21 марта '11

Джентльмены всегда играют по правилам?


Юлия Волкова

АНО «Центр электромагнитной совместимости», заместитель начальника

 Роскомнадзор: новые условия конкурсов на получение частот

Лет десять назад одну из своих статей я начала примерно такими словами: «Спросите любого топ-менеджера от связи, чего ему надобно для счастья, и в ста случаях из ста вы услышите: «игры по правилам». С тех пор прошли годы, сменилось поколение стандартов связи, вчерашние школьники закончили институты, в сером здании на Тверской 7 неоднократно поменялись фамилии на табличках у кабинетов, но я опять готова подписаться под этими словами. Непредсказуемое, непрестанное изменение правил игры стало визитной карточкой бизнеса электросвязи. И последние события с конкурсами на услуги связи GSM это снова подтверждают.

Хроника

29 октября 2010 г. ГКРЧ принимает решение о повторном проведении конкурсов на GSM в тех регионах, где результаты прошлых конкурсов, проведенных в 2007 году были оспорены в судебном порядке, и выданные ранее лицензии аннулированы.
17 января 2011 г. Роскомнадзор объявляет конкурсы. Последний срок подачи заявок для разных конкурсов разный – от 25 февраля до 14 марта.
4 марта на согласительно совещании ГКРЧ в список для заседания Комиссии 10 марта вносится проект решения о том, что полосы частот в диапазоне 2 ГГц, ранее выделенные «Скай Линк» для развития технологии IMT-МС, можно использовать для создания сетей 3G.
10 марта ГКРЧ единогласно принимает это решение – теперь у «Скай Линк» тоже есть 3G.
11 марта на сайте Роскомнадзлра появляется приказ, датированный 5-м марта, который внезапно меняет условия игры. Мне довелось услышать рассказ двух участников рабочей группы по подготовке конкурсной документации (Круглый стол «Преемственность технологий и защита инвестиций» 17 марта 2011 года) о том, что эти изменения вносились «На слух, не было времени для анализа, стояла задача их срочно внести».
12 марта Федеральная антимонопольная служба направляет в Роскомнадзор письмо о том, что такое внесение изменений противоречит антимонопольному законодательству, и уже 14 марта регулятор продлевает сроки подачи заявок.
К моменту предыдущего завершения приема заявок, Роскомнадзор получил конкурсные документы от ОАО «Вымпел-Коммуникации»; ОАО «Мегафон»; ОАО «Новая телефонная компания»; ООО «О.С.С.-Телеком»; ОАО «Ростелеком», который через несколько недель будет владеть всеми сотовыми активами «Связьинвеста»; ОАО «Северо-восточные Телекоммуникации»; ЗАО «Сибирская Сотовая Связь»; и ООО «Челябинская Сотовая Связь».

Deja vu

Говорят, что всякая ситуация повторяется. Только на новом витке диалектической спирали. Почему-то кажется мне, что где-то я все это уже видела…. Уже довольно давно, а учитывая современную скорость развития техники – так просто в глубокой древности. Давайте же немого заглянем в историю GSM в России.

 

 

 

 


Победа в конкурсе - это еще не частоты. Я не знаю, кто выиграет в этот раз, но могу точно сказать, что в результате победитель получит только «приглашение к танцу»

 
Первоначально – на самой заре развития совой связи в России – тогдашним регулятором был установлен порядок, в соответствии с которым в отдельно взятом субъекте федерации мог работать только один оператор сотовой связи в каждом стандарте. Но это правило просуществовало недолго. 10 августа 1998 г. на свет родился Указ Президента РФ № 944 под названием (не удивляйтесь!) «О продаже акций ОАО «Связьинвест». Далее, в целях повышения инвестиционной привлекательности «Связьинвеста» Правительство своим постановлением № 960 от 14.08.1998 постановило: во-первых, создать федеральное государственное унитарное предприятие, которое должно было стать вторым оператором GSM-900, во-вторых, выдать соответствующую лицензию специально создаваемому дочернему обществу ОАО «Связьинвест», и, в–третьих, не осуществлять частотных присвоений и не выдавать лицензии другим операторам до того момента, пока это дочернее общество не получит на территории каждого субъекта РФ полосу частот, равную полосе частот по ранее выданным лицензиям.
Второй тайм этой же игры начался 2 февраля 1999 года, когда Постановление правительства № 168 «отыграло ситуацию назад» и установило, что никакого второго оператора не нужно, а «функционирование федеральной подсистемы связи должно осуществляться на базе действующих и создаваемых сетей GSM». В связи с этим от Минобороны требовалось представить в ГКРЧ данные о радиочастотах, пригодных для расширения действующих сетей GSM, но не используемых радиоэлектронными средствами военного назначения. Найденный таким образом ресурс ГКРЧ обязана была направлять «на расширение и развитие действующих сотовых сетей GSM».
Вот именно тогда регулятор потребовал от НИИ Радио разработать обоснование величины минимального частотного ресурса для создания сетей GSM. Этот вопрос рассматривался ГКРЧ трижды. В первый раз это «обоснование» заклевали тогдашние операторы GSM, правомерно заподозрив, что, как только размер ресурса будет узаконен, «лишние» частоты у них отберут, отдав его тому, кто придет «на новенького».
Не вдаваясь в подробности этого «дела», тянувшегося около двух лет, скажу, что в итоге в 2000-2001 годах «Минимально необходимый ресурс» все же был узаконен в объеме 4,8 х 2 МГц для GSM-900 и 2 х 15 МГц для GSM-1800. В феврале 2007 ГКРЧ своим решением http://minsvyaz.ru/ru/doc/index.php?id_4=303#tag2" 07-19-02-001, в пункте 1 подтверждает эти цифры, а уже в п. 111 этого же решения (!) отменяет их.

 

 

 

 


На каждом из последующих этапов «битвы за частоты» победителей может ожидать неожиданное изменение правил игры

 
Интересно, что большая часть лицензий, выставленных на нынешние конкурсы, уже разыгрывались в 2007 году. Тогда почти выиграла «Сумма Телеком», не имевшая ни опыта, ни денег, ни обученного персонала для строительство сетей. Неудивительно, что итоги вызвали нарекания со стороны антимонопольной службы, и были отменены. Условия конкурсов изменили, и провели их повторно. «Сумма» пыталась оспаривать их в суде, но дела не выиграла.

Там где правила не позволяют выиграть, джентльмены меняют правила

Сразу после того, как Роскомнадзор опубликовал приказ о внесении изменений в условия конкурса, периодические издания взорвались комментариями, прогнозами и предположениями. Как обычно, вопросов оказалось больше, чем разумных ответов.
Я не претендую на полное знание истины, я даже предполагаю, что она не известна никому – даже тому, кто вносил правки в правила игры. Я просто попробуют ответить на некоторые вопросы, которые сама себе задавала последнюю неделю после ошарашившего рынок приказа Роскомнадзора.
Появятся ли новые игроки? Маловероятно. Помните чуть более полугода назад, регулятор заявлял во всеуслышание, что компании, получающие частоты для сетей LTE, должны освободить часть диапазона GSM, и что «по справедливости» сети связи новых поколений должны строить некие «новые небольшие компании»? Тогда этот тезис ошарашил. Какие-такие новые компании? Где они? Те, у которых нет ни опыта, ни денег? Те, кому придется строить сотни тысяч антенно-мачновых сооружений? Тянуть тысячи километров оптики? А – главное – зачем? Думаю, что совсем новеньких ждать не приходится.
Каковы шансы участников рынка? С одной стороны, понятно, что исключение «штрафных» минус пяти баллов за лицензию на 3G напрямую связано с решением ГКРЧ от 10 марта. Любопытно, что никто не обратил внимания на пункт 3.3 «в» «Критериев и порядка оценки конкурсных предложений», который звучит так «Участник конкурса по состоянию на 29.10.2010 имеет опыт оказания услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием РЭС стандарта AMPS/D-AMPS в диапазоне 800 МГц – по 1 баллу за каждый полный год оказания таких услуг, но не более 5 баллов». Из всех участников баллы здесь получит только «Вымпелком» и, возможно, Tele2 – если им зачтется опыт региональных операторов, которые в свое время вошли в состав компании, что предусмотрено сноской к п. 3 «критериев». При этом, если МТС и «Мегафон» получат баллы только за опыт работы в сетях GSM, то «Вымпелком» и Tele2 получат и те, и другие, то есть, как минимум, по 5 лишних баллов по сравнению с конкурентами. Странно не то, что конкурс учитывает опыт работы на сетях стандартов AMPS/D-AMPS, странно, что это же положение не распространяется на сети NMT-450 и IMT-MC. Возможно, как говорил один из моих учителей, «Не стоит искать злого умысла, там, где дело объясняется обычной забывчивостью», но вполне возможно и то, что игра вокруг этого конкурса имеет не только второе, но и третье дно, и результаты подсчета баллов могут стать неожиданностью для регулятора.
Повлияют ли новые правила на рынок? Конечно. Помните, как в условиях недавнего конкурсе на мобильный широкополосный доступ в диапазоне 2300-2400 МГц вдруг появились дополнительные баллы за наличие зарытого в землю оптоволокна? Причем в настолько больших объемах. Повлияло ли это требование на рынок? Несомненно. С момента проведения конкурса прошло больше года. А сетей широкополосного мобильного доступа как не было, так и нет. То есть, на рынке нет оператора, у абонентов нет услуги, у существующих игроков нет конкурента, а, следовательно, и стимула снижать тарифы, в государственном бюджете нет налоговых поступлений…. Нет таких регуляторных изменений, которые не влияли бы на рынок, просто потому, что новые условия меняют шансы конкурсантов на успех. О том же говорит и опыт конкурсов GSM 2007 года. Ничего удивительного, что победила в тот раз совсем неопытная на этом рынке «Сумма-Телеком». Ведь условия и были написаны так, чтобы побеждали новички. «Сумма» была уверена, что сразу поле получения лицензий у компании отбоя не будет от инвесторов, желающих оплатить ее расходы на создание сетей, зарплату сотрудникам и офисы класса «А». А инвесторы почему-то не появились…. В итоге – спектр уже пятый год не используется, услуги не предоставляются… и так далее по тексту

Qui prodest

За эту неделю я прочитала, наверное, три десятка прогнозов относительно проведения апрельских конкурсов. Не буду включаться в это соревнование. Я давно уяснила для себя, что прогнозы удавались только поэтам. Отмечу другое. Победа в конкурсе – это еще не частоты. Давайте опять вернемся к истории. В прошлом году «Ростелеком» выиграл лицензии на ШМД в 40 регионах России. Лицензии есть, а частот нет. Потому, что Минобороны вдруг «передумало», то есть изменило правила игры. В 2006 году «большая тройка» - тоже по итогам конкурса - получила лицензии на 3G. О сложностях с получением часто не писал только ленивый.
Я не знаю, кто выиграет в этот раз, но могу точно сказать, что в результате победитель получит только «приглашение к танцу». Не верите? Откройте устанавливающий документ – Решение ГКРЧ № 10-09-04 от 29.10 2010 «О выделении полос радиочастот 890-915 МГц, 935-960 МГц, 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц радиоэлектронным средствам стандарта GSM на территории субъектов Российской Федерации» и в пункте 33 прочтем, что «использование выделенных настоящим решением ГКРЧ полос радиочастот для применения РЭС стандарта GSM должно осуществляться при выполнении следующих условий:
  •  получение в установленном порядке победителями конкурсов отдельного решения ГКРЧ;
  •  получение в установленном порядке разрешения на использование радиочастот на основании заключения радиочастотной службы, подготовленного по результатам экспертизы электромагнитной совместимости с РЭС гражданского назначения и РЭС, используемых для нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Это значит, что на каждом из последующих этапов «битвы за частоты» победителей может ожидать неожиданное изменение правил игры.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов