28 февраля '11

Проблема LTE опять отложена


Виталий Солонин

J'son & Partners, руководитель департамента беспроводных технологий

Причины торможения процесса и прогнозы развития рынка 4G

В то время как в мире насчитывается уже порядка двух десятков коммерческих сетей LTE, Россия продолжает топтаться на месте. Основные причины задержки лежат в плоскости регулирования и дефицита частот. В то время как во многих странах частоты выставляются на аукцион, Россия ищет «свой путь».
 
Ключевые моменты

Практически весь прошлый год основные игроки «делили шкуру не убитого медведя» - частоты для LTE, которые на тот момент еще не были даже определены. В итоге в конце декабря 2010 г. Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) поручила «Ростелекому» создать консорциум с участием операторов сотовой «большой тройки», основная задача которого - изучить возможность создания сетей LTE в различных диапазонах частот и отчитаться о результатах перед регулятором до 1 июля 2011г. Частоты 2,3-2,4 ГГц, которые «Ростелеком» выиграл на конкурсах весной 2010 г., были переданы подведомственной Минобороны «Основе Телеком», которая будет использовать этот диапазон для тестирования сетей «двойного назначения». А в январе 2011 г. распоряжением № 57-р правительство утвердило план использования полос радиочастот в рамках развития перспективных радиотехнологий в Российской Федерации. Фактически это первый документ, который определяет частотный ресурс для LTE. Однако сроки проведения конкурсов удручают – 2014-2015 гг. Кроме того, в документе указано, что в 38 субъектах РФ использование полос радиочастот в диапазоне 2500-2690 МГц невозможно ввиду отсутствия необходимого частотного ресурса и невозможности его высвобождения в рамках территориально-временного плана конверсии. Между тем запущенная компанией «Скартел» (торговая марка Yota) в августе 2010 г. сеть LTEв Казани была отключена по требованию Россвязьнадзора и до сих пор находится в «замороженном» состоянии.

 

 

 

 


Конверсия частот в России будет идти со значительными задержками, если в положении о Минобороны не будет прописана обязанность расчистки частот в определнные сроки. Поскольку основной владелец частотного ресурса - Минобороны-  фактически не имеет заинтересованности в конверсии

Причины отсрочки

Можно обозначить несколько основных причин отсрочки с внедрением LTE в России:
  •  российское законодательство существенно отстает по сравнению с темпами развития новых радиотехнологий, в частности отсутствуют правила использования оборудования LTE;
  • большая степень занятости спектра системами военного назначения, дефицит частот для гражданских нужд;
  • огромные средства, требуемые на проведение конверсии;
  • отказ государства расчищать частотный спектр за счет бюджетных средств с дальнейшим выставлением частот на аукцион;
  • отсутствие закрепленных на законодательном уровне гарантий по отношению к частным компаниям, которые будут проводить конверсию частот за свой счет;
  • сложная и долгая процедура получения частотных присвоений;
  • «особый статус» госкомиссии по радиочастотам, которая не является ни юридическим лицом, ни федеральным органом исполнительной власти, ее решения не регулируются антимонопольным законодательством, ответственность за них четко не установлена, судебный порядок обжалования решений затруднен, заседания проходят редко.

Препятствия на пути к созданию консорциума

На сегодняшний день консорциум, в который вошли «Ростелеком» и «большая тройка», даже не сформирован. Основная причина задержки связана с возникшими противоречиями. В частности, планируется, что расчищать частоты для LTE, предстоит победителям конкурсов, участниками которых могут быть все желающие. Но такой вариант «большую четверку» не устраивает. По ее мнению, ГКРЧ должна поручить расчистку частот консорциуму, а Минкомсвязи и другие ведомства — гарантировать его участникам возврат инвестиций. Как именно государство могло бы гарантировать операторам возврат инвестиций, участники консорциума еще до конца не решили.

 

 

 

 


Вопросы экономической эффективности стоят достаточно остро. Очевидно, что LTE в России - это долгосрочный проект с достаточно высокими сроками окупаемости

Возможные гарантии

В настоящее время прорабатываются несколько вариантов обеспечения гарантий операторам, которые будут финансировать конверсию. Один из них предполагает следующее.
Если участник консорциума, который вложился в расчистку частот, выигрывает их на конкурсе, государство засчитывает сделанные им инвестиции в счет выполнения инвестиционных обязательств. Если же оператор, профинансировавший конверсию, проиграл конкурс, он получает компенсацию от победителя или от государства. Предварительно члены консорциума договорились вкладываться в конверсию в равных долях и ведут переговоры с регуляторами, в частности с Минкомсвязи и Федеральной антимонопольной службой (ФАС).
Тем не менее, этот вариант имеет свои недостатки. Допустим, если оператор профинансировал расчистку частот, но не выиграл конкурс – каким образом и в какие сроки он получит компенсацию от победителя конкурса или государства? Кто будет являться гарантом своевременного получения средств? При этом сценарии существует риск как минимум задержки компенсации, что может негативным образом сказаться на бизнесе оператора. 
Другой вариант предполагает, что получая на конкурсе частоты для строительства сетей 4G, операторы будут заключать с Минобороны договор о расчистке частот и финансировать эту работу. Но, как указывалось выше, этот вариант не устраивает «большую четверку», которая уже фактически вошла в состав консорциума.
Очевидно, что государственные гарантии участникам консорциума, которые будут финансировать расчистку частот, должны быть закреплены законодательно, иначе риски неполучения частот для операторов или возврат затраченных средств будут слишком высоки, и операторы вряд ли согласятся пойти на этот шаг. По некоторым источникам, Минкомсвязи, которое поддерживает привлечение внебюджетных инвестиций в конверсию, готовит соответствующие нормативно-правовые акты. Ожидается, что  порядок предоставления гарантий будет определен указом президента России. Минкомсвязи уже подготовило проект (документ пока не согласован Минюстом) и территориально-частотный план конверсии частот.
Следует отметить, что практика решения аналогичных ситуаций в России отсутствует. До сих пор операторы не участвовали в расчистке частотных диапазонов (не финансировали конверсию), и вопросы, связанные с гарантиями получения частот, ранее не стоял.

Международный опыт

В мире конверсией частот, как правило, занимается государство - оно финансирует перевод авиационных, военных и прочих служб в другие диапазоны, а затем включает эти расходы в цену частот, выставленных на конкурс. Конверсию этих частот логичнее было бы взять на себя Минкомсвязи и профильным организациям, с тем, чтобы на конкурсы или аукционы были выставлены очищенные частоты в виде готового продукта. Однако Минкомсвязи мотивирует свой отказ от проведения аукционов тем, что при такой форме распределения частот участники конкурсов будут вынуждены платить много денег за частоты. По мнению J'son & Partners Consulting, такая аргументация выглядит весьма странно – ведь операторам все равно придется платить за конверсию и вдобавок нести дополнительные риски.
Есть и еще одна сложность. В развитых европейских странах операторы связи самостоятельно рассчитывают электромагнитную совместимость с другими сетями. Однако, по мнению регулятора, в России такой подход невозможен: радиочастотный спектр в большой степени используется военными структурами, которые не допускают к своей аппаратуре и ее характеристикам лиц, не имеющих специального доступа.
Тем не менее, по-видимому, в скором времени стоит ожидать положительные сдвиги в частотном регулировании. Например, Совет Федерации разрабатывает собственный закон о радиочастотах. Законопроект предусматривает создание вместо ГКРЧ специального федерального органа исполнительной власти. Другое нововведение - выделение частот на основе аукционов вместо проводящихся сейчас безденежных конкурсов.
Также Совет Федерации планирует внести на рассмотрение поправки в закон «О связи», ускоряющие выдачу частот. В настоящее время срок между подачей заявки на частоты и началом их использования составляет 120 дней, поправки уменьшают его до 35 дней, а также устанавливают максимальный срок выдачи разрешения на использование частот - 20 дней (сейчас законом не установлен). К тому же эти поправки упрощают процедуру переоформления частот при сделках по слияниям и поглощениям.

Финансовая сторона вопроса

Расчистка только одного частотного диапазона 800 МГц («цифровой дивиденд») оценивается примерно в $2 млрд. По некоторым оценкам, эта сумма больше, чем стоимость конверсии в Европе за 10 лет. С другой стороны, американский оператор VerizonWireless потратил на приобретение в 2008 г. частот 700 МГц в несколько раз больше – почти $10 млрд.
По оценке экспертов, на строительство «с нуля» LTE-сети общероссийского масштаба потребуется 5–7 лет и $5–7 млрд. Примерно половина CAPEXпридется на закупку оборудования базовых станций, почти треть – на строительно-монтажные работы, около 15% - на закупку оборудования для центров обработки данных (ЦОД) и развитие транспортной сети.
В зависимости от конкретных условий проекта доля затрат может варьироваться в достаточно широких пределах. В частности, на уровень капзатрат будет влиять состояние транспортной инфраструктуры в пределах города (в условиях большинства регионов России для увеличения пропускной способности может потребоваться существенная модернизация или даже строительство транспортной инфраструктуры «с нуля»). Будет ли  возможность арендовать сайты у других операторов или строить собственные, в том числе дорогие отдельно стоящие вышки, удастся ли операторам договориться о совместном использовании инфраструктуры, как это практикуется в Скандинавских странах. Каково состояние текущей конфигурации радиооборудования (последние базовые станции, как правило, поставляются в конфигурации LTE-ready, что подразумеваеть относительно небольшие расходы при модернизации до LTE).
Между тем вопросы экономической эффективности стоят достаточно остро. Очевидно, что LTEв России – это долгосрочный проект с достаточно высокими сроками окупаемости.
На уровень операционной окупаемости 4G-операторы могут выйти достаточно быстро (например, российской Yotaэто удалось сделать всего за несколько месяцев с момента начала коммерческой эксплуатации сети мобильного WiMAX), однако преодоление точки безубыточности прогнозировать по срокам достаточно сложно. Это связано, в первую очередь с тем, что часто закладываемый в бизнес-планах уровень ARPU $30-40 в месяц в российских условиях практически не достижим (по крайней мере, в не очень крупных городах с развитым проводным ШПД). Для достижения таких показателей оператору потребуется активно развивать реально востребованные на рынке услуги с добавленной стоимостью (VAS). Либо жертвовать абонентской базой, ограничивая ее сегментом пользователей премиум-класса.

Прогнозы

Можно прогнозировать несколько вариантов развития событий вокруг LTE.
  • Благоприятный сценарий. В 2011-2012 гг. компании «Скартел» удастся запустить сеть LTEв Казани и других городах в коммерческую эксплуатацию. Компании, которые по факту имеют частотные диапазоны для развития LTE (МТС/«Комстар», «Мегафон»/«Синтерра», Tele2, региональные операторы и др.) смогут провести рефарминг соответствующих частотных диапазонов и также запустить в указанные сроки сети LTE.
  • Неблагоприятный сценарий. Первые коммерческие сети LTEпоявятся на ранее 2014-2015 гг., после того, как будет проведена процедура конверсии и пройдет распределение частот по конкурсам. Количество игроков будет ограничено. В этом случае сильное отставание России в области LTEобеспечено, хотя не исключается развитие «промежуточных» технологий, таких как HSPA+, а также другой 4G-технологии - мобильного WiMAX.
В целом можно предполагать, что конверсия частот в России будет идти со значительными задержками, если в положение о Минобороны не будет прописана обязанность расчистки частот в определенные сроки. Поскольку основной владелец частотного ресурса – Минобороны – фактически не имеет заинтересованности в конверсии. А без расчистки частот России, по-видимому, вряд ли можно рассчитывать на быстрое внедрение полноценных сетей LTE, которые требуют достаточно большого частотного ресурса. 






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов