22 марта '11
Военные вынуждены будут заплатить за частоты или расстаться с ними
Премьер-министр России В.Путин подписал постановление, согласно которому с 2012 года госструктуры наравне с операторами будут обязаны платить за частоты. Сумма будет варьироваться в зависимости от диапазона, количества используемых каналов и технологий. Бесплатными останутся лишь 15% спектра, используемые для правительственной связи.
То, как именно будет производиться расчет цены за частоты, будет понятно уже к середине лета 2011 года. Этим вопросом поручено заниматься Минкомсвязи, которое к установленному сроку должно будет провести все соответствующие согласования с Минобороны, Минфином, Минэкономразвития, ФСБ и ФСО.
Как известно, до недавнего времени госструктуры и в частности силовые ведомства были освобождены от платы за частоты, предусмотренной законом «О связи», не желая при этом делиться своим ресурсом (речь идет о неиспользуемых частотах) с операторами. Нехватка частот на протяжении нескольких лет была одной из ключевых проблем для операторов, тормозящей процесс развития отечественного телекоммуникационного рынка. В первую очередь, игроки рынка были обеспокоены отсутствием возможности полноценной работы в 3G и 4G направлениях.
В экспертном сообществе говорят о том, что рынок давно ждал вмешательства регулятора в частотный вопрос. Лишение госструктур привилегии не платить за частоты, по мнению аналитиков, полностью соответствует текущим потребностям и тенденциям рынка и будет иметь крайне позитивное влияние на него. Профессионалы и участники рынка рассчитывают на то, что мера будет эффективной и положит конец нерациональному использованию частотного ресурса.
Однако, несмотря на позитивные моменты, связанные с новыми правилами игры, эксперты не забывают отмечать и имеющиеся на сегодняшний день проблемы, в том числе необходимость операторов тратить колоссальные ресурсы на расчистку получаемых частот. Кроме этого, одним из открытых вопросов остается цена вопроса, а именно то, каким в конечном итоге будет размер платы за частоты.
Эксклюзивные комментарии:
Виталий Солонин, ведущий аналитик
J'son & Partners
«По мнению J’son & Partners Consulting, этот документ будет способствовать более рациональному использованию такого ценного ресурса, как частотный спектр, а также ускорению процесса высвобождения частот для гражданских нужд. На наш взгляд, основным поводом для таких мер стало стремление сократить разрыв с развитыми странами в плане внедрения новых радиотехнологий. Многое будет определяться деталями, основная из которых – размер платы за использование спектра. Но в целом влияние будет положительное, поскольку те компании и госструктуры, которые сейчас «сидят» на частотах и фактически их не используют, серьезно задумаются – а стоит ли «держать» эти частоты? Можно привести аналогию с землей – кто-то захватил ее в надежде, например, перепродать через несколько лет и не использует по целевому назначению. А в течение этого времени можно было бы выращивать сельскохозяйственную продукцию, насыщать рынок продовольствием».
Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily
«Такое постановление, по идее, должно было быть подписано уже давно и, на мой взгляд, если частоты кому-то принадлежали, то они должны быть переданы новым структурам в нормальном виде, а сейчас сотовикам приходится вкладывать миллионы долларов, чтобы их расчистить. Где оседают эти деньги, большой вопрос. Надеюсь, что нововведение позволит забирать у нерадивых собственников частоты и использовать их по прямому назначению. Насчет тарифов сказать пока сложно, думаю, возможно сделать их приемлемыми для всех структур».
Мария Борзова, юрист коммерческой практики
юридическая компания «Вегас-Лекс»
«Статья 5 ФЗ «О связи» указывает, что государство обеспечивает организациям связи независимо от форм собственности равные условия конкуренции. В тоже время по оценкам СМИ Министерство обороны и другие ведомства в РФ контролируют 90–97% радиочастотного спектра (далее - РЧС), а на долю гражданских потребителей приходится только около 6%. Ведомственное доминирование в данном секторе обусловлено исторически. В прошлом уровень развития радиотехники был достаточно низким, таким образом, задачи обеспечения общественной безопасности и государственного управления требовали ведомственного присутствия во всем радиочастотном диапазоне. Однако с развитием технологий ситуация изменилась и теперь реализация принципов конкуренции и недискриминационного доступа к РЧС требует проведения конверсии РЧС, а также либерализации управления им (в частности установления платности использования РЧС для всех категорий пользователей). Возможность конверсии РЧС для гражданских нужд обсуждается с 2006 года. Однако, в результате долгих межведомственных согласований документ, который бы на практике обеспечил реализацию стратегии государства по либерализации управления РЧС, был принят только сейчас. В тоже время принятое Правительством РФ Постановление № 171 от 16 марта 2011 года «Об установлении размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в РФ радиочастотного спектра и взимания такой платы» - это только первый шаг в заданном направлении. Пока сложно прогнозировать, насколько успешным будет внедрение рыночных механизмов в данном секторе. В любом случае для рынка установлен переходный период (до 1 января 2012 года), в течение которого государству еще предстоит разработать инструментарий для реализации положений указанного Постановления (в том числе это касается методики расчета платы за частоты)».