18 июля '11

«Мегафон» присматривается к «Акадо»


Ирина Скворцова

ИК "Атон", аналитик

 Московский рынок ШПД: тенденции и прогнозы 

Проникновение ШПД на московском рынке достигло предела, в условиях повышенной конкуренции рынок продолжает консолидироваться и укрупняться.
 
Тенденции московского рынка ШПД
 
Московский рынок ШПД практически насыщен. Проникновение на 1 квартал 2011 года по нашим оценкам составило порядка 84,6%, в то время как в целом по России этот показатель достиг только 32%.
Также подтверждает насыщение рынка и факт снижение темпов роста новых абонентов. Для сравнения в 1 квартале 2011 года Московский рынок прибавил 63 000 абонентов, в то время как в 2010 и 2009 по 93 000 и 162 000 соответственно. Для сравнения в регионах темп роста продолжает оставаться на высоком уровне, региональная база увеличивается в среднем на один миллион абонентов за квартал.
Основная тенденция на рынке, превалирующая уже порядка года – консолидация рынка. Московский рынок продолжает укрупняться: МТС объединился с «Комстар», «Ростелеком» приобрел компанию НТК и в скором времени станет владельцем «Центрального телеграфа». Пришла очередь и «Мегафона». После покупки компании «Нет-бай-нет», которая состоялась в начале июня 2011 года, «Мегафон» присматривается к «Акадо», которой принадлежит порядка 20% абонентов ШПД, также оператор является лидером на рынке платного телевидения, компании принадлежит порядка миллиона абонентов.

 


Основная тенденция на рынке, превалирующая уже больше года - консолидация рынка. с учетом потенциально скорой консолидации на долю мелких операторов будет приходиться порядка 11% московского рынка

 
Что касается тенденции в конкурентной борьбе операторов за новых абонентов, то с учетом увеличившейся конкуренции они стремятся удержать (переманить) абонентов посредством предоставления дополнительных услуг. В частности в 2010 год стал годом роста проникновения IP-TV. За год количество абонентов выросло на 28% до 900 тыс человек в Москве и на 16% до 16,5 млн человек в целом по России, уровень проникновения платного телевидения вырос до 24% в Москве и до 28% в целом по России.
Можно выделить также, что сейчас операторы менее охотно снижают цену на услуги. В борьбе за качественного абонента, игроки рынка предлагают более выгодные условии за те же деньги. В основном это связано с ростом скорости Интернета, что для фиксированных операторов является основным преимуществом по сравнению с мобильным ШПД, который демонстрирует высокие темпы роста.
Также предлагают комплексные тарифы, которые включат безлимитного доступа в интернет также услуги цифрового ТВ и различные дополнительные сервисы.
 
Позиции операторов «большой тройки» и мелких игроков
 
Сейчас основной драйвер роста для ШПД операторов – региональный рынок. Московский рынок уже поделен, на нем практически не осталось крупных независимых операторов.

 


В этом-следующем году мы ожидаем завершения тенденции укрупнения московского рынка. С учетом возможного расширения Москвы можно ожидать новых покупок, с учетом того, что МО лидирует по количеству независимых провайдеров

 
Лидирующие позиции по количеству абонентов в Москве продолжает занимать МТС. Компании работает маркой «Комстар», которой в свою очередь принадлежит компания фиксированной связи МГТС. Благодаря МГТС у компании есть доступ к последней миле большинства жителей Москвы, что и определяет ее первенство в Москве.  По результатам 1 квартал 2011 года МТС занимает 27% рынка Москвы по количеству абонентов, компании принадлежит порядка 874 тысячи человек (данные AC&M Consulting).
«Акадо» в последнее время активно привлекает новых абонентов. Компании удалось обойти «Вымелком» по количеству пользователей. На первый квартал 2011 года компании принадлежало 664 тысячи абонентов (по данным AC&M Consulting), что предполагает долю рынка в 21%.
«Вымпелком» по данным AC&M Consulting на 1 квартал 2011 года занимал 3 –е место. «Вымпелком» принадлежит порядка 663 тысячи абонентов. Второе место компания потеряла в сентябре 2010 года, когда ее впервые обогнала компания «Акадо» (на основе данных AC&M Consulting).
Мегафону пока принадлежит около 10% рынка. Компания в начале июня 2011 года приобрела местного оператора «Нет-бай-нет» за $270 млн. Сейчас компания присматривается к «Акадо». При условии успешной покупки, «Мегафон» сможет выйти на первое место по количеству ШПД абонентов в Москве с долей в 31%.
Четвертый потенциальный крупный оператор – «Ростелеком». Одна из целей компании – выйти на рынок ШПД Москвы и занять крепкие позиции на столичном рынке. Компания в начале 2011 года успешно приобрела НТК (которому принадлежало порядка 4% рынка ШПД в Москве), также к «Ростелекому» в скором времени перейдет во владение Центральный телеграф (марка qwerty), который занимает порядка 7% рынка, обладая на конец первого квартала абонентской базой в  220 тысяч подключенных.
Также интересно посмотреть статистику по темпам роста абонентской базы.
В первом квартале 2011 лидировали «Ростелеком» (35% всех новых подключений), затем «Акадо» (18% всех новых абонентов), затем идет «Вымпелком» (16% от общего прироста).
НТК («Ростелеком») ведет активную маркетинговую политику, также компания обладает современной – качественной сетью, все это частично позитивно отразилось на росте абонентской базы в первом квартал 2011 года. Но рост также был вызван и техническими причинами: изменения учетной политики абонентов и добавления части абонентов от самого «Ростелекома».
С учетом потенциально скорой консолидации на долю мелких операторов будет приходиться порядка 11% московского рынка. В то время как удельная доля в целом по России занимает порядка 24%
По данным аналитического агентства iKS-Consulting, лидирует по количеству независимых операторов – Московская область, так по итогам третьего квартала 2010 года их насчитывалось порядка 37, по совокупному объему их абонентской базы занимает четвертое место с 404 тысячами абонентов. ЦФО (без Москвы и области) (третий по количеству операторов в указанном сегменте) с показателем 240 тысяч занимает шестое место по общей абонентской базе независимых провайдеров. В Центральной части России (без учета Москвы и Московской области) таких операторов 21.
Также стоит заметить, что количество независимых операторов в регионах активно растет, по данным AC&M Consulting основной рост абонентов в первом квартале пришелся как раз на долю независимых операторов.

 

Рыночные доли операторов на Московском рынке ШПД (1 квартал 2011 года)
 

 

 

          
Доля по подключениям в первом квартале 2011 года
 
 
 
 
Источник: AC&MConsulting

           «Акадо» как актив
 
В группу компаний «Акадо» входит «Акадо-столиц», оператор «Комкор», белорусский «Космос ТВ».
Акционерами «Акадо» являются RenovaMediaEnterprisesLtd., которая принадлежит RenovaIndustriesLtd., и CMCRManagementLtd. Юрия Припачкина.
Компания «Акадо» занимает одно из лидирующих положений на рынке телекоммуникационных услуг Москвы. Компания занимает второе место по количеству ШПД абонентов (730 тыс на первый квартал 2011 года) и первое место по количеству абонентов IP TV (порядка одного миллиона по данным IKS Consulting за конец 2010 года).
2010 год компания закончила с хорошими финансовыми показателями: pост выручки Группы компаний «Акадо» по итогам 2010 г. составил 19% , компания нарастила выручку с 8,8 млрд руб. в 2009 г. до 10,6 млрд руб. в 2010 г. Показатель EBITDA в 2010 г. увеличился на 64%  с 2,2 млрд руб в 2009 г. до 3,7 млрд руб в 2010 г., а рентабельность EBITDA повысилась с 25,2% до 34,7%.
Также компания активно привлекала новых абонентов. В результате количество абонентов у компании выросло на 11,4% (за год) до 730 тысяч абонентов в первом квартале 2011 года. По Москве рост составил 16% до 664 тысяч абонентов, в первом квартале 2011 год, что позволило компании обогнать «Вымпелком» на московском рынке ШПД.
Мы ожидаем, что оператор продолжит занимать лидирующие позиции на ШПД рынке Москвы.
Из слабых моментов компании можно выделить менее перспективную технологию Docsis по сравнению с популярной FTTx. Из сильных сторон стоит отметить широкую базу абонентов платного телевидения (первое место по Москве).
 
«Aкадо», данные за 2010 год
ШПД (000)
625,2
Абоненты кабельного ТВ (000)
995
Превалирующая технология
Docsis
Регионы присутствия
Москва, Екатеринбург
Доля на рынках ШПД (Москва)
21%
Источник: Company data, J’son & Partners Consulting
 
По данным СМИ судьба сделки по покупке «Мегафоном» «Акадо» должна решиться буквально на днях. По сообщениям газеты «Ведомости», до конца июля его совет директоров рассмотрит и, скорее всего, одобрит покупку группы операторов «Акадо».
Основной проблемой, на наш взгляд, может стать – цена сделки. Владельцы компании вели переговоры о продаже компании с 2009 г. Последним потенциальным крупным покупателем мог стать «Связьинвест», оператор был близок к сделке осенью 2010 года, но комитет по стратегии при его совете директоров счел сделку нецелесообразной. Сделку заблокировал тогдашний гендиректор «Связьинвеста» Евгений Юрченко. В начале 2011 года было принято решение купить НТК вместо «Акадо».
«Мегафон» наравне со «Связьинвестом» также в начале прошлого года задумывался о покупке компании, но сделка так и не состоялась. Причина может скрываться в разногласии акционеров «Мегафона», отношения были обострены в начале прошлого года в связи с желанием «Альфы» объединить компанию с турецким оператором.
Год назад «Мегафон» был готов потратить порядка $700 млн, без учета долга (или около $1,1 млрд с учетом долга «Акадо» в прошлом году ). За 2010 год компания улучшила свои финансовые показатели, по сообщениям СМИ снизила долг до $200 млн.
По данным газеты «Ведомости» сумма сделки практически не изменилась по сравнению с той, что обсуждалась в конце 2010 г., и близка к $1,2 млрд. Данная сумма, по нашим расчетам, подразумевает коэффициент EV/EBITDA 2010 порядка 10. Данная оценка выглядит высокой, но это единственный шанс для «Мегафона» догнать МТС и «Вымпелком» на московском рынке. Поэтому на наш взгляд «Мегафон» будет готов переплатить за актив и есть большая вероятность, что сделка состоится. Тем более у «Мегафона» нет проблем с наличностью. По состоянию на 1 квартал 2011 года на балансе компании было порядка 66 млрд руб. свободных денежных средств.
 
Прогноз развития рынка
 
Говоря о прогнозах для рынка ШПД, можно выделить несколько моментов. Во-первых, в этом – следующем году мы ожидаем завершения тенденции укрупнения московского рынка. Ожидаем роста конкуренции, особенно с учетом активного роста пользователей мобильного Интернета. Продолжиться активное развитие платного телевидения и дополнительных услуг, а также увеличение емкости сетей направленное на удержание абонента. Мы не ожидаем падения цен на московском рынке, с учетом того, что они одни из самых низких для России. Также с учетом возможного расширения Москвы можно ожидать новых покупок, с учетом того, что МО лидирует по количеству независимых провайдеров.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов