18 апреля '11

Дума о связи


Василий Копосов

ИК «Энергокапитал», аналитик департамента инвестиционного моделирования

 

Законопроект «О почтовой связи» сквозь призму интересов основных участников процесса
 
Подготавливаемый Минкомсвязи законопроект должен стать заменой потерявшему по ряду вопросов актуальность действующему закону «О почтовой связи», принятому еще в 1999 году. Согласно заявлениям Министерства, в подготовке законопроекта участвовали представители всех заинтересованных сторон: разработка велась при Минкомсвязи в сотрудничестве с Ассоциацией негосударственных операторов почтовой связи (АНОПС), Национальной ассоциацией дистанционной торговли и ФГУП «Почта России». Однако, после публикации проекта закона на сайте Минэкономразвития, у участников рынка появились сомнения в том, действительно ли интересы всех сторон были учтены в равной степени.
 
О законопроекте
 
Обсуждаемый законопроект содержит ряд изменений, по сравнению с предыдущей редакцией. Мы не будем останавливаться на пунктах законопроекта, влияющих на непосредственное качество предоставляемых почтовых услуг для потребителя (в первую очередь того, что касается тайны связи). Не будем говорить так же об изменениях, касающихся организации процесса работы почтового оператора. Мы постараемся рассмотреть законопроект сквозь призму интересов основных участников процесса – непосредственно разработчика законопроекта, федерального оператора почтовой связи и альтернативных операторов.
Ознакомление с основными пунктами законопроекта вызывает достаточно смешанные чувства. С одной стороны, Минкомсвязи вроде как все же попыталось, хотя бы формально, отразить в нем интересы обоих сторон. С другой, законопроект вносит ряд таких определений и ограничений, относительно которых сложно не понять, чьи же интересы они лоббируют.
Законопроектом вводятся понятия «назначенный оператор почтовой связи» и «универсальные услуги почтовой связи».

 

 

 

 


В законопроекте нет четкой нормы, запрещающей негосударственным  операторам почтовой связи участвовать в международной деятельности. Не запрещается это и правилами Всемирного почтового союза, а значит, получить статус, согласно настоящей редакции, смогут как государственные, так и частные компании

 
Назначенный оператор будет обладать правом на оказание услуг международной почтовой связи. С целью отбора компаний будет введена процедура лицензирования. При этом следует отметить, что в законопроекте нет четкой нормы, запрещающей негосударственным операторам почтовой связи участвовать в международной деятельности. Не запрещается это и правилами Всемирного почтового союза, а значит, получить статус, согласно настоящей редакции, смогут как государственные, так и частные компании.
Под универсальными услугами понимаются классические почтовые услуги – пересылка почтовых писем и почтовых карточек. На сегодняшний день, данные услуги являются наименее маржинальными для «Почты России». С целью недопущения роста цен для населения при сохранении предложения услуг на рынке, законопроектом предлагается компенсировать из госбюджета разницу между экономически обоснованными затратами на оказание универсальной услуги и доходами от нее. Подчеркнем, что разница эта будет компенсироваться лишь для организаций федеральной почтовой связи, то есть лишь для «Почты России». При этом в новом законе предлагается отказаться от введения «защищенного сегмента». Защищенным сегментом, по мнению менеджмента «Почты России», должны были стать именно универсальные услуги, а защищенность его состояла бы в законодательном запрете на установление альтернативными операторами более низких, нежели у ФГУПа цен. Тем не менее, дотационная составляющая в доходах и так позволит «Почте России» сохранить цены на универсальные услуги на столь низком уровне, ниже которого вряд ли кто-то сможет предложить собственные услуги.
Содержит проект закона и еще несколько весьма интересных изменений.
Обращает на себя внимание положение, позволяющее «Почте России» оказывать банковские услуги без создания почтового банка. Согласно законопроекту ФГУП сможет самостоятельно принимать депозиты, выдавать кредиты и инкассировать выручку. При этом, лицензия на осуществление банковской деятельности «Почте России» не понадобится.
Кроме того, согласно законопроекту, автомобили «Почты России» будут причислены к спецтранспорту и оборудованы проблесковыми маячками (правда не синего, а желтого цвета), что подразумевает ряд преференций по сравнению с машинами альтернативных операторов связи, не оснащенных таким оборудованием.
 
Недовольны все
 
После публикации законопроекта претензии по ряду пунктов действительно возникли у всех заинтересованных сторон.

 

 

 

 


Маловероятно, что законопроект будет принят Госдумой до летнего перерыва в ее работе. Все же крайне редко подобные документы принимаются парламентом в первом чтении, да и вес противоборствующих сторон весьма велик. Тем не менее, вряд ли стоит ожидать того, что проект претерпит существенные поправки

 
Интересы альтернативных операторов связи взялась защищать Федеральная антимонопольная служба. Критике ФАС подверглись ключевые тезисы законопроекта. Антимонопольщики, призывающие к развитию конкуренции в почтовой связи, считают, что альтернативные операторы связи должны иметь возможность оказания универсальных услуг при соблюдении ими требований, определяемых правительством. Кроме того, ФАС высказывается против создания института назначенных операторов: по мнению службы, подобная мера приведет к монополизации рынка международного почтового обмена, так как альтернативные операторы просто не получат нужный статус. Пункт, позволяющий «Почте России» оказывать финансовые услуги без получения соответствующих лицензий, также беспокоит ФАС: по мнению антимонопольщиков, пользователи услуг не будут защищены нормами банковского законодательства.
Важным предложением ФАС является включение в законопроект нормы о предоставлении недискриминационного доступа к почтовой инфраструктуре. Сегодня альтернативные операторы, частично использующие сети «Почты России», вынуждены оплачивать ее услуги по полным тарифам, в то время как антимонопольщики предлагают предоставить негосударственным компаниям возможность присоединяться к инфраструктуре «Почты России» в приемлемых точках. При этом условия присоединения должны быть прозрачными и «не содержать дискриминирующих условий».
Представители «Почты России» также высказали несколько замечаний к законопроекту. ФГУП не до конца устраивает механизм компенсации универсальных услуг – в нынешней форме он не предусматривает компенсацию недополученной в результате оказания услуг по регулируемым ценам прибыли. Вызывает опасения у руководства «Почты России» и отсутствие прямого запрета на получение статуса назначенного оператора не федеральной организацией почтовой связи. Третьим ключевым пунктом, который бы хотелось менеджменту ФГУПа изменить – отсутствие в законопроекте введения защищенного сегмента.
Минкомсвязи старается занимать в споре двух конкурирующих сторон центристскую позицию. В Министерстве против конкуренции в сегменте универсальных услуг, но отрицают монополизм на рынке международного почтового обмена. Что касается финансовых услуг – с точки зрения Минкомсвязи, беспокойство потребителей напрасно, поскольку по обязательствам «Почты России» гарантом может выступить непосредственно государство.
 
Значение законопроекта
 
Итак, что же мы имеем? Законопроект, конечно, не отвечает на 100% только интересам «Почты России». Но, наверное, на 95% отвечает.
«Почту России» необходимо реформировать и модернизировать, о чем неоднократно говорилось на высочайшем уровне. С целью выхода на безубыточность «Почта России» планирует масштабные инвестпрограммы, как за счет государственных дотаций и займов госбанков, так и за счет выпуска облигационных займов, то есть выхода на финансовый рынок. Инвестиции планируется направить в освоение ряда новых для «Почты России» услуг, а также развитие уже имеющиеся, зачастую непрофильных, но более маржинальных, нежели классические.
Таким образом, «Почта России» уже имеет существенное преимущество перед альтернативными операторами связи, выраженное в фактически неограниченном финансировании. Если законопроект будет принят, ФГУП получит еще ряд преференций перед иными участниками рынка.
Во-первых, оказание универсальных услуг совершенно перестанет быть рентабельным для альтернативных операторов. В то же время, за счет государственных компенсаций, рентабельность данных операций для «Почты России» повысится, и сегмент бизнеса станет более привлекательным.
Во-вторых, законопроект фактически гарантирует «Почте России» долгожданный полноценный выход на рынок финансовых услуг. Процесс создания почтового банка буксует и неизвестно, когда все же будет завершен. Процесс преобразования «Почты России» в ОАО, поиск банков-партнеров, объединения со «Связь-Банком», проведения допэмиссий участников программы весьма трудоемок и может потребовать еще массу времени и средств. А законопроект фактически страхует риски затягивания процесса. ФГУП сумеет и без получения необходимых лицензий начать самостоятельно предоставлять ряд банковских услуг.
В то же время, позиции крупных альтернативных игроков на рынке почтовой связи сильно пошатнутся. Двери в ряд сегментов бизнеса для них могут быть полностью закрыты, если не официально, то на практике. Столь злободневный вопрос, как возможность технологического подключения к сетям «Почты России» и оплаты ее услуг по справедливой стоимости, по крайней мере, на данный момент, остается открытым. Оценка шансов на получение статуса назначенного оператора негосударственными участниками рынка весьма затруднена. Однако есть ощущение, что шансы эти у большинства весьма невелики. Да и более мелкие преференции, вроде предоставления автомобилям «Почты России» статуса спецтранспорта, не играют положительной роли.
Таким образом, законопроект в своем нынешнем виде, фактически «давит» альтернативных операторов. С учетом наличия иностранных игроков на рынке российской почтовой связи, принятие закона может нанести урон и в целом российскому инвестиционному климату, об ухудшении которого практически еженедельно приходится слышать с разных сторон. Инвестиции в российские услуги связи становятся все более рисковыми и малодоходными, рынок все больше монополизируется.
Что же касается «Почты России», государство, конечно, ведет весьма странную политику, обосновывая ее высокой социальной ролью ФГУПа. Говоря о необходимости выхода на прибыльность предприятия, государство фактически перекладывает из одного кармана в другой, сдерживая неминуемый рост цен, необходимый для повышения рентабельности низкодоходных и социально значимых сегментов бизнеса, дотациями из бюджета.
 
Судьба законопроекта
 
Маловероятно, что законопроект будет принят Госдумой до летнего перерыва в ее работе. Все же крайне редко подобные документы принимаются парламентом в первом чтении, да и вес противоборствующих сторон весьма велик. Тем не менее, вряд ли стоит ожидать того, что проект претерпит существенные поправки. В своем нынешнем состоянии он действительно способен обеспечить необходимые и возможные преференции «Почте России» в стремлении вывода ее бизнеса на прибыльность. Однако, к сожалению, законопроект не стимулирует «Почту России» повышать эффективность собственной деятельности, предлагая создание исключительного рыночного положения для ФГУПа.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов