6 июля '11

«Почта России» выходит на рынок интернет-торговли


Василий Копосов

ИК «Энергокапитал», аналитик департамента инвестиционного моделирования

 Первый шаг к интеграции в глобальную почтовую систему

Сегодня можно говорить о том, что «Почта России» полностью отвечает определению «единый национальный оператор почтовой связи». Компания, включающая в себя 86 филиалов, около 42 тысяч объектов почтовой связи, зона охвата которых простирается на все города и большинство сельских населенных пунктов, при этом все весьма слабо представлена за границей.
Если обратиться к истории, русская почта была представлена за рубежом в период 1748-1920 гг. Отделения русской почты открывались в тех странах, где местные операторы не внушали доверия правительству Российской Империи. В частности, первая русская почта была организована в Османской империи, затем отделения открывались в Китае, Монголии, Румынии, Болгарии и на острове Крит. Почтовая корреспонденция доставлялась из этих отделений как непосредственно в Россию, так и за ее пределы.
Тем не менее, события 1917 г., а так же все, что последовало за ними, практически отрезали зарубежные представительства российской почты от финансирования из центра, что в течение трех лет привело к их полному закрытию.
Необходимо отметить, что в XVIII в. открытие почтовых отделений за пределами собственной страны было обычным явлением. Австро-Венгрия, Великобритания, Греция, Италия, Китай, США, Франция и Германия имели отделения собственной почты за своими границами. В частности, германская почта работала в Османской империи, Китае, Занзибаре и Марокко.

 


Выход «Почты России» на рынок интернет-торговли и подписание договоров с крупнейшими зарубежными интернет-магазинами мы рассматриваем как первый шаг к интеграции российского оператора в глобальную почтовую систему, необходимый для дальнейшего развития в этой стезе

 
Однако, при этом, развитие почты Германии пошло по иному пути. Если в СССР, а затем и в России финансирование почтового оператора на протяжении последних нескольких десятков лет было весьма скудным, что стало причиной застоя в технологическом развитии, низкого качества и высокого уровня износа материально-технической базы и низкого уровня подготовки сотрудников. Германская почта тогда же была преобразована в холдинговую компанию, объединяющую непосредственно почтового оператора Deutsche Post AG и оператора экспресс-доставки DHL. Deutsche Post была приватизирована в начале 90-х гг. XX в. С тех пор немецкий почтовый оператор, проведя ряд сделок по слияний-поглощений, превратился в одну из крупнейших в мире логистических компаний, имеющую отделения во многих странах мира. Компания привлекает сторонних инвесторов, ее акции торгуются на немецкой фондовой бирже.
Пример Deutsche Post, считающейся сегодня одним из наиболее надежных и, что немаловажно, быстрых почтовых операторов, весьма показателен и на него определенно следует равняться. Тем более, на этапе, когда за «Почту России» активно взялись с целью превращения ФГУПа из рудимента советской эпохи в современное предприятие, способное вопреки социальной нагрузке генерировать прибыль и в перспективе стать привлекательным активом для сторонних инвесторов, после проведения акционирования. Таким образом, выход «Почты России» на рынок интернет-торговли и подписание договоров с крупнейшими зарубежными интернет-магазинами мы рассматриваем как первый шаг к интеграции российского оператора в глобальную почтовую систему, необходимый для дальнейшего развития в этой стезе.
 
Новые партнеры «Почты России»
 
Недавно менеджмент «Почты России» объявил о скором подписании соглашений о сотрудничестве с ведущими мировыми интернет-магазинами, среди которых Ebay Today, Shipito, Yoox, G-Market, а так же российским Ozon.ru (5 июля стало известно о том, что соглашение с Ozon.ru заключено).

 


Российский рынок интернет-торговли обладает высочайшим потенциалом роста. Несмотря на существование различных обходных путей, лишь партнерство с национальным почтовым оператором обеспечит для зарубежных интернет-аукционов полноценный выход на российский рынок

 
Пользуясь услугами «Почты России» и раньше можно было получить товар, заказанный, например, на Ebay. При этом многие должны помнить не самую приятную историю, случившуюся в начале 2010 г. Тогда стало известно о резком ухудшении качества предоставляемых «Почтой России» услуг, до этого и так не бывших образцовыми. Пользователи Ebay до двух месяцев не могли получить оплаченные товары связи с задержками с доставкой посылок посредством EMS. При этом правила Ebay предусматривают ответственность продавца в том случае, если срок доставки товара превышает 1 месяц, что заставило многих отказаться от работы с российскими клиентами.
Задержки объяснялись как таможенными проволочками, так и медленной работой пункта международного почтового обмена. Здесь так же стоит отметить, что в России число подобных центров на душу населения в разы меньше чем в Германии или США.
Теперь ФГУП рассчитывает наладить взаимодействие со всеми крупнейшими зарубежными игроками рынка. В конечном итоге, согласно планам, процедура покупки товаров на зарубежных интернет-аукционах и магазинах для российских пользователей значительно упростится, а сроки доставки – сократятся.
Достичь этого на «Почте России» рассчитывают за счет введения ряда мер, которые, по мнению менеджмента, позволят оптимизировать работу службы доставки. В частности, российский почтовый оператор выступает с ряжом предложений для пользователей услуг, среди которых – указывать тот адрес доставки, по которому клиент проводит большую часть дня, а так же указывать номер мобильного телефона. Службой EMS может быть введено правило, обязывающее оператора почтовой связи производить предупредительный звонок клиенту для подтверждения времени и адреса доставки.
Кроме того, ведутся переговоры касательно совершенствования системы возврата товаров на примере опыта взаимодействия EMS с итальянским интернет-магазином Yoox. Суть опыта заключалась в том, что в конверт с посланием клиент получал вкладыш, включавший в себя основную информацию о сделанном заказе. В случае возврата товара по зашифрованным во вкладыше данным возврат оформлялся в офисе EMS Russian.
Конечно, по своей сути, описанные выше нововведения не потребуют от «Почты России» каких-либо существенных капиталовложений. При этом, все это является совершенно естественным для частных, менее крупных, зато в большей степени клиентоориентированных курьерских или почтовых контор.
Интерес зарубежных интернет-магазинов в сотрудничестве с «Почтой России» легко объясним. Российский рынок интернет-торговли обладает высочайшим потенциалом роста. Несмотря на существование различных обходных путей, лишь партнерство с национальным почтовым оператором обеспечит для зарубежных интернет-аукционов полноценный выход на российский рынок.
Перспективным выглядят и сотрудничество с российским интернет-магазином Ozon.Ru. Ozon является одним из старейших игроков на российском рынке интернет-продаж. Годовой оборот в 2010 г. достиг 4,15 млрд. руб., увеличившись за год на треть. База активных клиентов Ozon составляет порядка 600 тыс. пользователей, а известность бренда распространяется на 70% российских пользователей интернета. Компания предлагает 16 вариантов доставки товаров покупателям (в основном это доставка курьером в пределах региона), имеет пункты выдачи в 93 городах России. Кроме того, в иные регионы России имеется возможность заказать товары, воспользовавшись услугами «Почты России».
Положительный эффект от соглашения между Ozon.Ru и «Почтой России» будет очевиден для обеих сторон. Ozon сможет значительно увеличить территорию охвата, например, используя площади «Почты России» в отдаленных регионах в качестве пунктов выдачи. Кроме того, интернет-магазин посредством сотрудничества сумеет добиться ускорения темпов доставки товаров в регионы. Эти факторы будут способствовать привлечению новых клиентов из малообеспеченных товарами не первой необходимости уголков страны. «Почта России», в свою очередь, получит в лице Ozon.Ru партнера, обладающего довольно стабильным объемом портфеля заказов, а значит способного приносить регулярный и прогнозируемый доход ФГУПу с приемлемым  и устойчивым уровнем маржи.
 
Плюсов много, рисков тоже
 
Несомненно, вышеописанные начинания, озвученные менеджментом «Почты России» на ежегодном форуме «Почтовая тройка», могут быть оценены очень положительно. Тем не менее, реализация данных проектов возлагает на «Почту России» весьма серьезную ответственность.
Как зарубежные интернет-аукционы, так и российские, в первую очередь, заинтересованы в быстрой и надежной доставке продаваемых на их площадках товаров конечным покупателям. «Почта России» для ускорения доставки предлагает введение довольно очевидных и простых мер, не требующих существенных капвложений. Вопрос заключается лишь в том, будет ли этих мер достаточно?
Всем известны уже ставшие классическими проблемы «Почты России»: изношенность материально-технической базы, низкие зарплаты и, как следствие, невысокий профессионализм сотрудников, а также простая нехватка сотрудников, недостаточное количество сортировочных центров. Ясно, что со всеми этими проблемами нужно бороться в рамках программы модернизации ФГУПа. Однако, на текущем этапе, к сожалению, есть некоторые сомнения в том, что «Почта России» действительно сумеет выполнить требования зарубежных партнеров, для которых по-прежнему проще отказаться от работы на российском рынке, нежели рисковать собственной репутацией в связи с медленной работой службы доставки.
Таким образом, если соглашения будут подписаны – не стоит недооценивать их значение. Для «Почты России» крайне важно повысить лояльность к своему бренду за рубежом. Улучшение международных коммуникаций, несомненно, даст толчок к дальнейшему развитию связи внутри страны. Да и финансовая сторона вопроса имеет значение. Увеличение объемов доставки товаров с зарубежных интернет-аукционов положительно скажется на объеме доходов высокомаржинального сегмента EMS. Важно так же то, что бизнес интернет-магазинов не характеризуется сезонностью и вполне стабилен. А значит, при бизнес-планировании «Почта России» сможет учитывать прогнозируемые дополнительные доходы, что в будущем привлечет потенциальных инвесторов. Тем не менее, тот груз ответственности, который предполагает партнерство с мировыми лидерами рынка интернет-продаж станет тяжелой проверкой жизнеспособности ФГУПа и действий его менеджмента в рамках распределения выделяемых на модернизацию денег.
Если «Почта России» проверку выдержит, конечно, конечный потребитель от этого только выиграет. Развитая и быстрая почтовая сеть, возможность заказа и получения в установленные сроки любых товаров, в том числе и из-за границы, несомненно, будет востребовано как в центральных, так и в отдаленных регионах России. Однако лишь время даст ответ на вопрос, оправдает ли «Почта России» выдаваемые ей сейчас авансы.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов