации редакциями каналов, приводящая к возникновению указанных выше нарушений.

 


На сегодняшний день запрет, установленный законодателем для иностранных юридических лиц, граждан и российских юридических лиц с иностранным участием, преодолевается с помощью создания цепочки из российских юридических лиц   

 
С принятием нового Закона № 142-ФЗ распространение зарубежного телеканала или зарубежного радиоканала на территории Российской Федерации допускается только после его регистрации в соответствии с новым Законом. Таким образом, иностранным СМИ устанавливают те же правила, что и отечественным, тем самым появляется больше возможности контролировать их деятельность государственными органами нашей страны.
На сегодняшний день запрет, установленный законодателем для иностранных юридических лиц, граждан и российских юридических лиц с иностранным участием, преодолевается с помощью создания цепочки из российских юридических лиц. Это можно описать следующим образом: непосредственным владельцем определенной телекомпании является российское юридическое лицо, его учредителями тем временем являются также российские юридические лица, а в свою очередь учредителями данного юридического лица могут быть иностранные учредители. Если понимать в буквальном смысле нормы Закона о СМИ, то получается, что использование данной цепочки не является нарушением закона.
На схеме это можно изобразить так:
По такой схеме работает, например, телевизионный холдинг «СТС Медиа». Головной структурой телевизионного холдинга «СТС Медиа», управляющего каналами СТС, «Домашний» и ДТВ, является зарегистрированная в американском штате Делавэр CTC Media Inc., 38,2% акций которой принадлежит шведской Modern Times Group, а еще 36,7% торгуются на NASDAQ. А учредителями телеканалов являются российские юридические лица, как поясняет заместитель гендиректора холдинга Сергей Петров.
На отечественном радио-рынке сегодня можно выделить одного западного стратегического инвестора. Это французская медиагруппа Lagardere, которая является единственным владельцем «Европейской Медиа Группы» (ЕМГ), управляющей «Европой Плюс», «Ретро FM», «Радио 7», «Кекс FM» и «Свежим радио». В отдельно взятой Москве доля ЕМГ среди всех слушателей радио старше 12 лет, по данным TNS Russia за март—май этого года, равнялась 11%. К тому же ЕМГ является общепризнанным лидером рынка по рекламным доходам.
Структурное положение данного холдинга тоже составляет цепочка юридических лиц. Учредителями радиоканалов группы являются российские юридические лица, которые, в свою очередь, учреждены также российскими юридическими лицами, передал газете «Коммерсантъ» в июне 2009 г., господин Полински, президент ЕМГ. Действительно, учредителем СМИ, распространяющим по всей России радиопрограммы «Европы Плюс» является ЗАО «Европа Плюс», которое, по данным «СПАРК-Интерфакса», на 100% принадлежит ООО «Европейская Медиа Группа». Это же юридическое лицо является владельцем и ЗАО «Радио «Ретро», учредителя вещающего на всю страну «Ретро FM» (свидетельство Эл ФС77-36089 от 30 апреля 2009 г.). ООО «Европейская Медиа Группа» имеет уже зарубежных учредителей(www.comnews.ru/index.cfm?id=6253).
Таким образом, дополнение ст. 19.1 Закона о СМИ запретом на учреждение иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами с иностранным участием, доля иностранного капитала в уставном капитале которого составляет 50 % и более, гражданином Российской Федерации, имеющим двойное гражданство, теле-, радиоканалов, а также радиопрограмм, приведет к изменению только структурных положений крупных холдингов (цепочка из российских юридических лиц), и в целом не повлияет на деятельность иностранных компаний в медиасфере.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов