20 июня '11
Журавль в руке или синица в небе?
Новые технологии радиосвязи – нюансы использования и перспективы
Каждый раз с появлением нового стандарта связи, операторы получают в свое распоряжение новую технологическую платформу, позволяющую достигать более высоких скоростей, создавать каналы с большей пропускной способностью, предлагать абонентам более широкий спектр услуг, и, как следствие, зарабатывать больше денег. Однако все преимущества новых технологий радиосвязи остаются не более чем красивыми словами, если для создания сетей у оператора нет частотного ресурса нужного объема, в нужном диапазоне, и свободного от помех со стороны других радиоэлектронных средств.
На рисунке 1 показан прогноз относительного числа абонентов в сетях разных технологий, сделанный в исследовании «Transition to 4G: 3GPP Broadband Evolution to IMT-Advanced», авторы Rysavy Research/3G Americas, сентябрь 2010 года.
Рисунок 1
Из прогноза ясно видно, что оператор, который хочет иметь много абонентов завтра, должен уже сегодня позаботиться о возможности строить сети LTE.
О неожиданной мудрости
Опыт последних лет учит нас, что очень часто основные проблемы крупных телекоммуникационных проектов в России были связаны с некорректными решениями в области использования радиочастот. Как известно, после удачной конверсии спектра для развития систем GSM, проведенной в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, ни один проект, связанный с необходимостью высвобождения спектра, используемого системами оборонного, специального и правительственного назначения, а также системами связи устаревших технологий, не был реализован в полной мере.
Основные причины неудач были связаны с тем, что регуляторные положения, введенные в действие в конце 1998 года, исключили возможность финансирования работ по высвобождению частот за счет операторских компаний. Начиная с 2000 года, все такие работы оплачивались из государственного бюджета. И только в конце прошлого года, регулятор принял решение о том, что спектр для сетей связи новых поколений должен высвобождаться за деньги и силами тех, кто этот спектр будет впоследствии использовать. Проявив неожиданную государственную мудрость, ГКРЧ предвосхитила недавние слова Президента на экономическом форуме в Санкт-Петербурге о необходимости привлечения частных предприятий к участию в процессе модернизации.
|
Создается впечатление, что не найдя понимания у федерального регулятора, Tele2 ищет помощи в регионах. Каждый вправе искать помощи там, где может ее найти, но мы не всегда находим помощь там, где рассчитываем |
|
Уже через пару недель мы узнаем, что успел сделать Консорциум 4G, созданный «большой тройкой» и «Ростелекомом» во исполнение декабрьского решения ГКРЧ. Очень надеюсь, что следствием проделанной операторами работы станет поистине эпохальное решение – столь же беспрецедентное для России, как и само временное объединение операторов. Мы с вами впервые в истории российских телекоммуникаций наблюдаем ситуацию, когда перспективы развития связи не придумываются кабинетными учеными и чиновниками от электросвязи, а определяются самими операторами – то есть именно теми, кто имеет реальный опыт строительства сетей; имеет представление о том, чего хотят абоненты; понимает, как наиболее эффективно использовать частоты и умеет правильно выбирать оборудование. Теми, кто знает, как будет, и как не будет работать система, и почерпнул эту информацию не из научных отчетов и журнальных статей, а из многолетнего опыта множества специалистов. Вероятно, уже в июле-августе – в зависимости от графика работы Госкомиссии по радиочастотам – станет ясно, по какому пути пойдет развитие новых технологий связи в России.
О поиске помощников
За последние дни в электронных СМИ я все чаще вижу сообщения о планах российской «дочки» Tele2 по скорейшему выходу на рынок связи третьего и четвертого поколений, о переговорах компании с губернаторами некоторых областей ЦФО по вопросам выделения частот для создания сетей подвижной связи, и даже о том, что на эту тему уже подписан ряд «меморандумов о сотрудничестве», которые предусматривают инвестиции компании в строительство сетей 4G в соответствующих регионах. Эта ситуация вдруг живо напомнила мне вторую половину 90-х годов прошлого века – пору бурного развития сотовой связи в России, когда в аппарат ГКРЧ порой поступали «сверху» указания примерно такого содержания «В срок до 3-х дней перевести весь спектр радиочастот над городом NN в ведение губернатора города NN». Вам это кажется смешным? Но ситуация с сегодняшними региональными «инициативами» Tele2 – из той же оперы.
|
Все частоты, которые -теоретически - могли быть выделены для сетей 3G, уже распределены. Других частот для 3G нет. Это значит, что Tele2 их просто неоткуда получить. Вряд ли могут быть оправданы и надежды оператора на перераспределение этих частот в связи с внедрением сетей новых поколений |
|
Почему менеджеры Tele2 решили, что вопросы распределения частотного ресурса можно решить с помощью губернаторов? Почему местные власти подписывают «Меморандумы», которые явно выходят за рамки их компетенции? Ответ прост. Во-первых, потому, что ни тем, ни другим, по-видимому, российские законы в области регулирования использования спектра не знакомы, а во-вторых, потому, что меморандумы эти ни к чему не обязывают и, вероятно, других целей, кроме упоминания в прессе, не имеют. Понятно, что у Tele2 есть задача расширения своего присутствия на российском рынке. И также понятно, что задача эта простого решения пока не имеет.
Как известно, Tele2 появилась в России, когда частоты для GSM-900 были уже поделены, но еще успела сгруппировать ряд «обиженных» операторов AMPS/D-AMPS, которым в 2000 году Минсвязи предписало до 2010 года выключить сотовые сети устаревшего стандарта, и в качестве компенсации разрешило использовать участки спектра в 1800 МГц. Не досталось Tele2 и частот в диапазоне 2 ГГц, предназначенных для создания сетей 3G. И ее имени не упомянули в том самом декабрьской 2010 года решении ГКРЧ, которое предписало «Ростелекому», МТС, «Мегафону» и «Билайну» создать «Временное объединение операторов» с целью высвобождения частот для сетей 4G.
Создается впечатление, что «не найдя понимания» у федерального регулятора, Tele2 ищет помощи в регионах. Каждый вправе искать помощи там, где может ее найти, но мы не всегда находим помощь там, где рассчитываем. Закон «О связи» не дает никакой власти органам местного управления в вопросах регулирования использования государственного ограниченного ресурса, который называется радиочастотным спектром.
Откуда берутся частоты?
До недавнего времени частоты в России распределялись без конкурсов, и «де-юре» действовал принцип, который декларирован в Регламенте радиосвязи «первым пришел – первым обслужен». Что там было «де-факто» сказать трудно. За последние лет 10-12 процесс выделения частот стал настолько непрозрачен, что даже сам регулятор, порой, не «ведает, что творит» – тому подтверждением недавние судебные иски к ГКРЧ, связанные с тем, что частоты, выделенные одной компании, через год-полтора были вдруг отданы другой.
Казалось бы, переход к конкурсной системе распределения частот должен положить конец судебным разбирательствам. Но, как выяснилось, и конкурсы ясности не добавили. Так, «Ростелеком», выигравший на конкурсе частоты в диапазоне 2300-2400 МГц для 40 регионов России, уже почти полтора года не может получить разрешений на их использование.
На чем же основана уверенность Tele2 в скорейшем выходе на российский рынок в качестве оператора 4G? Не думаю, что причиной является некий лоббистский потенциал Tele2. Сам потенциал, кончено, есть – и мы видели его во всей красе в условиях последних конкурсов на частоты диапазонов 900 и 1800 МГц. (Сомневающимся в наличии такого потенциала предлагаю ответить на вопрос – «под кого» были написаны условия конкурса, если за опыт работы в сетях первого поколения AMPS/DAMPS баллы претендентам добавлялись, а за опыт работы в сетях третьего поколения – наоборот, вычитались?)
Скорее, можно предположить одно из двух. Либо мы вскоре прочтем в прессе о сделке по покупке-продаже тех самых компаний, которые еще в 2009 году получили решение ГКРЧ на частоты в диапазоне 1900-1920 МГц, либо Tele2 надеется на то, что регулятор согласится на технологическую нейтральность и разрешит компании строить сети 4G на уже имеющихся у нее частотах в диапазоне 1800 МГц. Других перспектив выхода на рынок 4G у Tele2 пока не просматривается, по крайней мере, по состоянию дел на сегодня.
Причем, наиболее вероятным кажется именно первый вариант, поскольку печальный опыт «Скартела», которому Роскомнадзор на второй день работы предписал выключить построенную в Казани сеть LTE на частотах, которые были выделены тому же «Скартелу», но для несколько другой технологии - WiMAX, показывает, что регулятор к технологической нейтральности еще не готов. Маловероятно, что Роскомнадзор сумеет завтра разрешить Tele2, то, что полгода назад не разрешил «Скартелу».
Что же касается имеющихся у Tele2 частот GSM-1800, то в России этот частотный ресурс, в каждом субъекте федерации поделен между тремя-пятью операторами, и, в среднем, каждый оператор имеет по 10-15 МГц в этом диапазоне. Учитывая, что ширина канала в LTE может – по стандарту – составлять от 1,4 МГц до 20 МГц, теоретически можно говорить о возможности строительства здесь сетей 4G. Но - только теоретически. Необходимость поддерживать в действующей сети голосовой трафик, а также трафик передачи данных для большого количества существующих абонентских устройств GSM/EDGE, не позволят ни одному из операторов безболезненно «изъять» из существующей сети частотный ресурс, который был бы достаточным для сетей 4G.
Повышенная нагрузка на диапазон GSM-1800 в России обусловлена также и непростой ситуацией в диапазоне 900 МГц, сложившейся именно в нашей стране ввиду ограничений, накладываемых силовиками из-за необходимости обеспечения электромагнитной совместимости со средствами воздушной радионавигации. Напомним, что в скандинавских странах, в «тепличных» условиях которых привыкла работать Tele2, с такими сложностями операторы не сталкиваются. В России же статистика обслуживаемого трафика в сетях сотовых операторов показывает, что во многих регионах, где спектр GSM-900 активно используется средствами воздушной радионавигации, основным ресурсом для обеспечения голосовых услуг и услуг передачи данных является диапазон GSM-1800. Учитывая последние решения ГКРЧ о развертывании в диапазоне 900 МГц сетей технологии UMTS900, можно говорить о том, что тенденция интенсивного использования диапазона 1800 для голосового трафика в ближайшей перспективе сохранится.
На рынке поколений
Итак, понятно, что с четвертым поколением пока не все до конца ясно, но, возможно, Tele2 рассматривает возможность выхода на рынок 3G? Что ж, давайте попристальнее взглянем и на диапазон 2 ГГц.
Полосы радиочастот 1920-1980 МГц и 2110-2170 МГц, предусмотренные Регламентом радиосвязи для создания сетей 3G, в России на первичной основе выделены для работы радиосредств космических исследований и радиолокационной службе, и только на вторичной основе - подвижной связи. В соответствии с итогами конкурсов, проведенных в 2006 году, и по итогам исследований, подведенных тремя годами позже, каждый федеральный мобильный оператор в Российской Федерации располагает ресурсом 2х15 МГц в полосах частот 1920 – 1980 МГц и 2110-2170 МГц. (см. Рисунок 2).
Рисунок 2
В настоящее время операторы разворачивают в этом диапазоне сети UMTS/HSPA+, и большая часть пакетного трафика сотовиков уже сейчас обслуживается в данном диапазоне, конечно, на тех территориях, где уже получено хорошее покрытие.
Все частоты, которые – теоретически – могли быть выделены для сетей 3G, уже распределены. Других частот для 3G нет. Это значит, что Tele2 их просто неоткуда получить. Вряд ли могут быть оправданы и надежды оператора на перераспределение этих частот в связи с внедрением сетей новых поколений. Дело в том, что технология HSPA+ еще не исчерпала все возможности развития и продолжает развиваться. Кроме того, российские операторы еще не освоили все возможности предлагаемые технологией HSPA+, сети UMTS/HSPA+ находятся на ранней стадии развертывания и продолжают развиваться, требуется время, чтобы операторы окупили свои вложения в эту технологию. В ближайшем будущем станет доступна агрегация каналов HSPA+ в диапазонах 900 МГц и 2100 МГц, это сделает сеть HSPA+ еще более гибкой и существенно увеличит скорости передачи данных. Сценарий такой агрегации был специфицирован еще в 9-ом релизе 3GPP TS 25.101 V9.4.0 (2010-06), а компания Qualcomm в Барселоне в феврале 2011 года анонсировала чипсеты для мобильных устройств, реализующие агрегацию каналов HSDPA в диапазонах 900 и 2100 МГц.
Что делать?
Извечный вопрос. Как я уже сказала, вероятнее всего, ситуация прояснится уже в ближайший месяц-два. А пока лучше просто набраться терпения. Кроме того, свет вовсе не сошелся клином на LTE, и даже в такой большой стране, как Россия, вряд ли экономически оправдано создание пяти сетей такой технологии.
Рекомендаций давать не берусь, но вполне можно отвлечься от глобальных амбиций, и от подписания «меморандумов о 4G» перейти к реальной работе на тех самых региональных рынках голосовой связи, где еще очень долго вполне достаточно будет обеспечивать качественную связь в стандарте GSM.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.