27 июня '11

Уступка государству


Эльдар Вагабов

"Альфа-Банк", аналитик

 Развитие 4G в России: ущерб для бизнеса или залог будущего успеха? 

В своем отчете за 2010 г. лидер российского рынка сотовой связи, компания МТС, констатировала, что развитие сети 4 поколения с использованием инфраструктуры «Скартела» несет в себе определенные политические риски, а также может оказать негативное влияние на выручку и рентабельность компании. Данное утверждение выглядит немного странным, однако, все становится на свои места, если вспомнить события трехмесячной давности. Напомним, что в марте этого года МТС, «Вымпелом», «Мегафон» и «Ростелеком» заявили о готовности заключить соглашение со «Скартелом» о строительстве собственных сетей 4G на базе его частотного ресурса. Дело в том, что у этих компаний выделенных для этих целей частот нет, тогда как они имеются у «Скартела», в числе акционеров которого значится госкорпорация Ростехнологии, которая, по всей видимости, и смогла обеспечить «Скартел» дефицитным по нынешним временам ресурсом.
 
Взаимоневыгодное сотрудничество…
 
Следуя задачам, поставленным Правительством страны в отношении развития в стране связи нового поколения, крупнейшие российские сотовые операторы декларировали в числе своих приоритетов развития на ближайшую перспективу развитие сетей 4G. Как было отмечено, для решения этой весьма амбициозной задачи операторам связи потребовалось вступить в партнерские отношения со «Скартелом», имеющим в своем распоряжении необходимый частотный ресурс, поскольку подходящих частот у самих компаний нет и, как можно предположить, их появление в обозримом будущем не предвидится. Итак, в марте частные операторы связи в присутствии премьер-министра Владимира Путина подписали специальный меморандум с акционерами «Скартела», в частности, с госкорпорацией Ростехнологии, условия которого предусматривают, что они получат возможность работать в сетях «Скартела» в качестве виртуальных операторов связи LTE. Также меморандум предусматривает возможность выкупа операторами «большой четверки» по 20% акций «Скартела» в 2014 г. по рыночной стоимости. Насколько нам известно из информации, имеющейся в отрытом доступе, если кто-то из покупателей откажется от исполнения опциона, то остальные участники соглашения должны будут выкупить его долю.
 
…или партнерство не на равных?
 
Очевидно, что в значительной степени операторы были вынуждены заключить подобный договор, поскольку ни для кого не является секретом то, что развитие сетей нового поколения – довольно спорный в экономическом отношении вопрос. Так, операторы неоднократно заявляли о том, что это весьма затратное направление развития, окупаемость которого находится в зависимости от множества трудно прогнозируемых факторов. Кроме того, компании также давали понять, что они не хотели бы развивать это направление прежде чем смогут окупить свои расходы по строительству сетей третьего поколения. Несомненно, что развитие технологий связи 4G на базе арендованных частот сократит издержки операторов, однако, как мы полагаем, не столь существенно: стоимость частотного ресурса в общей структуре расходов на развертывание и обслуживание сетей связи не является самым главным параметром, тогда как основные расходы приходятся на «железо» и программное обеспечение.

 


Заключение операторами «большой четверки» соглашения с Ростехнологиями носит не столь выгодный для них характер и скорее является уступкой государству, нежели желанием самих операторов заработать себе дополнительную выручку

 
Нам также не совсем понятно то, с какой целью операторы «большой четверки» приняли на себя опцион на выкуп долей в «Скартеле». С учетом нарастающей активности государства в деле приватизации объектов госсобственности, отмечаемой в последнее время, невольно возникает мысль о том, что продажа «Скартела» также призвана служить прежде всего задаче пополнения госбюджета, а уже потом интересам частного бизнеса. Тем более, что наличие в составе акционеров пяти компаний с долями по 20% (мы считаем, что если опционы будут исполнены и 80% акций «Скартела» будут выкуплены крупнейшими российскими игроками рынка сотовой связи, Ростехнологии предпочтут сохранить миноритарный пакет в компании) фактически означает то, что никто из компаний не будет иметь абсолютно никакого преимущества над своими конкурентами, что в принципе делает идею об участии в совместном предприятии бессмысленной с экономической точи зрения. Указанное обстоятельство также свидетельствует, на наш взгляд, о том, что сотовые операторы заключили это соглашение «под влиянием обстоятельств», а не по собственной доброй воле.
Нельзя, однако, исключать того, что кто-то из операторов «большой четверки» предпочтет не воспользоваться своим правом на выкуп акций. Тогда его 20% должны быть выкуплены оставшимися партнерами по сделке. В этом случае тоже имеются свои подводные камни. Мы с трудом можем представить себе частную компанию (компании), которая хотела бы консолидировать мажоритарный пакет в «Скартеле», блокирующий пакет акций которого все еще будет находиться в руках государства. По сути такая ситуация будет означать дополнительные траты без какой бы то ни было гарантии на получение операционного контроля, что здравомыслящий стратегический инвестор вряд ли себе может позволить. Все же здесь есть одно исключение: на подобные условия мог бы согласиться полугосударственный «Ростелеком», но в этом случае в числе проигравших окажется государство: покупка акций «Скартела» «Ростелекомом» фактически будет означать перекладывание денег из одного кармана в другой, тогда как о пополнении бюджета можно будет забыть.

 


Бюррократизация экономики, препятствующая нормальному развитию частного телекоммуникационного бизнеса и негласные преференции в отношении государственных операторов связи оказываются серьезной проблемой даже для крупнейших игроков рынка

 
Итак, мы полагаем, что заключение операторами «большой четверки» соглашения с Ростехнологиями носит не столь выгодный для них характер и скорее является уступкой государству, нежели желанием самих операторов заработать себе дополнительную выручу.
 
Публичность обязывает…
 
По всей видимости, примерно такими же причинами руководствовалась компания МТС, когда в своем годовом отчете она заявляла о наличии существенных рисков в связи со вступлением в «партнерские отношения» со «Скартелом». Несмотря на то, что соглашение дает всем его участникам равный доступ к инфраструктуре «Скартела» и поможет им затратить меньше средств на создание 4G-сети, оно может оказаться весьма невыгодным, поскольку заключает в себе довольно весомые экономические и политические риски. Компания признает, что «ограниченное количество частот может помешать получить все ожидаемые выгоды от строительства сети 4G, поскольку как емкость сети, так и возможности по расширению будут ограничены». Компания также довольно отрыто признает то, что ее могут вынудить «по политическим или иным причинам» развивать 4G в рамках «Скартела» «на коммерчески невыгодных условиях», что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на доходах и рентабельности бизнеса.Если же в конечном итоге МТС так и не сможет построить коммерчески обоснованную 4G-сеть, а кому-то из конкурентов компании это удастся, то он получит преимущество, которое может принести значительный ущерб бизнесу МТС, говорится в документе.
Уже после заключения меморандума со «Скартелом» представитель контролирующего акционера МТС (АФК «Система») заявил, что расчеты параметров сотрудничества пока не закончены, многие вопросы так и не решены. Например, до сих пор непонятно, что выгоднее: строительство объединенной инфраструктуры операторами «большой четверки» или обновление существующих сетей каждым из операторов в отдельности. Причем выбор более дорогой альтернативы грозит операторам связи довольно серьезными финансовыми потерями, которые, как несложно предположить, они попытаются переложить в конечном итоге на потребителей своих услуг. Подобная же неопределенность сохраняется и в отношении других не менее важных вопросов. Очевидно, что присутствие неопределенности повышает операционные и финансовые риски, что также потенциально грозит компаниям финансовыми потерями.
Что касается других представителей «большой четверки», то отсутствие долгой публичной истории или листинга на бирже является, на наш взгляд, основной причиной того, почему их заявления в отношении подписанного меморандума были более сдержанными. Например, «Вымпелом» просто отказался от комментария ситуации с меморандумом, ограничившись общими словами и сославшись на то, что риски по проектам 4G оценивать преждевременно (на это у нас возникает вполне логичный вопрос: неужели риски надо оценивать не до реализации проекта, а уже по факту, после его завершения?). «Ростелеком» также отказался от каких-либо комментариев и только «Мегафон» выразил надежду на то, что «в результате будет создан прозрачный и понятный всем механизм взаимодействия операторов связи».
И, наконец, мы считаем, что представленная картина была бы неполной без разъяснения позиции Ростехнологии. Официальная позиция госкорпорации сводится к тому, что никакого принуждения к заключению сделки не было, и проект меморандума готовился, в том числе, и с участием МТС. Мы, однако, не склонны принимать последнее заявление за чистую монету (было бы странно, если представители Ростехнологии признали наличие давления на частных операторов в той или иной форме).
 
4G в России: риски повсюду
 
Возможно, особого давления на частный бизнес действительно не было. Однако свободы действий у операторов также не было, фактически то решение, которое было ими принято является, как мы считаем, в какой-то степени предопределенным и вынужденным. Очевидно, что согласиться на условия договора операторы решили после того, как им стало ясно, что «Скартел» в ближайшем будущем останется единственным российским оператором, у которого есть частоты, наиболее подходящие для строительства LTE. Бюрократизация экономики, препятствующая нормальному развитию частного телекоммуникационного бизнеса и негласные преференции в отношении государственных операторов связи оказываются серьезной проблемой даже для крупнейших игроков рынка.
Подводя некий итог в данном вопросе, мы считаем, что на самом деле причин, по которым частные операторы связи согласились на сотрудничество со «Скартелом», может быть две. Во-первых, развитие сетей 4G является приоритетным направлением политики государства в области развития сектора телекоммуникаций, и отказ операторов от сотрудничества мог бы быть расценен как откровенная конфронтация. Во-вторых, несмотря на неочевидность экономического результата от сотрудничества, операторы «большой четверки» могли согласиться на него в надежде получить хоть какой-то доступ к технологиям нового поколения, не имея пока возможности развивать эти технологии самостоятельно, используя для этого имеющиеся у них частоты (развитие услуг 4G на уже имеющихся у операторов частотах невозможно без получения соответствующего разрешения госорганов, а, как показала практика, получить подобное разрешение весьма непросто – разрешение уже было выдано государственному «Скартелу», и государство вряд ли само захочет создавать конкуренцию своему ставленнику).

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов