2 июня '11
ФАС и другие ведомства поучаствуют в деятельности ГКРЧ
Минкомсвязи выступило с инициативой изменить положение о Госкомиссию по радиочастотам. Министерство предлагает ввести в ГКРЧ представителей ряда ведомств с правом совещательного голоса. В частности речь идет о Федеральной антимонопольной службе. В качестве голосующих членов планируется ввести представителей аппарата Правительства, Минэкономразвития и Росавиации. Известно, что проект постановления Правительства по этому вопросу уже подготовлен. Вступление в силу документа ожидается до конца 2011 года.
Как крупнейшие игроки рынка, так и более мелкие от лица Ассоциации региональных операторов инициативу Минкомсвязи по расширению состава ГКРЧ в целом поддерживают. Участники рынка считают, что реализация решения сделает процесс принятия решений более прозрачным. Одним из позитивных моментов является то, что ФАС будет в курсе принятых ГКРЧ решений и в случае несогласия сможет оперативно отреагировать – вовремя предостеречь членов комиссии от того, чтобы их действия ограничивали конкуренцию или в дальнейшем оспорить принятое решение. Как известно, ФАС часто подвергала деятельность и решения ГКРЧ критике и даже предлагала переподчинить ГКРЧ Правительству. Однако от предложения ввести своих представителей в состав комиссии служба отказалась, аргументировав свой отказ тем, что не всегда сможет быть компетентны в технических вопросах.
В экспертном сообществе инициативу Минкомсвязи по введению в состав ГКРЧ представителей различных ведомств оценивают позитивно. Аналитики солидарны с игроками рынка в том, что одним из эффектов будет повышение прозрачности процесса принятия решений по частотам. Немаловажным моментом представляется возможность оптимизации взаимодействия между госорганами в процессе предоставления радиочастот.
Несмотря на благие намерения авторов идеи и ожидаемые положительные эффекты, эксперты отмечают, что прогнозировать то, как реализация инициативы отразится на рынке в реальности пока сложно. Есть мнение, что на начальном этапе инициатива может даже осложнить процесс выдачи частот операторам и «отладка нового механизма» потребует определенного временного ресурса.
Эксклюзивные комментарии:
Кирилл Нам, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Форум»
«Предложение Минкомсвязи по введению в ГКРЧ представителей различных ведомств с правом совещательного голоса можно оценить положительно. Участие представителей других ведомств должно повысить прозрачность принимаемых решений. Минусов здесь нет. Еще неплохо было бы ввести в комиссию представителя Прокуратуры, чтобы снизить вероятность коррупционной составляющей при принятии комиссией решений. Желательно еще ввести ротацию представителей различных ведомств, участвующих в работе комиссии».
Мария Борзова, юрист коммерческой практики
юридическая компания «Вегас-Лекс»
«Предоставление радиочастот является комплексным вопросом, затрагивающим сферы компетенции различных государственных ведомств. В этой связи предоставление таким ведомствам возможности участия в принятии решений ГКРЧ является несомненным плюсом. С одной стороны, у ГКРЧ еще до совершения конкретного регуляторного шага появится возможность выяснить, как принимаемые решения повлияют на смежные отрасли. С другой стороны, заинтересованные ведомства получат оперативный доступ к обсуждению проблем регулирования РЧС и смогут сформировать собственную более определенную позицию, учитывающую сложные технические аспекты работы сектора. Такая инициатива призвана, если не упростить, то оптимизировать взаимодействие между госорганами в процессе предоставления радиочастот. Однако пока предложение Минкомсвязи находится на стадии обсуждения, сложно спрогнозировать, как реализация инициативы министерства в реальности отразится на рынке».
Виталий Солонин, ведущий аналитик
J'son & Partners
«В целом предложение Минкомсвязи по введению в ГКРЧ представителей различных ведомств можно расценивать как положительный для рынка фактор. Поскольку у новых представителей появляется косвенная (при совещательном голосе) или прямая (при условии, если появятся голосующие представители) возможность как-то влиять на решения Комиссии. Однако возникает вопрос, насколько эффективно сможет, например, представитель ФАС влиять на решения ГКРЧ, если у него нет права голоса? Многое будет зависеть от того, будут ли внедрены в состав Комиссии голосующие представители, сколько их будет, чьи интересы они будут предоставлять. Если в состав ГКРЧ войдут только представители ФАС с правом совещательного голоса, то это можно расценивать, скорее, как формальность, имитацию реформы ГКРЧ. На мой взгляд, эта инициатива на начальном этапе может даже осложнить процесс выдачи частот операторам. Например, если ФАС сочтет, что принятым решением ГКРЧ нарушается конкуренция и инициирует процесс оспаривания выдачи частот. Но с другой стороны, нужно обеспечить справедливое распределение частот и прекратить практику непрозрачной выдачи этого ценного ресурса. Должно пройти какое-то время на отладку нового механизма».
Юлия Волкова, заместитель начальника
АНО «Центр анализа электромагнитной совместимости»
«Если посмотреть на то, как регулируется использование спектра в мире, то мы увидим самые разные варианты, Далеко не везде радиочастотами управляют коллегиальные органы. А если они и коллегиальные, то, как правило, включают в свой состав операторов связи и других пользователей спектра. И это разумно - кто как не операторы знают, что им действительно нужно сегодня, и что может потребоваться завтра. Есть и другие примеры. Например, в США, комиссия FCC состоит всего из трех назначаемых «комиссаров». При этом они не должны принадлежать к одной политической партии и не должны иметь бизнес- интересов в сфере связи. Можем ли мы сказать то же самое про членов ГКРЧ? Не стоит забывать также, что аппарат FCC - то есть число специалистов, которые готовят проекты решений и рассматривают заявки, в десятки раз превышает численность аппарата ГКРЧ. Может быть, поэтому решения FCC всегда учитывают тенденции развития технологии и очень редко оспариваются в судах?».