11 мая '11
Счетная палата поставила вопрос об эффективности ГЛОНАСС
Счетная палата признала реализацию федеральной целевой программы «Глобальная навигационная спутниковая система» (ГЛОНАСС) недостаточно эффективной, несмотря на своевременное и полное финансирование проекта – к 2011 году порядка 10 показателей не соответствовали требуемым значениям. Вывод был сделан по итогам плановой проверки.
Так, например, в отчете Счетной палаты отмечается, что уровень оснащения объектов транспортной инфраструктуры корпоративных пользователей средствами спутниковой навигации в рамках государственного сегмента на воздушном транспорте составил 22,6%, тогда как по плану должен был составить 75%. Также кураторы программы обвиняются в недостаточном внимании к вопросам коммерческого использования системы. При этом показательно, что существенно выросли объемы финансирование программы (в 6 раз, в том числе в 9,6 раза – за счет бюджетных средств). В 2002-2010 гг. из федерального бюджета на проект было выделено 98,7 млрд руб, что составило 101,2% предусмотренных программой объемов, а также 3,3 млрд руб получено из внебюджетных источников (20,6%).
Несмотря на вердикт Счетной палаты, аналитики, ссылаясь на уже существующую практику, говорят о том, что ждать каких-либо кардинальных мер не следует. При этом профессионалы обращают внимание на то, что отчеты самой Счетной палаты не всегда можно назвать объективными, учитывающими текущую конъюнктуру рынка. Так, например, комментируя претензии относительно недостаточного внимания кураторов программы к вопросам коммерческого использования системы, эксперты отмечают долгое отсутствие соответствующей законодательной базы, наличие проблем с реализацией космической части системы, а также отставание с созданием абонентских устройств. Отраслевые эксперты говорят о том, что практически все эти вопросы на текущий момент урегулированы и коммерциализация ГЛОНАСС, которая представляет собой состоявшуюся и работающую систему, идет ускоренными темпами и в ближайшем будущем от системы можно ожидать возврата инвестиций и даже прибыли.
Наиболее вероятным последствием проверки Счетной палаты аналитики считают вынесение соответствующего постановления Правительства, содержащего рекомендацию причастным к реализации программы структурам повысить эффективность деятельности, усилить контроль расходования выделяемых средств и т.п. Но, учитывая недавнюю смену руководителя Роскосмоса, принципиальных решений не последует.
Эксклюзивные комментарии:
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт
УК «Финам Менеджмент»
«Счетная палата призвана следить за эффективным использованием государственных средств, их целесообразной тратой и в данном отчете все это продемонстрировано. Проблема лишь заключается в том, что СП и раньше по другим отраслям, проектам, предприятиям выпускала подобные отчеты, где говорилось примерно то же самое: что проект «А», или предприятие «Б» неэффективно, и деньги расходуются не туда, и нужно что-то делать. Но в большинстве случаев, никаких кардинальных решений не принималось по итогам этих отчетов СП и изменения были незначительные. К тому же, они очень часто являются «оторванными от жизни», и пишутся примерно по одной схеме: берутся те показатели, что были запланированы, сравниваются с полученными, и если есть несоответствие, то производится полный разгром организации в отчете. А то, что хорошо бы еще отследить как менялась ситуация в отрасли, и в экономике, какие были объективные трудности, которые мешали реализации проекта, и только затем выносить вердикт о виновности ответственных лиц, такой вариант, как-то не пользуется популярностью в Счетной палате. Так и в случае с ГЛОНАСС. Пишется о том, что финансирование было полным, но при этом абсолютно нет понимания того, что стоящие перед конструкторами и инженерами космических предприятий задачи очень сложны, что просто обильно финансируя проект, их все равно не решить, пока не будет найдено именно техническое решение. Что касается коммерческого использования системы, то сначала не было законодательной базы, затем были трудности с реализацией космической части системы, кроме того было заметное отставание с созданием абонентских устройств. В настоящее время большинство вопросов решены, и коммерциализация ГЛОНАСС идет ускоренными темпами. Рост финансирования программы объясняется ростом расходов на нее, в первую очередь речь идет о подорожании сырья и комплектующих, услуг инфраструктуры, существенно выросли с момента старта программы ставки налогов и сборов. Предприятия-разработчики были вынуждены нести и другие расходы, в частности были и неудачи в испытаниях, аварии, и прочие форс-мажорные обстоятельства, которые также потребовали дополнительных средств. Вероятнее всего, что сейчас, уже после отставки Анатолия Перминова, никаких особых оргвыводов ожидать не стоит. Возможно, будет выпущен некий документ по итогам проверки, вероятнее всего, что это будет постановление Правительства, в котором будет предложено всем организациям и ведомствам, причастным к созданию и эксплуатации ГЛОНАССа, в очередной раз «повысить эффективность деятельности, сократить непрофильные расходы, ускорить коммерциализацию системы и прочее и прочее. Это уже не проект, а состоявшаяся, работающая система, которая все больше и больше интересует пользователей, а значит, можно ожидать, что уже в ближайшее время она начнет возврат средств потраченных на нее, а затем будет приносить и прибыль».
Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»
«К сожалению, для программ, подобных проекту ГЛОНАСС, планомерный рост объемов бюджетных отчислений не является чем-то новым и неожиданным. Вероятно, после проверки последуют определенные действия, направленные на усиление контроля за расходованием выделяемых средств, что позволит на некоторый период сдержать рост бюджетных затрат. Проект, конечно, будет реализоваться и после проверки. При поддержке политической элиты подобные начинания не закрываются, так что в конечном итоге все же стоит ожидать полномасштабного внедрения ГЛОНАСС».
Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily
«То, что к 2011 году требуемые значения были достигнуты по 18 из 28 показателей, а уровень оснащения объектов транспортной инфраструктуры корпоративных пользователей средствами спутниковой навигации в рамках государственного сегмента на воздушном транспорте при плане 75% составил 22,6% говорит о том, что действительно проблемы с реализаций ГЛОНАСС имеются и требуют разрешения. Несмотря на то, что это, по сути, государственный проект, я бы сказал национального масштаба, разработчики пытаются внедрить его и на коммерческой основе. Однако с этим есть большие трудности, ввиду пока еще не полностью отработанной инфраструктурой и тем, что нет конечного оборудования, которое могло бы идти в конкуренцию с GPS. То, что растет смета расходов, то это обычный процесс для бюджетных средств, но говорящий правда о неправильном планировании. Перспективы расцениваю положительно, но только пока под большим вниманием власти и пока в госмасштабах».