7 апреля '11
МТС закрыли год с рекордно низкой рентабельностью
МТС отчитались по итогам 2010 года. Компании удалось сохранить лидирующие позиции по выручке ($11,29 млрд против $10,5 млрд у «Вымпелкома» и $7,1 млрд у «Мегафона» и по количеству абонентов в России (71,4 млн). Однако рентабельность оператора оказалась самой низкой за последние десять лет (43,1% против 45,4% у «Мегафона» и 46,9% у «Вымпелкома»). МТС уступили «Мегафону» и «Вымпелкому» и по чистой прибыли при том, что этот показатель был увеличен на 37,3% до $1,38 млрд. У «Вымпелкома» - $1,67 млрд, у «Мегафона» - $1,62 млрд.
Снижение рентабельности в самой компании объясняют нежеланием уступать в конкурентной борьбе, и, в первую очередь, «Мегафону», который стремиться к лидерству на российском рынке. МТС рассчитывают в 2011 году держать рентабельность на уровне 42-43%.
В экспертном сообществе, комментируя итоги года МТС, отмечают, что на деятельности компании и итоговые показатели серьезно повлияла ситуация в Туркмении, в частности вынужденное прекращение всех операций «дочки» МТС, которое привело к списанию $137,8 млн. Среди причин низкой рентабельности отмечается также сезонное снижение высокомаржинальных доходов от роуминга, увеличение расходов на привлечение новых абонентов, а также рост низкорентабельных продаж телефонов на фоне увеличения себестоимости оборудования. Некоторые профессионалы считают шаги МТС по сохранению позиции на рынке неоправданными. Есть мнение, что МТС будет достаточно сложно стабилизировать положение на рынке. При этом аналитики делают акцент на росте «базовых показателей» оператора.
В целом итоги года МТС, которые, несмотря на все «но», сохранили лидерство на рынке и даже упрочили свои позиции за счет успешного присоединения «Комстар-ОСТ», что позволило диверсифицировать свой продуктовый портфель, профессионалы оценивают позитивно.
Эксклюзивные комментарии:
Виталий Солонин, ведущий аналитик
J'son & Partners
«В целом итоги года для МТС достаточно позитивны. Компании удалось сохранить лидерство по выручке и абонентской базе, завершить процесс присоединения оператора фиксированной связи «Комстар-ОТС», превратившись в интегрированного телекоммуникационного провайдера. Существенное снижение по России маржи OIBDA в IV квартале 2011 г. до уровня 37,7% (на 7,5% по сравнению с IV кварталом 2009 г., на 7,8% по сравнению с III кварталом 2010 г.) объясняется снижением операционной прибыли на фоне повышения выручки (маржу OIBDA в МТС считают как процент от выручки). На снижение операционной выручки и OIBDA, в свою очередь, повлияли три основные фактора:
• Сезонное снижение высокомаржинальных доходов от роуминга.
• Увеличение расходов на привлечение новых абонентов.
• Рост низкорентабельных продаж телефонов на фоне увеличения себестоимости оборудования.
По России по итогам 2010 г. МТС сохранила первое место по объему выручки (в том числе по выручке от мобильной связи) и по количеству абонентов. Однако по размеру чистой прибыли оператор оказался на третьем месте, несмотря на то, что темпы роста этого показателя были существенно выше, чем у конкурентов. Также МТС заняла последнее место среди операторов «большой тройки» по таким показателям как рентабельность OIBDA, ARPU и темпы роста ARPU. Показатель MOU у МТС вырос больше, чем у конкурентов, но по абсолютному значению оказался на втором месте. Одна из ключевых проблем МТС на текущий момент – приостановка операций в Туркменистане. Убытки от обесценения долгосрочных и прочих активов в этой стране оцениваются в размере $137,8 млн».
Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO
«Низкие показатели по рентабельности следует в первую очередь связывать с убытками по Туркмении и покупками (в частности «Комстара») Остальные факторы не значительны. По итогам 2010 года МТС сохранили лидирующие позиции на рынке и упрочили их, диверсифицировав свой продуктовый портфель после покупки «Комстара». Одной из главных проблем для оператора является сложная ситуация в Туркмении. Думаю да - по итогам 1 квартала оператор покажет гораздо более лучшие показатели».
Ирина Скворцова, аналитик
ИК «Атон»
«Ответные действия МТС на агрессивную маркетинговую политику «Мегафона» в четвертом квартале 2010 г. размыли рентабельность МТС, что может быть негативно воспринято инвесторами. К положительным моментам можно отнести слабый рост абонентской базы в январе и феврале, что может свидетельствовать об ослаблении маркетинговых войн между компаниями «большой тройки». По этой причине мы сомневаемся в том, что результаты за четвертый квартал 2010 г. существенно изменят текущее настроении на рынке в пользу одного из операторов «Вымпелкома» или МТС, хотя мы ожидаем, что отношение рынка может быть улучшено, когда компания (МТС) начнет продемонстрировать восстановление рентабельности. Значительный рост капиталовложений в четвертом квартале 2010 г. должен вызвать дополнительный рост выручки в сегменте передачи данных в 2011 г. Положительные тенденции в части выручки в сегменте фиксированной связи по-прежнему будут оказывать поддержку выручке в 2011г.».
Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»
«Снижение рентабельности обусловлено неструктурными факторами. Оператор сможет приблизиться к старым показателям, однако вопросы дальнейшего развития компании и стабильности ее рыночных позиций требует достаточно серьезных решений. Они касаются качества наиболее активно растущих в настоящий момент услуг, среди которых и мобильный Интернет. Недостаточным является уровень капитальных инвестиций в развитие инфраструктуруры. Естественно, попытки компенсировать технологическое отставание от конкурентов при помощи активного яркого маркетинга и рекламы приводит к диаметрально противоположному эффекту. Для того, чтобы сохранить лидерские позиции, компании целесообразно перейти к более активному формированию спроса на высокомаржинальные и инновационные услуги».