22 июня '11

«Дамоклов меч» ФАС


Анастасия Крылова

Парк.Ру, аналитик

 Действия регулятора могут привести к кардинальному изменению структуры тарификации

По предложению ФАС в проект правил по оказанию услуг связи, который сейчас готовится в Минкомсвязи, может быть внесен пункт об установлении максимальной единицы тарификации в 20 секунд (на данный момент максимальная единица тарификации составляет минуту).
Ввести посекундную тарификацию или как минимум снизить порог минимальной единицы тарификации ФАС предлагает не в первый раз: подобные предложения звучали и в 2007, однако в этот раз антимонополщики, похоже, настроены более серьезно.
Новая попытка ввода «посекундной» тарификации практически повторяет эпизод четырехлетней давности. Тогда ФАС сообщила о том, что предложение о введении посекундной тарификации для операторов фиксированной связи уже направлено в Мининформсвязи, которое в свою очередь заявило, что антимонопольщики и министерство уже совместно работают над проектом внесения изменений в правила оказания услуг связи. Заявление ФАС вызвало негативную реакцию операторов: МГТС заявил о том, что установленное у оператора оборудование технически не позволяет ввести посекундную тарификацию, а
«Связьинвест» жаловался на несправедливость (тогда инициатива ФАС была направлена только на операторов фиксированной связи), и заявлял, что введение посекундной тарификации снизит, уменьшит доходы дочерних предприятий примерно на 20%.
Очередная инициатива введения посекундной тарификации на этот раз коснулась не только операторов фиксированной связи, но и сотовых операторов. Причина того, что ФАС вновь вспомнила о необходимости введения посекундной тарификации, возможно, кроется в близости выборов – в предвыборный год связь, очевидно, должна быть дешевой.

 


Над сотовыми операторами по-прежнему висит дамоклов меч в виде претензии ФАС к высокой стоимости внутристранового роуминга: если антимонопольщики смогут настоять на его отмене, это вынудит сотовых операторов вновь изыскивать возможность скомпенсировать снижение прибыли

 
Называть предложение ФАС переходом к посекундной тарификации, безусловно, некорректно, однако и снижение длительности единицы тарификации в два-три раза является существенным. По средним оценкам оплаченные, но «выговоренные» минуты приносят сотовым операторам до 20% доходов от оказания услуг голосовой связи.
Посекундная тарификация не является нововведением: до 2006 года тарифы с посекундной оплатой существовали у всех операторов. «Поминутная» эра началась после того, как операторы были вынуждены выполнить другое требование ФАС связанное с введением правила «платит звонящий». Тогда для компенсации убытков была выбрана тактика скрытого повышения стоимости услуг связи – через введение поминутных тарифов. Однако нельзя сказать, что посекундная тарификация полностью вышла из употребления: до сих пор у «большой тройки» посекундные тарифы предлагаются на Дальнем востоке и в ряде областей Сибири, посекундную тарификацию предлагает во многих региональных тарифах и TELE2. Также в разное время операторы предлагали различные тарифные планы с посекундной тарификацией и ежемесячной абонентской платой в размере $1,5-2. 
На Дальнем Востоке и в Сибири «большую тройку» вынудили к введению посекундных тарифов конкурентные факторы, однако во всех тарифных планах с посекундной тарификацией стоимость минуты разговора в среднем в 2-3 раза выше, чем в тарифах с поминутной оплатой. Таким образом, операторы компенсируют убытки, связанные с уменьшением единицы тарификации. Выигрывают ли в такой ситуации абоненты? Все зависит от специфики использования мобильной связи конкретным абонентом, однако в связи с тем, что средняя длительность телефонного разговора, как правило, превышает минуту, а посекундная тарификация со второй минуты разговора в тарифах «большой тройки» предлагается довольно часто существующие посекундные тарифы на самом деле не обещают абонентам никакой экономии.

 


Учитывая специфику российского рынка мобильной связи, где три крупных игрока внимательно следят за действиями друг друга и ни у кого нет интереса в том, чтобы начать раскачивать рынок, «большая тройка» вполне может совершить синхронный дрейф в сторону постепенного повышения цен на услуги связи 

 
Однако в случае если будут внесены изменения в правила оказания услуг связи, оператором придется снижать максимальную тарифную единицу с сохранением цены тарифных планов. Поможет ли это сэкономить деньги абонентам? Возможно, по крайней мере, прямые расходы на телефонную связь могут уменьшиться. Однако не стоит ожидать, что сотовые операторы смирятся со снижением прибыли за счет введения посекундной тарификации. На данный момент различных способов брать с абонентов деньги за некие виртуальные услуги, а также способов продажи по полной стоимости услуг, которые абонент не использует полностью достаточно много. Это и продажи различных «пакетных» услуг с ограниченным сроком действия, и торговля  «сопутствующими товарами», такими как мелодии звонков, игры, информационные услуги, и внедрение новых служб, стимулирующих абонента активнее пользоваться мобильной связью (например – служб sms-знакомств, различных игр и лотерей).
Еще один способ компенсации убытков: введение «платы за соединение» маскирующей «поминутный» тариф в первой минуте: в таком случае абонент действительно платит за звонок поскундно, однако при соединении с него взимается плата в среднем эквивалентная стоимости 20-30 секунд разговора.
Также в арсенале у сотовых операторов возможность введения или повышения платы за звонки внутри сети (бесплатные на многих тарифных планах) или увеличение стоимости звонков на городские телефоны, повышение цен на роуминг или введение абонентской платы. В конечном итоге у операторов нет никаких препятствий для того, чтобы постепенно повышать тарифы или вводить более высокие тарифы для новых абонентов, что также позволит скомпенсировать проседание в прибыли, связанное со снижением единиц тарификации. Учитывая специфику российского рынка мобильной связи, где три крупных игрока внимательно следят за действиями друг друга и ни у кого нет интереса в том, чтобы начать раскачивать рынок, «большая тройка» вполне может совершить синхронный дрейф в сторону постепенного повышения цен на услуги связи. 
Резюмируя: компенсация убытков от введения посекундных тарифов в такой ситуации задача вполне решаемая маркетологически. Для абонентов в свою очередь это означает, что существенно сэкономить на мобильной связи посекундная тарификация все же не позволит: экономия на разговорах будет «съедаться» либо повышенной стоимостью других услуг, и в таком случае сэкономить смогут только те, кто используют телефоны лишь для голосовой связи, либо повышением цен на голосовую связь в целом (в том числе и «скрытым» - таким как повышение стоимости отдельных видов связи).
Сотовые операторы на новость о введении новых правил отреагировали сдержанно: представители операторов напомнили, что у них уже существуют тарифные планы с посекундной тарификацией. Пресс-секретарь «Вымпелкома» правда, обмолвилась, что абоненты компании все же предпочитают поминутную тарификацию, но в целом реакция сотовых операторов была довольно спокойной. Отсутствие явных протестов против нововведения может говорить о политической подоплеке инициативы по введению посекундных тарифов: «большую тройку» ставят перед фактом необходимости снизить цены.
В самой по себе посекундной тарификации на самом деле нет никаких особых опасностей для финансового состояния сотовых операторов. Опыт Украины, чей рынок сотовой связи весьма похож на российский прекрасно демонстрирует, что операторы комфортно себя чувствуют с посекундной тарификацией и стоимостью минуты в среднем 3 рубля. Однако стоит отметить, что некоторые из украинских операторов практикуют взимание «платы за соединение», так что о чисто посекундной оплате речь идет не всегда.
Еще одной особенностью украинских цен на связь является отсутствие платы за роуминг внутри страны – не важно, в каком регионе находится абонент, стоимость звонков для него будет одинаковой по всей стране.
Внутристрановой роуминг является чисто российской особенностью, у европейских операторов такого понятия вообще не существует. Цена минуты у операторов в Европе в среднем в 2-3 раза выше стоимости минуты в России (средняя стоимость минуты составляет 8 руб.). Однако сравнивать стоимость одной минуты некорректно, ведь структура платежей за сотовую связь в России отличается от того, как формируется стоимость связи в Европе.
В Европе более популярны тарифные планы с предоплатной системой расчетов, включающие в себя абонентскую плату. Как правило, тарифный план предполагает единовременное внесение абонентской платы за 12 или 24 месяца при заключении контракта. Взимание абонентской платы на год вперед позволяет операторам повысить лояльность абонентов, а также делает бизнес оператора менее рискованным, так как оператор имеет дело с более долгосрочными активами. 
Структура платежей является более прозрачной, и это отчасти определяет более высокую, нежели в России, стоимость минуты разговора: в тарифах европейских операторов в эту стоимость закладывается и та часть прибыли, которую российские сотовики добирают за счет различных скрытых платежей. Абонентская плата варьируется в зависимости от особенностей тарифного плана, а также от наличия (и объема) включенных в стоимость бесплатных минут, SMS и т.п. Так, средний тарифный план с помесячной абонентской платой в 600 руб. (контракт на 12 месяцев) может включать в себя 50 минут разговора или 150 SMS в месяц. Диапазон тарифов, которые предлагают сотовые операторы за рубежом также значительно шире – от совершенно экономных (200 рублей в месяц, 0 включенных минут), до целого сегмента VIP-тарифов (абонентская плата порядка 2000 руб. в месяц), включающих в себя гигабайты бесплатного Интернет-трафика, бесплатные SMS внутри страны и десятки часов разговоров. Сами тарифы более гибкие, часто операторы позволяют абоненту самому определять соотношение стоимости отдельных элементов (минуты разговора, SMS или Интернет-трафика) в рамках тарифа с фиксированной абонентской платой.
Поскольку европейцы склонны чаще перемещаться между странами в пределах Европейского Союза, одной из основных тенденций в будущем станет снижение стоимости услуг роуминга внутри EU или полная отмена платы за внутриевропейский роуминг. Еще одной развивающейся тенденцией является создание тарифов ориентированных на активное использование Интернета, специальные тарифы для смартфонов, Iphone, Blackberry.
Создание специальных тарифов для Интернет-пользователей можно считать одной из немногих тенденций, общих для российских и европейских сотовых операторов. Вряд ли следует ожидать, что российские операторы добровольно откажутся от внутристранового роуминга (для этого, видимо, следует ждать очередной инициативы ФАС) или снизят цены на международный роуминг. Как реакцию на введение посекундной тарификации можно ожидать увеличение «скрытых» расходов, создание новых «пакетных» предложений, более активное развитие различных дополнительных услуг. С учетом того, что экономика относительно стабилизировалась, можно ожидать более активного развития постоплатных тарифных планов.
В оценке перспектив российского сотового рынка следует учитывать и такой немаловажный фактор, как вмешательство регулятора. Инициативы ФАС, как было сказано выше, существенно повлияли на развитие рынка в 2006 году, сейчас введение посекундной тарификации приведет к очередному перераспределению «ценовой нагрузки». Над сотовыми операторами по-прежнему висит дамоклов меч в виде претензий ФАС к высокой стоимости внутристранового роуминга: если антимонопольщики смогут настоять на его отмене, это вынудит сотовых операторов вновь изыскивать возможность скомпенсировать снижение прибыли. Что, в свою очередь, может кардинально изменить структуру тарификации.
 






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов