11 июля '11

ГЛОНАСС – затянувшийся проект


Эльдар Вагабов

"Альфа-Банк", аналитик

 

Меняется ли конечная сумма от перемены мест слагаемых?
 
Одним из заявленных приоритетов политики российского государства в сфере развития телекоммуникационных технологий является активное продвижение идеи запуска отечественной спутниковой системы глобальной навигации и позиционирования, которая получила название «ГЛОНАСС». Начало созданию системы положил запуск на орбиту Советским Союзом в далеком 1982 г. первого спутника группировки. В 1993 г. система была официально принята в эксплуатацию с орбитальной группировкой, состоящей из 12 спутников. Всего же проектом предполагается наличие в группировке 24 спутников, которые теоретически должны обеспечивать покрытие системой всей поверхности планеты. Несмотря на то, что с тех пор прошло более 20 лет, система до сих пор не заработала в полную силу, поскольку те спутники, что запускались во времена Советского Союза, постепенно вырабатывали свой ресурс и требовали замены, на что уходило и время, и весьма дефицитные по меркам 90-х гг. средства.
 
Ключевые проблемы ГЛОНАСС на текущем этапе
 
В настоящее время ситуация с ГЛОНАССом обстоит следующим образом. В 2010 году в ходе двух запусков ракет на орбиту было выведено 6 спутников, и число работающих спутников составило, как и полагается, 24 единицы. Помимо этого, на орбите находятся еще 2 резервных спутника, которые в любой момент готовы взять на себя нагрузку в случае выхода из строя основных аппаратов. Что касается самих спутников, то за годы работы системы они претерпели существенные видоизменения, пройдя через ряд «серий», которые находятся как на стадии разработки и летно-конструкторских испытаний, так лишь и на стадии изучения. Даже принимая во внимание неоспоримые достижения на пути создания российской системы глобального позиционирования, нельзя не отметить, что в свое время момент был упущен, и первенство в негласной борьбе теперь находится в руках американцев с их системой глобального позиционирования GPS (ряд стран, правда, пытаются запустить свои собственные системы, но они пока находятся на довольно ранних этапах развития).

 


Кадровые перестановки в НИС ГЛОНАСС продолжатся, и команда топ-менеджеров и директоров будет постепенно пополняться соратниками Е.Примакова. Не удивимся, если на определенном этапе в НИС ГЛОНАСС может придти близкий друг и давний коллега Е.Примакова по силовым структурам и МИДу Ю.Зубаков

 
Также нельзя не отметить и то, что оборудование для работы в системах GPS и ГЛОНАСС хоть и не столь радикально, но все же различается (правда, существует еще и двухчипное оборудование, позволяющее работать с обеими системами одновременно, в зависимости от предпочтений пользователя, но встречается оно не часто). И если оборудование для американской системы существует уже довольно давно и успело себя неплохо зарекомендовать, то оборудование для ГЛОНАСС пока еще весьма далеко от совершенства и нуждается в существенной доработке.
На наш взгляд, двумя основными проблемами развития системы ГЛОНАСС являются уже ставшее традиционным для России недофинансирование НИОКР и «утечка мозгов», что растянуло во времени сроки полноценного ввода системы в эксплуатацию на два с лишним десятилетия. Невзирая на то, что в последнее время власти уделяют этим проблемам довольно большое внимание, конечный результат все еще оставляет желать лучшего. Проблему же отставания ГЛОНАСС от GPS чиновники все еще решают старыми методами, что называется, «в лоб». Вместо того чтобы совершенствовать отечественное производство ГЛОНАСС-оборудования и стимулировать рост интереса частных пользователей к ГЛОНАССу, власти решили, что гораздо проще будет ограничить конкуренцию со стороны GPS, запретив ввоз в страну оборудования, которое не поддерживает работу в системе ГЛОНАСС. Понятно, что практически все оборудование в мире производится с расчетом на GPS, тогда как доля ГЛОНАСС-оборудования весьма мала (оно производится в основном в России или собирается в Китае по заказу российских фирм). Таким образом, чиновники искусственно пытаются создать условия, при которых конкуренции в данном сегменте телекоммуникационного рынка практически не будет. А, как известно из теории экономики, в подобных условиях стимулы для развития у отечественных производителей также будут отсутствовать.
 
Кадровые перестановки только начинаются?
 
Возможно, под давлением накопившихся проблем, а, возможно, и по каким-либо другим причинам (в качестве одной вероятной причины участники рынка ссылаются на поручение Президента РФ, в соответствии с которым министры и вице-премьеры должны покинуть советы директоров крупных стратегически важных компаний) буквально на днях в федеральном сетевом операторе системы ГЛОНАСС (НИС ГЛОНАСС) произошли довольно существенные кадровые перестановки. Так, в совет директоров оператора сроком на один год был избран Евгений Примаков. Как сообщается, на этом посту он сменит Министра по чрезвычайным ситуациям С.Шойгу и, по всей видимости, может даже возглавить совет. В качестве официальной причины этого кадрового решения отмечается колоссальный опыт Е.Примакова, который, как считается, может помочь продвижению системы ГЛОНАСС на международных рынках.

 


Теоретически планы, которыми руководтвуется НИС ГЛОНАСС, могут быть реализованы, однако, с практической точки зрения, сделать это будет весьма нелегко. Очевидно, что существенную поддержку здесь могло бы оказать Правительство РФ, однако, активные действия на этом направлении возможны лишь после выборов 2012 года

 
Мы полагаем, что, как это зачастую бывает, причин этой кадровой перестановки нашлось сразу несколько. Действительно, в предвыборный год Кремль хочет обыграть снижение влияния государства на экономику страны. С другой стороны, логика вывода Министра по чрезвычайным ситуациям из совета директоров НИС ГЛОНАСС нам также вполне понятна: эта организация не является профильной с точки зрения Министерства и, таким образом, контроля над ней по идее быть не должно. Что же касается назначения на этот пост именно Е.Примакова, то мы считаем, что экс-премьер действительно обладает уникальным опытом, который может пригодиться на новом месте работы. Но, что более важно, Е.Примаков, как представляется нам, весьма лоялен к действующей Администрации Кремля. Более того, несмотря на то, что из большой политики он ушел довольно давно, и за прошедшее время большая часть фигур в политической элите страны сменилась, он обладает широкими связями практически во всех властных кругах, что, как мы считаем, позволит ему довольно эффективно лоббировать интересы НИС ГЛОНАСС.
Однако, несмотря на приход на новый пост столь влиятельной фигуры, мы не ожидаем радикальных перемен в курсе, проводимом организацией. Во-первых, этот самый курс определяется скорее не изнутри, а извне. И, во-вторых, от воли одного человека, каким бы влиятельным он ни был, не так уж и много зависит: в своих решениях он будет вынужден опираться на поддержку других управленцев. Поэтому весьма вероятным нам представляется тот сценарий развития событий, при котором кадровые перестановки в НИС ГЛОНАСС продолжатся, и команда топ-менеджеров и директоров будет постепенно пополняться соратниками Е.Примакова. При этом мы не исключаем принятия, казалось бы, не совсем очевидных решений. Например, мы не удивимся, если на определенном этапе в НИС ГЛОНАСС может придти близкий друг и давний коллега Е.Примакова по силовым структурам и Министерству иностранных дел Ю. Зубаков.
 
«Непонятный» международный аспект
 
Как отмечалось, первоочередной задачей, которая будет стоять перед Е. Примаковым практически с самого начала его работы в НИС ГЛОНАСС, является «создание международной кооперации для развития технологий и активного продвижения ГЛОНАСС на внешние рынки». Нам, однако, не совсем понятно, о какой именно кооперации идет речь, поскольку деятельность ГЛОНАСС не является публичной и ориентирована не столько на частный сектор, сколько на удовлетворение потребностей государства, прежде всего, в сфере обороны. Тем более мы не понимаем, какой внешний аспект деятельности может быть в этом случае. Тем не менее, ГЛОНАСС все же является системой двойного назначения, которая несмотря на свою очевидную «милитаризованность» не исключает также и коммерческое направление развития, что в широких массах в подавляющем большинстве случаев ассоциируется с поддержкой систем автомобильной навигации.
Таким образом, возможно, здесь идет речь о конкуренции с GPS: по всей видимости, оператор ГЛОНАСС имеет своей целью вытеснение GPS с рынка (или, как минимум, завоевание весомой доли этого рынка). Более того, из озвученных заявлений становится понятно, что цели оператора куда более масштабные: он не планирует ограничиваться внутренним рынком, а желает получить присутствие и наращивать продажи также и на внешних рынках. Мы полагаем, что наиболее вероятным в данном случае является выход на рынки развивающихся стран, прежде всего Азиатско-Тихоокеанского региона (Индия, Вьетнам и т.д.), а также ряда стран Ближнего Востока и Северной Африки, которые по праву считаются традиционными партерами России в сфере ВПК (например, Египет и Алжир). 
 
Реальность не всегда оправдывает ожидания
 
Мы считаем, что эти масштабные планы государства вполне могут оправдаться, однако, для этого одной лишь политической воли будет недостаточно. Государству предстоит проделать грандиозную работу, как в сфере НИОКР, так и в развитии технологий продаж. И если с первым направлением нам еще более или менее все ясно, то с продажами у нас остается значительное количество нерешенных вопросов. Очевидно, что российское оборудование может быть доведено до ума, однако на это потребуется довольно продолжительное время, в течение которого, как надо полагать, конкуренты также будут предпринимать весьма активные действия. Мы считаем, что на первых порах «сырое» оборудование не будет пользоваться широким спросом. Скорее всего, его заказчиками станут правительственные структуры тех или иных стран, которые по определенным причинам (возможно, более низкая цена или политические мотивы) будут отдавать предпочтение продукции российских производителей навигационных модулей, а не их американских коллег. В этом, как мы считаем, как раз и сможет помочь Е. Примаков, которого очень хорошо знают за рубежом. Лавинообразного спроса со стороны зарубежного частного сектора пока что не предполагается, и исправить эту ситуацию Е. Примакову будет довольно тяжело.
Итак, подводя итог сказанному, можно предположить, что теоретически планы, которыми руководствуется НИС ГЛОНАСС, могут быть реализованы, однако, с практической точки зрения, сделать это будет весьма нелегко. Очевидно, что существенную поддержку здесь могло бы оказать Правительство РФ, однако, активные действия на этом направлении возможны лишь после выборов 2012 г. Основным риском, как нам представляется, является вероятность того, что текущая активность властей в деле продвижения ГЛОНАСС за рубежом может не иметь логического завершения после выборов, поскольку их исход доподлинно не известен.
 

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов