21 апреля '11

Tele2 подвела итоги первого квартала года

Европейская телекоммуникационная компания Tele2 AB огласила результаты операционной деятельности в России в I квартале 2011 года. Оператор значительно увеличил число абонентов - по сравнению с показателем первого квартала 2010 года абонентская база выросла на 23% (547000 новых пользователей) и составляет почти 18,985 млн чел. EBITDA составил 4,248 млрд руб (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 43%). Операционная выручка составила 11,713 млрд руб, что на 27% больше прошлогодних показателей.
Менеджмент компании связывает достигнутые результаты в первую очередь с эффективной работой в новых для оператора регионах (разработка которых началась в 2009-2010 гг), в некоторых из которых уже удалось выйти на уровень безубыточности. Речь идет о таких регионах как Тула, Орел и Калининград. В 2011 году компания планирует перейти порог неубыточности во всех регионах, работа в которых началась в 2009-2010 гг.
В экспертном сообществе обращают внимание на рекордные темпы роста компании при минимальных капитальных инвестициях – порядка 20-30% от годовой выручки. Также аналитики отмечают способность оператора сохранять доминирующую позицию на тех рынках, где компания присутствует давно. Высокие оценки заслужила деятельность компании по контролю за операционными расходами, и за удельными показателями капитальных инвестиций. Несмотря на то, что Tele2 пока не дотягивает до уровня операторов «большой тройки», у нее есть явные преимущества перед традиционными лидерами рынка. Так, например, по числу абонентов на одного сотрудника компании Tele2 примерно в 3 раза эффективнее МТС и «Вымпелкома» и в 2 раза – «Мегафона».
Среди основных проблем, с которыми компания вынуждена бороться на сегодняшний день, эксперты отмечают необходимость получения возможности развития беспроводного широкополосного доступа. Также одним из важных моментов является работа с имиджем – компания воспринимается как «дешевый, но не всегда качественный» оператор. В целом профессионалы считают работу компании на российском рынке более чем успешной и перспективы развития видят в развитии новых регионов.
 


Эксклюзивные комментарии:

Михаил Алексеев, управляющий партнер
АС&М Consulting

«Компания Tele2 не перестает удивлять. Дело даже не в том, какими темпами она растет. Удивительно то, насколько мало она осуществляет капитальных инвестиций (относительно выручки и в удельных показателях на приобретаемого абонента). В 2010 году Tele2 инвестировала в России всего примерно $187 млн, а годом ранее - всего $293 млн. Относительно их годовой выручки это менее, чем 20% и 30% соответственно. И это для развивающейся компании, запускающей новые сети! Когда «большая тройка» вела активную стройку в регионах капитальные инвестиции МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» составляли не менее 45-55% от их тогдашней выручки. Да и сейчас соотношение капитальных затрат к выручке у них существенно более высокое, чем у Tele2. Не менее удивительной является способность Tele2 сохранять доминирующую позицию на тех рынках, где оператор присутствует давно. В Омске, Удмуртии или Кемеровской области Tele2 остается лидером, несмотря на пресловутую силу рекламы на федеральных каналах и весомость федеральных брендов. Однако и это не самое впечатляющее достижение - для многих загадкой остается, как быстро растущий оператор смог в такой короткий срок выйти не только на уровень положительной маржинальности, но и довести маржу почти до 36%!!! Есть основания полагать, что в компании существует практика эффективного контроля и за операционными расходами, и за удельными показателями капитальных инвестиций. Это, к слову, порождает массу вопросов об эффективности менеджмента и стандартах корпоративного управления в операторах «большой тройки». Не может же один оператор делать в разы дешевле то, на что у остальных трех уходят сотни миллионов долларов. Tele2 имеет выдающиеся показатели эффективности: по числу абонентов на одного сотрудника компании Tele2 примерно в 3 раза эффективнее МТС и «Вымпелкома» и в 2 раза – «Мегафона». Если сравнить выручку на одного сотрудника, то картина получится еще более удручающая для операторов «большой тройки». Компания Tele2 является самым динамично растущим оператором мобильной связи в России. Если рост выручки у «большой тройки» составляет примерно15% (у ОАО «Мегафон» этот показатель более 20%), то Tele2 наращивает выручку примерно на 30% за 12 месяцев. Доля Tele2 в целом на рынке растет и по числу абонентов уже составляет более 8% (по выручке около 6%). Первоочередная проблема у Tele2 получить возможность развивать беспроводный широкополосный доступ. У компании нет лицензий 3G и остается надеяться, что четвертый по размеру оператор мобильной связи в России не станет объектом сегрегации со стороны регулирующих органов. Возможно, регулятор обеспечит для Tele2 недискриминационный доступ к ресурсам единой сети LTE, создаваемой на базе «Скартел» при участии МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона». Tele2 продолжит триумфальное шествие по регионам. Компания уже стала обладателем еще четырех новых лицензий и возможно получит на предстоящих конкурсах еще 1-2 лицензии. В более долгосрочной перспективе Tele2 придется решить, что именно корпорация хочет делать с российским активом. Уже сейчас Россия становится для корпорации Tele2 едва ли не самым важным рынком (около половины консолидированной выручки). Сложно себе представить, что российский рынок сможет «прокормить» пять операторов («большую тройки», «Ростелеком» и Tele2). Даже в США продолжается консолидация рынка и T-mobile становится объектом приобретения AT&T. На мой взгляд, активы Tele2 могли бы пригодиться любому из российских операторов, однако наибольшую синергию приобретение Tele2 дало бы для МТС. Во-первых, были бы частично удовлетворены амбиции акционеров МТС относительно приобретений за пределами СНГ (особенно актуально после того, как «Вымпелком» перешел к политике широкомасштабной международной экспансии); во-вторых, МТС получит присутствие на третьем по размеру рынке СНГ - в Казахстане; в-третьих - МТС сразу сильно поправит положение на втором по значимости географическом рынке в России – в Санкт-Петербурге».



Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»

«В I кв. 2011 г. результаты, показанные Tele2 можно признать весьма неплохими. Особенно радует повышение уровня рентабельности по EBITDA, что важно, особенно с учетом ориентации на дисконт-услуги. Тем не менее, до уровня операторов «большой тройки» показатель пока все равно не дотягивает, что, однако, позволяет рассчитывать на дальнейшее увеличение абонентской базы. Компания, вероятно, продолжит развиваться в заданном ключе, и мы не ожидаем каких-либо коренных изменений в ее деятельности в среднесрочной перспективе».



Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily

«Считаю, что финансовые итоги компании можно считать удачными. Рост операционной выручки на 27% по EBITDA на 43% говорит о позитивных тенденциях развития компании. Основной проблемой для компании, прежде всего, является имидж дешевого, но не всегда качественного оператора. Причем это переходит за компанией из региона в регион, несмотря на то, что в новых регионах оператор старается сразу покрыть не менее 75% территории города, а были ситуации, когда в старых регионах первоначальный запуск не охватывал и 50%. Если в регионах многие абоненты вначале выбирают стоимость, то например в Петербурге низкие цены не помогли компании уйти с последнего места. Основными конкурентами в регионах у компании естественно является «большая тройка». Перспективы компания в запуске новых регионов, на которые получены лицензии и достройка сетей в имеющихся городах, а также, конечно же, изменения восприятия компании у абонентов».


 








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов