5 июля '11

Минкомсвязи ужесточило правила оказания услуг мобильной связи

В Минкомсвязи прошло общественное обсуждение замечаний к проекту новых правил оказания услуг мобильной связи, подготовленных рабочей группой, состоящей из представителей операторов и различных ведомств. Минкомсвязи представило свою позицию по наиболее спорным положениям проекта.
Особое внимание было уделено вопросу системы оплаты услуг. Предлагаемые проект новых правил не рассматривал форму оплаты (авансовая или кредитная) как существенное условие договора. Кроме того, операторы, согласно документу, имели возможность оговорить в договоре случаи, когда (даже при авансовой системе оплаты) при нулевом балансе услуги могут оказываться в кредит. Аргументом операторов в данном случае являются кейсы, когда оператор не имеет возможности контролировать баланс абонента, как например в международном роуминге. По поручению Минкомсвязи в проект новых правил должны быть внесены соответствующие изменения, которые обеспечат абоненту возможность самостоятельно принимать решение пользоваться или не пользоваться кредитом, в том случае, если выбирается предоплатный тарифный план. Кроме этого, из проекта поручено исключить обоснование внутрисетевого роуминга. Минкомсвязи также предложило предоставить абонентам возможность переходить на любые общедоступные тарифы, а операторам, в свою очередь, — включать в тарифный план скидки для новых пользователей. Еще одно решение касалось взимания платы за расшифровку счета – операторам предоставили возможность брать дополнительные деньги только за бумажную распечатку детализации.
В экспертном сообществе поправки, предлагаемые Минкомсвязью к проекту новых правил оказания услуг мобильной связи считают свидетельством ужесточения контроля за деятельностью операторов сотовой связи, что в принципе соответствует тенденции европейского рынка подвижной радиотелефонной связи. При этом согласно прогнозам, ограничения цен на услуги мобильной связи в ближайшей перспективе будут только усиливаться.
Аналитики выражают убежденность в том, что поправки в правила, предлагаемые различными регуляторами, направлены на защиту прав потребителей и, скорее всего, в конечном итоге правила будут приняты в новой редакции, с учетом позиции Минкомсвязи. Несмотря на то, что обсуждение темы находится на начальном этапе, профессионалы считают, что операторам все-таки придется пойти на определенные уступки, что, тем не менее, вслед за повышением лояльности абонентов может привести и к увеличению прибыли самих операторов.
 


Эксклюзивные комментарии:

Ирина Гончаренко, юрист
юридическая фирма «Вегас-Лекс»

«Все поправки, предлагаемые Минкомсвязи к внесению в Правила оказания услуг мобильной связи (далее – Правила), являются отражением прослеживаемого усиления контроля за деятельностью операторов мобильной связи. Повышенный интерес обусловлен, в том числе, продолжающими привлекать внимание случаями нарушения прав потребителей на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи, вызванными недостаточностью применяемой системы информирования в режиме реального времени о расходах в роуминге в совокупности с возможностью оказания услуг в кредит для подписчиков prepaid-тарифов. Помимо вопросов выбора системы расчетов (авансовая или кредитная) и стоимости услуг внутрисетевого роуминга, внимание государства привлекла также избираемая операторами система тарификации (так, ФАС в начале июня 2011 года подтвердила ранее высказанную позицию о том, что за единицу тарификации должна быть принята секунда, а не минута разговора, как это есть сейчас). Учитывая общую тенденцию к лоббированию различными государственными органами (ФАС, Роспотребнадзор) поправок в Правила, направленных на защиту прав потребителей, представляется, что высказанная Минкомсвязи инициатива может быть поддержана, что в итоге может привести к появлению новой редакции Правил. Следует отметить, что тенденции ужесточения регулирования на рынке подвижной радиотелефонной связи в Российской Федерации в целом отражают тенденции, происходящие на аналогичном рынке Евросоюза, где уже несколько лет действует режим ограничения цен на услуги мобильных операторов и с каждым годом эти ограничения лишь усиливаются».



Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние

«Желание Минкомсвязи сгладить острые углы и очевидные несуразицы в законопроекте выглядит вполне обоснованным. Оно имеет своей целью достижение баланса сил между основными игроками на рынке, что должно привести к установлению прозрачных правил игры и снижению трений. При этом нам бы хотелось надеяться на то, что позиция Минкомсвязи будет взвешенной и равноудаленной. Мы считаем, что свое мнение Минкомсвязи должно в обязательном порядке высказать относительно порядка оказания услуг связи при различных системах оплаты этих услуг. Также, как нам представляется, получит рассмотрение и вопрос со стоимостью оплаты детализации. Не менее животрепещущим представляется вопрос со стоимостью услуг в национальном роуминге. Естественно, что не все предложения, выдвинутые регулятором, придутся по вкусу абсолютно всем игрокам. Так, операторы вряд ли с воодушевлением примут те меры, которые потенциально могут привести к снижению прибыльности их бизнеса в угоду их же клиентам. В то же время следует отметить, что окончательного решения ни по одному из озвученных решений пока что не принято, а дискуссии будут идти еще какое-то время. Насколько понятно мне, переговоры находятся на весьма ранней стадии, и достоверно предсказать их итог сейчас вряд ли представляется возможным. Я лишь повторюсь, сказав, что надеюсь на беспристрастность и равноудаленность регулятора то основных сил влияния на рынке. Мы считаем, что в конечном итоге не исключено, что операторам связи придется пойти на уступки своим абонентам, что, по идее, должно повысить лояльность последних и, возможно, будет даже способствовать росту выручки сотовых компаний».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов