17 февраля '11
«Скартел» резко повышает тарифы на мобильный Интернет
ООО «Скартел» приняло решение о повышении цен на мобильный Интернет в полтора раза с 15 марта 2011 года, делая ставку, по данным самого оператора, на долгосрочные отношения и повышение качества предоставляемых услуг.
Если сейчас за месяц беспроводного безлимитного Интернета абонент оператора платит 900 руб., то согласно новым тарифам он должен будет платить уже 1,4 тыс руб. Для того, чтобы получить доступ на неделю необходимо будет заплатить 500 руб. Однако в случае, если услуга оплачивается по предоплате за полгода, то абонент может сэкономить. Оператор тем самым поощряет лояльных абонентов. При этом желающим приобрести быстрый Интернет за 1,4 тыс. руб. оператор предоставит возможность в течение двух месяцев бесплатно воспользоваться медленным (64 кбит/с).
Среди причин, которые подтолкнули руководство компании к такому решению в экспертной среде высказывается предположение о том, что оператор посчитал количество лояльных абонентов вполне достаточным для повышения тарифов. Не исключается и вариант того, что решение обосновано желанием акционеров вернуть свои инвестиции в проект. В данном случае показательно, что по итогам 2010 года компания не имеет прибыли. Оператор был вынужден пойти на сокращение персонала компании на11% и скорректировать планы по запуску новых сетей.
В экспертном сообществе политику компании комментируют по-разному. Одни считают, что, решение о повышении цен выглядит весьма странно, учитывая текущую конъюнктуру на рынке. Другие говорят, что решение было ожидаемым и прежняя стратегия и тарифы были связаны с намерением компании развернуться на рынке, набрать свою аудиторию и занять свою нишу, а теперь руководство оценило положение на рынке вполне удовлетворительным для того, чтобы начать зарабатывать. Отмечается, что такое резкое увеличение цен явление достаточно редким для рынка и может отразиться на конкурентных позициях компании. Эксперты не исключают того, что результатом политики оператора может стать потеря потенциальных клиентов, что в свою очередь отразится на доходности компании. Некоторые эксперты высказывают предположение о том, что политика компании свидетельствует о подготовке оператора к продаже.
Несмотря на скептическое отношение к мерам, которые принимает оператор, профессионалы прогнозируют и положительные последствия. Так, например, ожидается позитивная динамика таких важных показателей как рентабельность по EBITDA и чистая прибыль. Кроме того, позитивным моментом является появление стимула у клиентов компании для заключения долгосрочных контрактов с оператором.
Справка
ООО «Скартел» было создано в 2007 году. Единственным акционером компании является Christiva Holdings Limited, подконтрольный Yota Holding (74,9% принадлежит фонду Telconet Capital, 25,1% — «Ростехнологии»). Абонентская база оператора насчитывает порядка 1 млн человек. География покрытия - Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Сочи, Краснодар.
Выручка оператора в России за девять месяцев 2010 года составила 2,64 млрд руб., EBITDA — 220 млн руб., прибыли у компании нет. По данным оператора, чистый убыток компании за девять месяцев 2010 года составил 311 млн руб.
Эксклюзивные комментарии:
Сергей Захаров, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента
ИФК «Алемар»
«Ход развития проекта Yota делал существенное увеличение будущей стоимости услуг прогнозируемым и ожидаемым. Компания вышла на рынок с дешевым предложением, которым смогла отвоевать определенную долю рынка. Однако если учитывать закономерности российской телекоммуникационной отрасли, станет очевидно, что денег собственникам такая политика агрессивной экспансии практически не приносила. Этап начального роста проекта прошел, и задача увеличения доли рынка уступила место задаче зарабатывания денег для повышения рентабельности и возмещения инвестиций. При столь сильном росте тарифов, который ослабляет конкурентные позиции Yota относительно ШПД и обостряет конкуренцию с мобильным Интернетом сотовых операторов, вероятно заметное сокращение совокупной абонентской базы «Скартела». По всей видимости, в компании верят в наличие «ядра» лояльных абонентов, для которых ожидаемое повышение качество услуг важнее существенного роста их стоимости. Мы не исключаем, что данное резкое увеличение цен на услуги можно считать началом длительного процесса подготовки «Скартела» к продаже. Повышение тарифов, несмотря на вероятный отток абонентов, может увеличить доход на абонента, маржинальность этого бизнеса и, тем самым, поднять его потенциальную капитализацию. В случае приближения бизнеса «Скартела» к пику развития у собственников оператора будет больше шансов его выгодно продать».
Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»
«В настоящий момент «Скартел» представляет собой достаточно низкоэффективное предприятие. Менеджмент и акционеры компании вполне обоснованно не готовы довольствоваться на протяжении долгого времени лишь высокими темпами прироста выручки. Сегодня низкий уровень операционной маржи в совокупности с необходимостью осуществления масштабных капвложений обуславливают убыточность «Скартела». Несмотря на то, что для быстрорастущей компании подобная ситуация в принципе характерна, переориентация на получение прибыли так же выглядит вполне обоснованной с точки зрения необходимости возврата вложенного капитала. Увеличение тарифов, вероятнее всего, оттолкнет ряд пользователей услуг компании. В результате доходы «Скартела» могут даже сократиться. Тем не менее, более важные показатели, с точки зрения оценки эффективности бизнеса, такие как рентабельность по EBITDA и чистая прибыль, продемонстрируют положительную динамику».
Максим Клягин, аналитик
ИК «Финам»
«Фактически речь, конечно, не идет о повышении тарифов в 1,5 раза – это не совсем корректное описание планируемых изменений. Тем не менее, на данном этапе мы умеренно негативно оцениваем инициативы компании в части обновления тарифных планов. Вполне вероятно, что это вынужденное решение, ориентированное, в первую очередь, на оптимизацию и ускорение cash flow. В этой части эффект может быть позитивным – значительная часть новых тарифов стимулирует потребителей заключать среднесрочные и долгосрочные контракты (услуги, соответственно, будут предоплачиваться, что для компании, несомненно, позитивно). Также, на наш взгляд, нельзя исключать и определенного роста ARPU. Однако подобные шаги, на наш взгляд, могут неблагоприятно отразиться на размере абонентской базы и как следствие на объемах выручки».