25 мая '11

Даешь пятилетку в четыре года!


Никита Егоров

"Сумма-телеком", пресс-секретарь

 «Ростелеком» определился с целями 

17 мая 2011 года совет директоров «Ростелекома» утвердил стратегию на ближайшую пятилетку. Новость вполне в духе съездов ЦК КПСС: решение – единогласное, прогнозы – оптимистичные, масштабы – всесоюзные. То есть всероссийские, конечно.
Детально, план «Ростелекома» на 2011-2016 годы выглядит так. К концу пятилетки объединенный оператор намерен отхватить 50% рынка фиксированного ШПД, 22% доступа беспроводного, и 30% платного телевещания. И вдобавок организовать покрытие сотовой связью во всех регионах России.
Амбициозно, что и говорить. На первый взгляд – чересчур, даже для одного из крупнейших российских телекомов. А на второй – скорее наоборот, совет директоров «Ростелекома» единогласно одобрил достаточно осторожный вариант развития. Который, если не грянет очередной кризис, удастся реализовать намного раньше намеченного срока. Году эдак к 2014. А то и раньше.
Пока «большая тройка», «Сумма Телеком», входящая в состав инвестиционной группы «Сумма Капитал», и крупные региональные игроки сражаются за места в локальных списках лидеров скоростями и качеством обслуживания каждого отдельного абонента, «Ростелеком» просто присоединяет один актив за другим. Вот список операторов ШПД, которые объединенная компания поглотила только за 2010 и половину 2011 года:
1.                 ОАО «Центртелеком»
2.                 ОАО «СибирьТелеком»
3.                 ОАО «Дальсвязь»
4.                 ОАО «ВолгаТелеком»
5.                 ОАО «Северо-Западный Телеком»
6.                 ОАО «Уралсвязьинформ»
7.                 ОАО «Южная телекоммуникационная компания»
8.                 ОАО «Дагсвязьинформ».
 
По последним данным, у «Ростелеком» - больше 40% рынка фиксированного ШПД. А еще – государственный «Связьинвест» в качестве крупнейшего акционера: если нарастить запланированные 10% практичнее будет через покупки, за деньгами вопрос не станет. Впрочем, и покупать-то необязательно: «Ростелеком» владеет изрядной долей магистральных каналов, так что переманить к себе абонентов он сможет и с помощью строительства: тарифы местных операторов, которые перепродают магистральный трафик, будут выше в любом случае.

 


Совет директоров «Ростелекома» единогласно одобрил достаточно осторожный вариант развития, который, если не гранет очередной кризис удастся реализовать намного раньше намеченного срока. Году эдак к 2014

 
Учитывая темпы прироста абонентской базы консолидированного «Ростелекома», 50% рынка компания вполне сможет охватить к 2013-2014 годам.
С IPTVпроблем тоже не должно возникнуть. Рынок платного цифрового ТВ только-только распрощался с зародышевой стадией, и постепенно вступает в фазу активного роста. «Росмедиа», профильная дочка «Ростелекома», работает в этой сфере с 2008-2009 года, и располагает одной из крупнейших на рынке библиотек контента, в дополнение к полному пакету договоров с вещателями. Кроме того, доступ к транспортным сетям «Ростелекома» дает «Росмедиа» преимущества в борьбе за абонентов вне региональных центров – где, как правило, спрос на кабельное и спутниковое телевидение выше, чем в крупных городах: сказывается дефицит эфирных каналов.
На сегодняшний день, совокупная абонентская база IPTV вряд ли превышает 200-250 тысяч человек по всей России. В свете правительственных планов полностью прекратить аналоговое вещание к 2015 году, в ближайшие годы рынок цифрового ТВ ждет взрывной рост, и «Ростелеком» вряд ли рискует остаться на обочине.
Беспроводной доступ, на радость любителям поспекулировать на прогнозах, понятие расплывчатое. Радиорелейный канал связи для завода вне черты города – беспроводной доступ. WiFi где-нибудь в почтовых отделениях – тоже беспроводной доступ. И Yota, 20% акций которой «Ростелеком» обязался выкупить – тоже. Так что в запланированные 22% на этом рынке может войти все, что угодно. Заметим, ни о какой корелляции между стратегиями запланированными долями на рынках беспроводного ШПД и сотовой связи «Ростелеком» не говорит. Значит, не LTEединым живы российские телекомы с государственным участием. Впрочем, даже и сотовыми активами «Ростелеком» эту цифру сможет покрыть без особых затруднений. В дополнение к 9-10% рынка мобильной связи, которые принадлежат дочкам оператора сейчас (в основном, это активы в центральной России), свои 10% хоть не без труда, но сохраняет «Скай Линк». Который, как и «Ростелеком», финансируется «Связьинвестом» - так что слияние их активов может оказаться проще в реализации, чем интенсивное строительство или приобретение немногочисленных независимых операторов.

 


На рынке беспроводного ШПД и сотовой связи -  переломный момент. LTE уже есть, но прибыли он пока не приносит, и прирост абонентской базы происходит практически только за счет пользователей 4G-модемов.  «Ростелеком»  - в одной тарелке с другими участниками сделки вокруг «Скартела»

 
От оценок – к прогнозам. Мы знаем, что запланировал «Ростелеком» на ближайшие пять лет. И видим, что планы вполне соотносятся с реальностью. Теперь попробуем описать, как именно их будут претворять в жизнь.

2011-2012
 
Задача на год – цифровое телевидение. Рынок набирает обороты: операторы выводят жизнеспособные модели продажи услуг, контент-провайдеры получают первый реальный до­ход. «Росмедиа» действует, в основном, на сетях «Ростелекома» - меньше временные затраты, больше информации для описания работы бизнес-модели. Приоритетные регионы – Москва и Санкт-Петербург как трендсеттеры, Сибирь и Кавказ, где доминируют спутниковые и кабельные операторы, выступают в роли основных рынков сбыта услуг.
На рынке ШПД «Ростелеком» «переваривает» приобретенные активы – идет оптимизация управленческих схем, приводятся к общему знаменателю бизнес-процессы и стратегии развития. И занимает наблюдательную позицию: необходимо оценить окупаемость в реальном рынке, увидеть ответ конкурентов на изменение ситуации. Итог – список возможных приобретений на конец 2012 - начало 2013 года. В списке по большей части небольшие региональные телекомы, предлагающие как фиксированную, так и беспроводную связь – волна слияний и поглощений на пару с ростом доли допуслуг в прибыли операторов окончательно обращает конкурентную обстановку против них.

2013
 
«Ростелеком» возвращается к активным действиям. Абонентская база фиксированного ШПД прирастает за счет локальных операторов: их прибыль снижается, стоимость сетей падает в лучшем случае, до 2xEBITDA или совокупной цены материальных активов. Государственный капитал, которым «Ростелеком» обеспечен по линии «Связьинвеста», гораздо терпимее частного в отношении к проектам с долгосрочной окупаемостью – не стоит исключать, что в списке покупок окажутся и сети, которые потребуется полностью реконструировать, но доминирующие на рынке отдельных городов.
Параллельно прорабатываются проекты беспроводного ШПД: реализация госпрограммы по развитию LTEпереходит в активную фазу, что затрагивает и «Ростелеком». Начинается подготовка уже принадлежащих компании сотовых активов к переходу на 4G, но в качестве кратковременного источника прибыли по-прежнему выступает связь третьего поколения: наращивается мощность сетей WCDMAи перевод их на HSPA+. Вполне возможно, что на этом этапе проект развития сотовых активов «Ростелекома» дополнится еще одним пунктом – покупкой или созданием собственной ритейлерской сети по образцу «Большой Тройки».
На рынке цифрового телевещания «Ростелеком» к этому моменту может рассчитывать на 10-15%, причем источником прироста станут не только регионы, не избалованные ассортиментом эфирных каналов, но и крупные города.

2014
 
IPTV– снова во главе стола. Не за горами полный отказ от аналогового вещания – растут продажи телевизоров, ориентированных на воспроизведение только цифрового контента. Соответственно, возрастает и спрос на картинку цифрового качества, которую могут обеспечить только операторы IPTVи спутникового ТВ. При сравнимой цене сеттопбокса и спутниковой приставки, конкуренция переходит исключительно в плоскость маркетинга. Кроме того, именно «Ростелеком» может рассчитывать на определенные государственные дотации, которые смогут стимулировать спрос со стороны потенциальных покупателей – и довести долю компании на рынке цифрового вещания до 25-30%. Итого – пятилетний план по телевидению выполнен за два года.
План по ШПД тоже близок к завершению. Ассимилируются приобретенные в прошлом году активы, более ранние покупки полностью вошли в структуру компанию и сохраняют поддерживают свою долю на региональных рынках – прирост абонентской базы «Ростелекома» остается стабильным. Не стоит скидывать со счетов и синергетический эффект: в случае государственной поддержки «Росмедиа», пакетное предложение от объединенного оператора может предлагать абонентом более выгодные, чем у конкурентов условия – в таком случае, к концу 2014 года компания вполне может и преодолеть пятидесятипроцентный барьер.
На рынке беспроводного ШПД и сотовой связи – переломный момент. LTE уже есть, но прибыли он пока не приносит, и прирост абонентской базы происходит практически только за счет пользователей 4G-модемов. «Ростелеком» - в одной тарелке с другими участниками сделки вокруг «Скартела»: мобильный доступ к данным развивается намного быстрее голосовых услуг. Возможно, именно поэтому в стратегии, принятой к исполнению в мае 2011, беспроводной ШПД выделен в самостоятельный пункт, не пересекающийся с планами в области сотовой связи. Тем не менее, номинальные 20 процентов рынка у «Ростелекома» в 2014 году уже могут быть: за счет ин- и экстенсивного развития собственных активов и аккуратного приобретения немногочисленных малых сотовых операторов, еще не купленных Tele2.
Как и ожидалось, козырь в рукаве – это «Скай Линк». Переход на LTE если и произошел, то сильно ударил по абонентской базе: CDMA2000 и EV-DO, в котором оператор работал до момента смены стандарта, технически не совместим с 4G. В результате, большая часть абонентов была вынуждена сменить телефоны на GSM\3G\LTE-совместимые, и, как результат, перешла к конкурирующим операторам. Соответственно, дочка «Связьинвеста» упала в цене, что стало толчком к возобновлению переговоров о покупке бывшего CDMA-гиганта «Ростелекомом». Если сделка завершается успешно, к концу года в активе компании – сети во всех регионах России. Задача выполнена.

2015
 
А к середине-концу 2015 года «Скай Линк» входит в структуру «Ростелекома» не только номинально, но и де-факто. Относительный паритет с «большой тройкой» в вопросах покрытия приносит компании 22, а то и больше процентов от рынка мобильного ШПД, и единую сеть по России.
Вот такая вот пятилетка в четыре года, если не три. Если повезет.

Вместо постскриптума
 
У пиарщиков есть простой, но действенный способ на год вперед определить, какие новости будут котироваться. Достаточно послушать новогоднее обращение Президента – ну, и его же послание Федеральному Собранию. Скажет первое лицо государства про защиту детей, значит, в цене образование и соцпрограммы. Упомянет технологии – все будут следить за вузами, «Сколково» и малым бизнесом. Помянет недобрым словом межнациональные проблемы – вопрос толерантности встанет острее, чем раньше. Есть и логичное следствие из этого принципа. Чтобы предположить, о чем скажет Президент, нужно знать, кто занимает этот пост. Так и здесь: важный фактор, от которого зависит успех стратегии «Ростелекома» - имя победителя на выборах 2012 года.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов