2 марта '11

Виртуал для РЖД


Татьяна Земцова

ИК "Финам", аналитик

«Транстелеком» стремиться к лидерству в сегменте MVNO
 
Компания «Транстелеком» (ТТК) – один из крупнейших российских магистральных операторов – планирует реализовать проект MVNO (Mobile Virtual Network Operator). Уже в 2011 г. ТТК собирается создать полноценного виртуального оператора связи, так называемый Full MVNO, в партнерстве с одной из трех крупнейших федеральных компаний сотовой связи. Проект будет ориентирован на обслуживание работников и их семей материнской компании - «Российские железные дороги» (РЖД контролирует 99,9% ТТК). Подобное сотрудничество теоретически может вывести ТТК в лидеры российского сегмента MVNO, который все еще находится на начальном этапе своего формирования и располагает значительными перспективами роста.
В середине февраля президент ТТК Артем Кудрявцев подтвердил прессе планы создания виртуального мобильного оператора. Детали проекта, возможный объем инвестиций в его реализацию и основные целевые показатели (в том числе, размер предполагаемой абонентской базы) в компании пока официально не комментируют. Вместе с тем, известно, что этот проект, вполне вероятно, станет первым российским MVNO, построенным по классической западной схеме – то есть будет располагать собственной сетевой инфраструктурой связи и номерной емкостью. Частоты компании предоставят партнеры из числа сотовых операторов, переговоры с которыми, видимо, находятся в продвинутой стадии.

 

 

 

 


Проект вполне может оказаться достаточно рентабельным даже при условии довольно агрессивной ценовой политики и сравнительно невысокой APRU. первоначальные инвестиции могут окупиться в горизонте 3-4 лет

 
Напомним, что Минкомсвязи подготовил необходимую правовую базу для подобных проектов еще в 2008 г., однако, выдавать «номера» пока так и не начал. В этих условиях все ранее запущенные проекты виртуальных мобильных операторов – а их в России к сегодняшнему дню было реализовано около двух десятков (лицензии же получили и того более - около 40 компаний), правда, некоторые уже прекратили свое существование - носили неполный характер.
Так, подобные игроки, нередко не имевшие отношения к телекоммуникационному бизнесу (их основная деятельность концентрировалась в других сферах потребительского сектора. Речь, например, о проектах розничных сетей: MVNO с МТС последовательно запустили крупнейшие ритейлеры Х5 Retail Group и Auchan - торговые объекты крупных сетей это отличный генератор уже таргетированного трафика), выводили на рынок новые, обычно low-cost, бренды, занимались их продвижением, брали на себя дистрибуцию контрактов и решали задачи расширения базы. При этом собственно связь обеспечивали их партнеры – сотовые операторы, абонентами которых, по сути, и являлись пользователи MVNO. Помимо частот, они предоставляли пул номеров и определенный пакет услуг - в зависимости от выбранной маркетинговой стратегии.
В общем, российский сегмент MVNO до сих пор оставался несколько купированным. Видимо, эти «узкие» места, проблемы с номерной емкостью, препятствующие быстрому созданию Full MVNO, несколько снизили интерес крупных компаний к экспериментам в этой сфере. Кроме того, проявился эффект каннибализации брендов. Были даже прецеденты прекращения достаточно перспективных, на первый взгляд, проектов – в их числе, например, MVNO компании «Евросеть», бренд «Просто» от «Мегафона», который, согласно появившейся недавно информации, может быть продан оператором уже в ближайшее время, и некоторые другие.
Впрочем, ряд игроков рынка продолжают развивать локальные виртуальные решения, тестируя местные рынки и отдельные ниши. Стоит отметить, что некоторые из так называемых pre-MVNO добились весьма заметных успехов. Однако в целом данный сегмент рынка связи в России все еще находится скорее на первоначальном этапе своего развития.

 

 

 

 


Инициативы в части реализации проектов MVNO в ближайшее время, по аналогии с западной практикой, продолжат смещаться в сторону непрофильных компаний, многие из которых уже имеют неплохие компетенции в этом бизнесе и планируют дальнейшее развитие 

 
Согласно предварительным оценкам J`son & Partners, по итогам первой половины 2010 года абонентская база MVNO в России составляла только около 1,1 млн. человек. Одновременно необходимо отметить, что MVNO в перспективе вполне еще может, что называется, «выстрелить». Сегмент, несомненно, располагает заметным потенциалом роста. Так, на западных рынках виртуальное направление составляет существенную конкуренцию бизнесу традиционных операторов. Согласно некоторым предварительным экспертным оценкам, в США, например, число абонентов виртуальных операторов в 2010 г. приблизилось к 30 млн. В Финляндии MVNO занимает до 10% от общего объема рынка – то есть примерно раз в 20 больше, чем в России (около 0,5%). 
Вполне вероятно, что в случае, если планы ТТК будут реализованы, это станет сильным драйвером роста всего сектора виртуальных операторов.
Проект ТТК, согласно заявлениям менеджмента, которые приводятся в СМИ, планируется к запуску до конца 2011 г. Партнером компании, скорее всего, станет один из игроков «большой тройки». На данном этапе фигуранты не комментируют ход переговоров. Но их факт признают, например, в «Вымпелкоме» и МТС.
На наш взгляд, именно партнерство с МТС – один из наиболее вероятных сценариев на первоначальном этапе. Оператор давно активно развивает аналогичные локальные проекты (как собственные, так в партнерстве с компаниями других секторов) и располагает необходимыми компетенциями и инфраструктурой. Несомненно, с учетом потенциально весьма значительной аудитории проекта такой контракт не может не вызывать определенного интереса. Одновременно Мегафон, по сообщениям СМИ, также рассматривает возможность создания альтернативного проекта с «Ростелекомом».
Для ТТК, контролирующей около трети российского магистрального рынка (выручка компании по итогам 6 месяцев 2010 г. составила 11,4 млрд. руб.), по крайней мере, на первоначальном этапе, это явно будет не приоритетное направление. Согласно новой стратегии, компания в период 2011-2014 гг. намерена инвестировать в развитие около 32 млрд. руб. Из них более 60% будет направлено на усиление позиций в сфере широкополосного доступа на локальных региональных рынках, где ТТК собирается занять до 15%.
Впрочем, и развитие MVNO, по словам менеджмента, входит в новую стратегию компании. Скорее всего, инвестиции в реализацию этого проекта будут сравнительно небольшими. Условно можно рассуждать о суммах в пределах нескольких десятков миллионов долларов. По крайней мере, на старте. Но такая диверсификация, несомненно, будет вполне полезной. Даже сейчас, когда мы не располагаем какими-либо официальными данными относительно конкретных параметров проекта, можно предположить, что ТТК вполне способен выйти в лидеры этого направления. Виртуальный оператор ТТК на первоначальном этапе будет ориентирован на работу с сотрудниками РЖД и их семьями. Штат материнской компании по состоянию на конец 3-го квартала 2010 г. насчитывал более 980 тыс. человек. Таким образом, количество потенциальных абонентов нового оператора теоретически может превысить 3 млн., что примерно в 3 раза больше совокупного количества пользователей MVNO в России в целом в 2010 г.
Вполне очевидно, что столь крупный корпоративный клиент в лице контролирующей РЖД может способствовать достаточно быстрому выходу проекта на окупаемость. Необходимо отметить, что ряд специалистов скептически оценили планы ТТК, справедливо отмечая, что столь существенный штат РЖД еще далеко не означает быстрого формирования сопоставимой по масштабам абонентской базы проекта. Это, несомненно, достаточно справедливое замечание. Но, во-первых, менеджмент уже заявлял о том, что тарифы нового MVNO будут для сотрудников РЖД – «более интересные». Вполне очевидно, что фактор стоимости услуг – это весьма сильная мотивация. Если предложение ТТК будет формироваться заметно ниже средних рыночных уровней, это может стимулировать приток клиентов. Кроме того, наш взгляд, речь, вероятнее всего, и не пойдет о концентрации именно на своеобразном корпоративном сегменте. Хоть и масштабный по потенциальной аудитории, но по сути нишевый на первоначальном этапе проект может стать только первой экспертизой рынка. В дальнейшем нельзя исключать, что компания примет решение о выходе и на розничный рынок путем расширения числа партнеров, охвата (за счет дополнительных инвестиций в инфраструктуру) и каналов дистрибуции. К слову о последней. Здесь сотрудничество с РЖД также создает массу возможностей. Важно подчеркнуть, что инфраструктура монополиста железнодорожных пассажироперевозок – это по сути свой готовый, очень сильный, с самой широкой географией присутствия в стране, и по понятным причинам сравнительно недорогой канал распространения и продвижения. Железнодорожные вокзалы, как известно, генерируют мощный потребительский трафик. Вполне логично реализовать здесь продажу контрактов. Отличная альтернатива или дополнение розницы. Кроме того, услуги MVNO теоретически можно продавать и непосредственно в поездах. Похожие идеи ранее даже озвучивались руководством РЖД – в поездах планировалось продавать контракты региональных операторов. В общем, синергетический эффект вполне может быть достигнут сразу по нескольким направлениям.
На наш взгляд, проект вполне может оказаться достаточно рентабельным даже при условии довольно агрессивной ценовой политики и сравнительно невысокого ARPU – скажем, условно ниже стандартных $10. Предположительно окупиться первоначальные инвестиции могут в горизонте 3-4 лет.
Мы полагаем, что в целом MVNO, несмотря на некоторый спад интереса, продолжит развиваться достаточно динамично.
Основное конкурентное преимуществом MVNO - это, естественно, агрессивная ценовая политика, а спрос на low-cost-услуги сотовой связи в принципе формируется на достаточно высоком уровне. В условиях не самой благоприятной макроэкономической конъюнктуры подобное предложение в низком ценовом сегменте при условии эффективного продвижения, хорошего маркетинга и продуманной тарифной политики может быть весьма востребованным. Но, несомненно, есть и сдерживающие факторы. В частности, сложности в вопросах регулирования данного рынка – прежде всего, закрепления номерной емкости за операторами MVNO. Если эти дисбалансы будут устранены, это придаст дополнительное ускорение росту этого сегмента. Мы также полагаем, что инициативы в части реализации проектов MVNO в ближайшее время, по аналогии с западной практикой, продолжат смещаться в сторону непрофильных компаний, многие из которых уже имеют неплохие компетенции в этом бизнесе и планируют дальнейшее развитие.

 

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов