9 марта '11

Интернет в законе


Эдуард Бабанов

Коллегия адвокатов г. Москвы, адвокат

 

Закон о полиции и авторские права
 
Первого марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О полиции». Новый закон содержит большое количество нововведений, которые, по нашему мнению, будут подвергнуты широкой критике со стороны общественности после их воплощения на практике. Однако уже до вступления Закона в силу владельцы российских сайтов и рядовые пользователи сети Интернет были обеспокоены правомочием полицейских закрывать любые сайты без решения суда. Еще за несколько дней до вступления Закона в силу, первыми забили тревогу блогеры, испугавшиеся за любимые сайты.
Речь идет о пункте 12 части 1 статьи 13 Закона («О правах полиции»). Комментируя указанное нововведение, разработчики законопроекта и руководители правоохранительных органов преподносят его как великое достижение в нелегком деле по защите авторских прав и борьбе с интеллектуальным пиратством в нашем государстве. По их мнению, наделение полицейских правом выносить обязательное для исполнения указание о закрытии сайта, содержание которого нарушает нормы действующего законодательства, поможет оперативно, без судебной волокиты, пресечь нарушение закона и защитить нарушенные права граждан и организаций. Однако такая позиция не учитывает реального положения дел, сложившегося в наших правоохранительных органах, и возможные негативные последствия, вызванные нововведением. Иными словами, кто теперь защитит нас от полиции?

 

 

 

 


Борьба с интеллектуальным пиратством путем предоставления неоправданно широких полномочий полиции не только не достигнет никаких положительных результатов, но усугубит положение в иных сферах общества

 
В принципе, наделение полиции правомочием на прекращение работы сайтов не является чем-то новым в мировой практике. Так, например, всем известен случай закрытия китайской полицией сайта под названием Black Hawk Safety Net (крупнейший китайский сайт, занимавшийся обучением хакеров). Не так давно шведская полиция закрыла сайт ThePirateBay.com, на котором располагался крупнейший в мире индекс файлообменной сети BitTorrent. Такая практика широко поощряется такими известными организациями как Международная федерация производителей фонограмм (International Federation of the Phonographic Industry, IFPI) и Ассоциация кинопроизводителей США (Motion Picture Association of America, MPAA).
Ранее, в соответствии с Законом «О милиции», сотрудники правоохранительных органов имели право выносить обязательные для рассмотрения, но не обязательные для исполнения, представления о закрытии сайтов. При этом большинство провайдеров предпочитали не закрывать сайты до вступления в законную силу соответствующего решения суда, исключение составляли лишь сайты с детской порнографии и явно экстремистским содержанием, которые провайдеры считали целесообразнее закрывать, не дожидаясь последствий. Сегодня же полиция может закрывать сайты без решения суда не только из-за нарушения авторских прав, но в случае если стражам порядка «покажется», что дальнейшее существование сайта способствует реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности.
Принимая во внимание, что наши должностные лица за свои действия несут ответственность крайне редко, трудно себе представить, каких масштабов достигнут злоупотребления, вызванные наделением полиции столь широкими правами. За небольшое «вознаграждение» борцу с нарушением авторских прав, владельцы пиратских сайтов смогут разделаться со своими прямыми конкурентами и получить многомиллионные прибыли. Более того, необязательно чтобы сайт действительно нарушал чьи-то интеллектуальные права. Достаточно чтобы такого мнения придерживался милиционер, прошу прощения, полицейский. Безусловно, постановление полицейского в последующем можно будет оспорить в суде, однако пройдет ни один месяц, прежде чем оно будет признано незаконным, а сайт начнет функционировать в прежнем режиме. За это время несчастный владелец сайта понесет колоссальные убытки, а его более удачливые конкуренты – прибыль.
Естественно, полиция будет использовать право на закрытие сайтов не только в корыстных интересах, но и действительно с целью пресечения правонарушений в области интеллектуальной собственности. Однако, по нашему мнению, такая практика не принесет ощутимого эффекта. Во-первых, сегодняшние полицейские просто не в состоянии (в силу специфики своего образования) разобраться в нормах законодательства об интеллектуальных правах. Во-вторых, до создания в полиции специального подразделения, занимающегося поиском и пересечением нарушения прав на интеллектуальную собственность в сети Интернет, вряд ли стоит рассчитывать на инициативу рядовых сотрудников ведомства. В-третьих, даже если все российские сайты, нарушающие авторские права, будут закрыты, очень скоро они появятся, но уже не в зоне «ru». Кроме того, в случае злоупотреблений со стороны полицейских, к регистрации сайтов на зарубежных доменах и хостингах будут вынуждены прибегать и добропорядочные организации, опасающиеся незаконных действий со стороны свежеиспеченных полицейских.
В итоге новшество Закона «О полиции» приведет к негативным последствиям для отечественных предпринимателей, бюджета и рядовых пользователей. По нашему мнению, интеллектуальные пираты не понесут каких-либо ощутимых затрат. Удобно расположившись на иностранных хостингах они продолжат предлагать всем желающим свои услуги.

 

 

 

 


Полиция будет использовать право на закрытие сайтов не только в корыстных интересах, но и действительно с целью пресечения правонарушний в области интеллектуальной собственности. Однако, по нашему мнению,  такая практика не принесет ощутимого эффекта

 
Однако незаконное закрытие сайтов это лишь одна из немногих опасностей скрывающихся в мутной формулировке пункта 12 части 1 статьи 13 Закона «О полиции». Как представляется, гораздо больше от произвола полиции пострадают те, кто вынужден будет исполнять их предписания в реальности, а не виртуальном мире. Оцените сами, исследуемая норма уполномочивает полицейских: «вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений». Фактически, полицейскому предоставляются права пресекать не только уже совершающееся преступление или правонарушение, а даже те действия, которые, по его мнению, лишь могут являться причиной или «способствуют реализации угроз» в будущем, причем не только в сети Интернет. Полагаем, что указанная норма настолько широка и аморфна, что за ширмой «об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений» полиция вправе предпринимать практически любые действия, не считаясь с правами и законными интересами граждан и организаций.
Такое положение дел нельзя назвать не только целесообразным, но и законным. Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель связан требованиями части 3 статьи 55 Конституции РФ, допускающими возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом, предусматриваемые им меры принудительного характера должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым интересам, а также характеру совершенного деяния. Эти меры допустимы только в случае, если они основываются на законе, служат общественным интересам и не являются чрезмерными.
Вместе с тем полномочие полицейских закрывать сайты без предварительного судебного контроля представляется как раз таким чрезмерным допущением законодателя. По нашему мнению, таким правом может быть наделен только суд. Довод об оперативном пресечении нарушения авторских прав не состоятелен. Дело в том, что действующее законодательство уже содержит достаточно эффективный способ для быстрого пресечения подобных правонарушений. Речь идет об обеспечительных мерах, которые суд вправе принять в целях предотвращения возможных негативных последствий, вызванных распространением контрафактной продукции. Профессиональная квалификация и статус судьи, а также тот факт, что решение о закрытии сайта будет принимать не то лицо, которое одержимо своей идей, снижает риск необоснованного ограничения права на распространение информации и является некой гарантией от произвольного вмешательства в деятельность владельцев сайтов. Очевидно, что в сфере интеллектуальной собственности введение последующего судебного контроля (то есть возможность лишь в последующем обжаловать уже принятый административный акт), является чрезмерной мерой, не отвечающей реальной опасности возможного правонарушения.
Кроме того, пункт 12 части 1 статьи 13 Закона противоречит основополагающему принципу законодательной техники и правоведения – принципу формальной определенности закона. Принцип формальной определенности закона, предполагает точность и ясность законодательных предписаний, является неотъемлемым элементом верховенства права, выступает и в законотворческой деятельности, и в правоприменительной практике необходимой гарантией обеспечения эффективной защиты граждан и организаций от произвольного преследования и наказания. Любые законодательные нормы должны быть сформулированы с достаточной четкостью и позволять лицу предвидеть последствия, которые могут быть связаны с его действиями.
Неточность, неясность и неопределенность насматриваемой нормы Закона «О полиции» порождает возможность неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного его применения, что ослабляет гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Изложенное свидетельствует о непродуманности и недостаточной проработанности Закона «О полиции», что впоследствии приведет к неоднократным изменениям в его содержание. По нашему мнению, желание законодателя наделить полицейских как можно более широкими полномочиями не просто не оправдает себя, а лишь приведет к негативным последствиям. Как известно, реформа Министерства внутренних дел вызвана прежде всего безграничной коррумпированностью всех звеньев системы, а также непрофессионализмом большинства сотрудников ведомства. Однако новый Закон «О полиции», призванный побороть вышеназванные пороки МВД, лишь предоставляет новую благодатную и неограниченную почву для взяточничества и злоупотреблений полномочиями в угоду собственных интересов полицейских.
Борьба с интеллектуальным пиратством путем предоставления неоправданно широких полномочий полиции не только не достигнет никаких положительных результатов, но усугубит положение в иных сферах общества. Сегодня контрафактную продукцию можно приобрести у любой станции метро. Неужели полиция об этом не знает? Что же тогда мешало все эти годы милиции бороться с продажей носителей, нарушающих авторские права, неужели название? Я думаю, что каждый из нас знает правильный ответ на этот вопрос.
 

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов