1 июня '11
Альтернатива УЭК – дешево и удобно или бесперспективно?
«Ростелеком» намерен составить конкуренцию «Сбербанку»
Процесс создания универсальной электронной карты, старт которого сопровождался громкими заявлениям с высочайших этажей власти, уже начиная с IV кв. 2010 г., стал заметно замедляться. В связи с этим, весьма амбициозный проект, предусматривающий ряд интересных нововведений и даже определенных инноваций в жизнь общества, пока трудно однозначно оценить.
Основной и главной причиной замедления называлась сложность с привлечением к проекту банков-участников. Напомним, что 34% в специально образованной для развития проекта компании ОАО «УЭК» принадлежит «Сбербанку», по 33% - «Уралсибу» и «Ак Барсу». Однако отсутствие однозначного понимания перспектив проекта существенно затруднило поиск потенциальных участников и инвесторов. Лишь после публикации планируемой схемы взаимодействия с банками-участниками и процесса тарифообразования интерес банковских структур активизировался. В результате, теперь говорится о порядка 30 возможных участниках, среди которых выделяются «Банк Санкт-Петербург» и «Открытие».
В то же время, весьма динамичными темпами развивается альтернативный УЭК проект. Конечно, государственный «Ростелеком» сложно назвать конкурентом государственному «Сбербанку». Тем не менее, запускаемая телекоммуникационной компанией система, выглядит вполне конкурентоспособно по отношению к универсальной электронной карте.
«Ростелекому» уже удалось привлечь к партнерству большое количество банков. Телекоммуникационный холдинг рассчитывает действовать в партнерстве совместно с ВТБ 24, «Альфа-Банком», «Газпромбанком», банком «Россия» и, вероятнее всего, «Банком Москвы». При этом «Банк Москвы» ранее рассматривался в качестве основного претендента на вхождение в уставный капитал ОАО «УЭК». Однако, вероятно, интересы нового собственника – ВТБ – оказались важнее первоначальных планов.
|
Закон фактически лоббирует проект УЭК, включая в себя пункт о необходимости погашения карт, обладающих схожим функционалом с УЭК. В данной связи долгосрочные перспективы проекта «Ростелекома» могут показаться туманными |
|
Банки выступят в качестве эмитентов пластиковых карт, «Ростелеком» обеспечит технологическую базу. Планируется, что карты будут оснащены чипом, содержащим электронно-цифровую подпись, посредством которой возможно будет осуществление электронных платежей на ранее созданном «Ростелекомом» совместно с Минкомсвязи сайтом «Госуслуги».
Козыри «Ростелекома»
Конечно, проект «Ростелекома» не станет полномасштабным аналогом УЭК, эмитируемые банками карты не будут квалифицироваться как документ, заменяющий паспорт или медицинскую страховку. Зато полноценный запуск проекта возможен уже в 2011 г., что является неоспоримым его преимуществом. Особенно с учетом того, что все те же возможности по уплате налогов и штрафов в нем предусмотрены.
Добиться столь скорого запуска проекта удастся во многом за счет того, что он лишен излишней тяжеловесности. Размер необходимых капиталовложений на порядок ниже, нежели в случае с УЭК. Более того, на сегодняшний день, в принципе оценки стоимости внедрения универсальной электронной карты для участников программы значительно разнятся. Если по расчетам Минэкономики инвестиции в проект УЭК могут составить 150-170 млрд. руб., то оценка, подготовленная специалистами «Сбербанка», свидетельствует о необходимости вложения 450 млрд. руб. Инвестиции в проект «Ростелекома» предусматривают увеличение стоимости обслуживания и эмиссии банковских карт, оборудованных чипом для ЭЦП. Однако, по оценкам участвующих в проекте банков, стоимость обслуживания подобных карт весьма символически превосходит стоимость обслуживания обычных. В то же время, проект не нуждается в той инфраструктурной базе и технологиях, необходимых для полномасштабного функционирования УЭК, он содержит в себе лишь наиболее востребованные функции универсальной электронной карты.
Есть у проекта «Ростелекома» и еще один очевидный козырь. Ранее сообщалось об интересе со стороны сотовых операторов, в частности МТС, к проекту УЭК. «Ростелеком» же похоже сумеет воплотить планы в жизнь. Уже на осень 2011 г. намечено начало серийного оснащения SIM-карт электронно-цифровой подписью. Причем, согласно планам «Ростелекома», к проекту могут быть привлечены как все операторы «большой тройки», так и любой другой сотовый оператор, в частности, дочерние компании телекоммуникационного холдинга. При этом, организаторы обещают абсолютно равные условия для входа в проект всем потенциальным участникам. Согласно настоящим планам, пользование госуслугами будет бесплатно для абонентов сотовых операторов. Операторы в свою очередь примут участие в разработке программного обеспечения для оплаты госуслуг.
|
В целом справедливо ожидать в будущем соединения обеих систем в одну, глобальную, покрывающую крупнейшие банки, всех сотовых операторов и педоставляющую самые разнообразные возможности оплаты госуслуг |
|
Сотовые операторы уже на протяжении нескольких лет пытаются выйти на рынок оплаты государственных услуг. С разной степенью успешности данная услуга реализована «Мегафоном» и «Вымпелкомом». Однако, очевидно, что широким спросом со стороны абонентов, она не пользуется и не является ключевым фактором при выборе оператора мобильной связи. В то же время, подобная унификация благоприятно скажется на имидже сотовых операторов-участников программы. Выработка единых стандартов и подготовка соответствующей технологической базы позволит значительно популяризировать данную услугу у пользователей.
Таким образом, проект предусматривает объединение государственного телекоммуникационного холдинга, операторов «большой тройки» и крупных банков под эгидой создания единого средства для оплаты госуслуг. Причем перспективы этого проекта видятся нам весьма неплохими. Да, по-прежнему финансовый результат от участия в программе для сотовых операторов будет малозначителен, к перераспределению клиентов это, вероятнее всего, так же не приведет. Объемы привлечения средств на счета банков-участников так же, вероятнее всего, не будут столь масштабными, чтобы определить дальнейшее развитие их бизнеса. Однако же, совокупная синергия от взаимодействия крупных структур может пойти на пользу, в первую очередь, обществу.
Реакция УЭК
В ОАО «УЭК» отреагировали на появление на горизонте проекта Ростелекома весьма специфично. Было объявлено о девятикратном увеличении уставного капитала компании путем размещения допэмиссии и привлечения новых акционеров в лице «Тройки Диалог» и «Ситроникса». Если с «Тройкой Диалог» все примерно ясно – инвестиционная компания, очевидно, действует в интересах «Сбербанка», то привлечение «Ситроникса» стоит рассмотреть отдельно. Компания, контролируемая близкой к правительственным кругам АФК «Система» и занимающаяся перспективными разработками, очевидно, нуждается в поддержке. Чистую прибыль «Ситроникс» получал последний раз в 2006 году (согласно неаудированным консолидированным результатам). Акции с момента размещения на ММВБ подешевели в 16 раз и продолжают демонстрировать, хоть и слабовыраженную, но понижательную динамику.
Именно акционеры «Ситроникса», уже привлеченного к такому масштабному и благославляемому свыше проекту ГЛОНАСС, могут стать основными выгодоприобретателями от участия в разработке УЭК.
В целом же, полноценное функционирование системы пока вызывает определенные сомнения. Несмотря даже на то, что у проекта УЭК даже есть защита от конкурентов. Не так давно принятый Закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» может помешать дальнейшему развитию проекта «Ростелекома». Согласно закону, универсальные электронные карты будут выдаваться гражданам РФ начиная с 2012 г. А функциональные возможности карт будут доступны с 2014 г. Документ фактически лоббирует проект УЭК, включая в себя пункт о необходимости погашения карт, обладающих схожим функционалом с УЭК. В данной связи долгосрочные перспективы проекта «Ростелекома» могут показаться туманными.
Конкуренция госструктур или подготовка к всеобщей электронизации?
В чем же действительно дело? Насколько целесообразно государственным компаниям разрабатывать фактически взаимоисключающие проекты?
К сожалению, уже не первый раз можно констатировать, что действия, предпринимаемые государством, направлены скорее на перераспределение денежных потоков внутри контролируемых структур, а не к генерации новых.
Если рассмотреть проблему создания единой платежной системы чуть глубже можно прийти к интересным выводам. Проект «Ростелекома» всячески поддерживается ВТБ – государственным банком, уступающим «Сбербанку» разве что по масштабу, но никак не по амбициям. Участие в проекте «Ростелекома» выглядит не иначе как попытка составить конкуренцию, а в идеале - опередить «Сбербанк» еще в одной сфере деятельности. Об этом, между прочим, свидетельствует и стремительный выход из переговоров по УЭК не так давно консолидированного ВТБ «Банка Москвы». Между тем, «Банк Москвы» должен был стать оператором пилотного проекта УЭК в Москве, что обеспечило бы ему определенные выгоды и преференции.
И надо отметить, что пока у ВТБ получается, возможно, даже лучше, чем у «Сбербанка». Проблемой УЭК является ее тяжеловесность, наличие малополезных на первый взгляд и дорогостоящих функций, а также социализация проекта. В то время, как создатели УЭК пытаются объяснить потенциальным инвесторам зачем пользователю карты заменять ею паспорт и, что еще сложнее, зачем банкам платить за эту возможность, рассматриваемый проект «Ростелекома» обременен меньшей социальной нагрузкой, он легче, функциональнее и дешевле. При этом, с учетом невысоких капзатрат, интерес участников весьма очевиден и описан нами ранее.
До 2014 г. время еще есть. Как показывает практика, сегодня быть уверенным в полноценном запуске в обозначенные сроки проекта УЭК несколько наивно. Что касается проекта «Ростелекома», к 2014 г. система проработает уже достаточно времени для подведения определенных итогов, анализа востребованности, проведения работы над ошибками.
В конечном итоге, может сложиться ситуация, при которой каждому гражданину РФ вручат универсальную электронную карту. При этом значительная часть работающего населения уже будет к этому моменту являться пользователем карты с электронно-цифровой подписью. Кроме того, до 80% абонентов сотовых операторов будут обладать SIM-картами с ЭЦП.
Самый серьезный вопрос - зачем и кому это нужно, а также как все это будет совместно взаимодействовать. Ответить на него, вероятнее всего, можно будет лишь после завершения процесса удовлетворения собственных амбиций близкими к государству структурами. Наверное, в целом справедливо ожидать в будущем соединения обеих систем в одну, глобальную, покрывающую крупнейшие банки, всех сотовых операторов и предоставляющую самые разнообразные возможности оплаты госуслуг. Однако не покидает ощущение, что объемы трат, в первую очередь со стороны государства, могли быть меньше при сравнимом результате.