23 мая '11

Нестандартные решения «Почты России»


Эльдар Вагабов

"Альфа-Банк", аналитик

 О приватизации и не только 

В рамках концепции по совершенствованию процесса управления объектами госсобственности Правительство России уже не первый год пытается найти «правильное решение» относительно модернизации целого ряда ключевых предприятий, которые после начала рыночных преобразований так и не смогли органично влиться в экономику, зачастую оставаясь нерыночными, убыточными или откровенно архаичными. Одним из таких предприятий является ФГУП
ФГУП «Почта России», безусловный монополист в сегменте рынка почтовых отправлений и корреспонденции. Одним из наиболее простых решений проблемы могла бы стать приватизация ФГУП «Почта России», о чем уже довольно долго говорят чиновники, пытаясь хоть как-то наладить малоэффективную работу этого довольно важного ведомства. Более детально о приватизации речь пойдет далее, а здесь мы ограничимся лишь тем, что скажем, что приватизация – довольно длительный процесс, одна подготовка которого занимает несколько лет. Поэтому, не дожидаясь внесения окончательной ясности в вопрос об акционировании, в верхах было принято решение о модернизации бизнес-структуры «Почты России» с целью сделать предприятие более рыночным, отвечающим требованиям сегодняшнего дня.
 
Реорганизовывая нереорганизируемое…
 
Не особо рассчитывая на результаты приватизации (которая, если и состоится, то не ранее чем через 2-3 года), «Почта России» приступила к реорганизации своей бизнес-структуры, которая призвана повысить управляемость предприятием и его экономическую эффективность. С основными направлениями реорганизации широкую общественность ознакомил генеральный директор ФГУП «Почта России» Александр Киселев. По его словам, суть реформы сводится к созданию до конца 2011 г. 11 региональных макрофилиалов ФГУП «Почта России» и 5 бизнес-единиц, которые будут различаться по функциональному признаку. Так, планируется создать следующие подразделения: ФГУП «Почта России», «Финансовые услуги», «Экспресс-Доставка», «Ритейл» и, наконец, «Гибридная Почта». При этом особые надежды руководство ФГУП «Почта России» возлагает на быстро растущие направления финансовых услуг и экспресс-доставки, на которые уже в настоящее время приходится более 40% годовой выручки предприятия (в перспективе – более половины, поскольку сегмент экспресс-доставки с долей всего в 2% от выручки обладает существенным потенциалом роста, прибавляя по 30-40% в год).

 


Вне зависимости от того, по какому именно сценарию будет развиваться ситуация вокруг ФГУП «Почта России» в дальнейшем, мы полагаем, что та активность, которую проявляет государство в последнее время, вполне оправдана  

 
Отметим, что в том или ином виде все из отмеченных видов услуг ФГУП «Почта России»  оказывала и до реорганизации, однако, сильная децентрализованность и невысокий контроль высшего менеджмента предприятия над операционной деятельностью филиалов (особенно находящихся вдали от «центра») не позволяли добиться предприятию ни высокой финансовой эффективности, ни более или менее достойного качества оказываемых услуг.
 
Основные направления реформы
 
Вполне логичным, на наш взгляд, шагом явилось то, что реорганизация началась, как это зачастую бывает, с кадровых перестановок. Так, несколько дней назад директором филиала «EMS Почта России», ответственным за направление экспресс-доставок, был назначен Евгений Чечельницкий, ранее занимавший должность советника генерального директора ФГУП «Почта России» по стратегическим вопросам, до этого работавший в Минсвязи и заместителем А. Киселева в холдинге «Связьинвест». При этом предшественник Е.Чечельницкого Андрей Буданов не покинул  ФГУП «Почта России», а возглавил Центр гибридной печати - филиал, специализирующийся на агрегации информации операторов и рассылке счетов абонентам.
По нашему мнению, несмотря на то, что руководство предприятия приняло решение усилить кадровый состав, полный отказ от уже проверенных кадров был бы неправильным. В этой связи можно только приветствовать то, что бывшие топ-менеджеры не покидают структуру вообще, а переводятся на другие должности, где их знания и опыт могут оказаться весьма кстати.

 


В краткосрочной перспективе реформирование основного почтового органа страны может принести определенные позитивные результаты, однако, для достижения глобального успеха всей концепции необходимы еще более радикальные шаги, к числу которых и относится приватизация  

 
Другим ключевым направлением преобразований, помимо работы с кадрами, являются инвестиции в основной и оборотный капитал. Так, предприятие инвестирует миллиарды рублей в создание автоматизированных сортировочных центров, реконструкцию и оснащение отделений, внедрение новых технологий реализации всех видов услуг, закупки новых почтовых вагонов, автомобильного транспорта и в улучшение качества обслуживания. Инвестировав в 2010 г. около 8 млрд. руб. в модернизацию, в этом году ФГУП «Почта России», по словам ее генерального директора, планирует удвоить капиталовложения, доведя их до 15-16 млрд. руб.
 
Первые плоды реорганизации…
 
Об успехах модернизации говорить пока еще рано: концепция еще не до конца ясна (например, на текущем этапе все еще непонятно, имеет ли смысл создавать на основе «Почты России» Почта-банка в целях развития бизнес-направления по оказанию широкого спектра финансовых услуг розничным клиентам), а сам процесс должен полностью завершиться лишь в 2016 г. Несмотря на это, первые результаты уже свидетельствуют о позитивных переменах: второй год к ряду ФГУП «Почта России» заканчивает с прибылью. В 2009 г. чистая прибыль составила 306 млн. руб., в 2010 г. - 483 млн. руб. По оценкам менеджмента 2011 г. обещает стать еще более успешным.
 
…не отменяют идею приватизации
 
Несмотря на то, что реформирование ФГУП «Почта России» вроде уже начало приносить первые плоды, скептиков все еще остается немало. Многие из них сомневаются в долгосрочном успехе в принципе, приводя в качестве основных аргументов то, что государство редко когда бывает эффективным собственником. Так или иначе, по всему «почтовому вопросу» вторым лейтмотивом проходит идея с приватизацией предприятия. Не отрицая возможных негативных последствий приватизации, лично мы видим два несомненных ее плюса: в части наполняемости федерального бюджета и смены не совсем эффективного собственника в лице государства на, возможно, более эффективного, частного. Нам представляется, что в краткосрочной перспективе реформирование основного почтового органа страны может принести определенные позитивные результаты, однако, для достижения глобального успеха всей концепции необходимы еще более радикальные шаги, к числу которых и относится приватизация.
 
В ожидании законопроекта…
 
По всей видимости, окончательное решение о преобразовании «Почты России» в ОАО было принято год назад с целью ускорить ее развитие, а законопроект о ее акционировании должен быть внесен в правительство РФ в этом году, о чем заявил вице-премьер российского Правительства Сергей Иванов на недавнем заседании коллегии Минкомсвязи. По его словам, процесс акционирования займет «не один год, но это делать нужно».
Напомним, что акционирование предприятия было предусмотрено еще концепцией реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, одобренной постановлением правительства в 2002 г. В 2010 г. Правительством было решено преобразовать почту в ОАО путем принятия специального федерального закона. По мнению законодателей, выступающих за продажу госпакета акций «Почты России», ныне существующая организационно-правовая форма ФГУП «Почта России» «серьезно тормозит ее развитие», являясь «непривлекательной для инвесторов». Как и мы, чиновники считают, что акционирование позволит привлечь необходимые средства как в само предприятие (если, например, ВЭБ приобретет дополнительную эмиссию акций ФГУП «Почта России»), так и в совместные с частными инвесторами проекты (развитие экспресс-почты, расширение интернет-торговли и торговли розничными товарами). Таким образом, от акционирования ФГУП «Почта России» выиграли бы все без исключения заинтересованные стороны: государство получило бы дополнительные средства в федеральный бюджет, сама «Почта России» – необходимые для дальнейшего развития инвестиции, частные инвесторы – возможность организовать эффективную структуру с годовой выручкой более 100 млрд. руб. (по результатам 2010 г.), а население – более качественные услуги по более доступным ценам.
 
…законодатели спорят о трудностях приватизирования
 
Однако мы не можем исключить того, что обозначенные сроки с легкостью могут быть не выдержаны: вопрос является действительно комплексным и затрагивает не только экономические, но и юридические нюансы. Так, еще в 2010 г. тогдашний советник генерального директора ФГУП «Почта России» по стратегии Е.Чечельницкий говорил, что основная сложность акционирования заключается в формировании имущественного комплекса. Это означает, что в процессе продажи госпакета частным инвесторам придется решить много вопросов, связанных с земельными отношениями, что без специального закона об особенностях управления и распоряжения имуществом организаций, осуществляющих свою деятельность в области почтовой связи, сделать невозможно. В принципе, ситуация с ФГУП «Почта России» не является чем-то уникальным, и все крупные госпредприятия, готовящиеся к приватизации, сталкиваются с подобными трудностями. Тем не менее, как нам видится эта ситуация со стороны, на все это уйдет немало времени, и приватизация ФГУП «Почта России» не состоится еще по крайней мере в течение ближайших 2-3 лет.
Вне зависимости от того, по какому именно сценарию будет развиваться ситуация вокруг ФГУП «Почта России» в дальнейшем, мы полагаем, что та активность, которую проявляет государство в последнее время, вполне оправдана. Во-первых, в предвыборный год весьма важно если не сделать, то, по крайней мере, наметить шаги по модернизации архаичного предприятия, которое никак не вписывается в структуру более или менее современного экономического уклада страны. Во-вторых, нерешенность назревших проблем сейчас грозит еще более серьезными проблемами в будущем, например, серьезной дырой в государственном бюджете.
Мы считаем, что наиболее правильным решением в отношении ФГУП «Почта России»  могла бы стать реформа, которая вывела бы предприятие на уровень стабильной безубыточности и сделала бы его конкурентоспособным как по отношению к российским компаниям, оказывающим аналогичные услуги, так и по отношению к глобальным конкурентам. После того, как этот «минимальный набор» целей будет выполнен, можно будет уже подойти вплотную к вопросу акционирования. До этого частные инвесторы вряд ли могут заинтересоваться подобным активом. По крайней мере, практика довольно четко показала, что даже куда более привлекательные активы не всегда вызывают большой интерес у инвесторов. И дело здесь не только в нестабильности финансового рынка и неправильно выбора момента продажи, но и качестве самих активов, выставляемых на продажу.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов