9 февраля '11

Универсальный провайдер


Василий Копосов

ИК «Энергокапитал», аналитик департамента инвестиционного моделирования

 Альтернативные направления бизнеса «Почты России»

«Стратегия «Почты России» предполагает максимально широкое использование возможностей своей инфраструктуры, превращение отделений в мультисервисные центры шаговой доступности. Таким образом, федеральный почтовый оператор претендует на статус универсального провайдера разноплановых услуг для населения, бизнеса и государства, в том числе финансовых, инфокоммуникационных и логистических. «Почта России» ориентирована на диверсификацию деятельности и развитие рентабельных направлений бизнеса». С этой фразы начинается раздел годового отчета «Почты России» за 2009 г., посвященный дальнейшему развитию предприятия. Ранее уже неоднократно обсуждалась необходимость проведения «Почтой России» модернизации, убыточность ФГУПа и технологическая отсталость. С момента опубликования отчета прошел год. В конце января 2011 г. состоялась презентация финансовых результатов предприятия за 2010 г., которые должны были дать оценку работе, проведенной «Почтой России» работы…
 
Результаты деятельности за 2010 г.
 
Выручка «Почты России» увеличилась по итогам 2010 г. года до 105,4 млрд руб., превысив прошлогодний показатель почти на 9,5%. Чистая прибыль предприятия составила 480 млн руб., увеличившись за год на 57%.
Уже сам факт значительного увеличения чистой прибыли позволяет дать вполне позитивную оценку деятельности «Почты России» на ключевом этапе реформирования бизнеса. Попробуем разобраться, в отсутствие полноценной бухгалтерской отчетности в публичном доступе, что же привело к улучшению результатов деятельности.

 

 

 

 


Становление «Почты России» в качестве важного игрока на рынке финансовых услуг немаловажно. Развитие финансовых услуг может оказать позитивное влияние и на увеличение продаж непродовольственной продукции непосредственно на территории почтовых отделений

 
Существенных изменений структура выручки по итогам 2010 г. не претерпела. 41% доходов получен ФГУПом от оказания почтовых услуг, 37% - от финансовых услуг. 20% выручки составили поступления от розничной торговли и 2% «Почта России» получила на оказании услуг экспресс-доставки.
Более важные и значительные перемены произошли непосредственно внутри сегментов бизнеса. В первую очередь увеличились доходы от наиболее рентабельных услуг. Так, на 35% выросли доходы от предоставления услуг по отправлениям 1-го класса. Выручка от экспресс-доставки EMS Russian Post увеличилась на 56%. В сегменте финансовых услуг выросла доля приема платежей в пользу третьих лиц.
За «Почтой России» ожидаемо сохраняется первое место на рынке почтовых услуг. На рынке финансовых услуг ФГУП занимает 14-е место. И лишь 27-е место занимает «Почта России» на рынке розничной торговли, представляющемся менеджменту предприятия весьма перспективным.
 
«Почта России» на рынке розничной торговли
 
Еще в 2009 г. доля рынка розничной торговли «Почты России» не превышала 0,12% от общероссийского уровня. В сумме около 50% продаваемой в отделениях ФГУПа продукции в 2009 г. относилось к продовольственным товарам и печатным изданиям. Заметная доля от общего объема продаж была у текстильных и трикотажных изделий, бытовой химии и парфюмерии, табачных изделий и фототоваров. Всего совокупный товарооборот в 2009 г. составил 15,3 млрд. руб.
И вот, в 2010 г., в рамках программы модернизации менеджментом «Почты России» было заявлено о выходе на рынок мобильного ритейла. Уже в 2011 г. ФГУП рассчитывает получить дополнительный доход от продажи сотовых телефонов в размере 2,1 млрд. руб., что эквивалентно 2% от прогнозируемой итоговой выручки. В течение полутора лет на предприятии планируют повысить долю на рынке мобильного ритейла с 1% до 4%.

 

 

 

 


Открытие на базе «Почты России» почтового банка в совокупности с вышеописанным выходом на рынок того же мобильного ритейла обеспечит определенный синергетический эффект

 
Уже заключено соглашение о поставках мобильных телефонов Nokia, принадлежащих к среднеценовому сегменту. Кроме того, ведутся аналогичные переговоры с Samsung. Попробуем разобраться, какие перспективы ожидают Почту России на рынке мобильного ритейла.
Начать стоит с того, что «Почта России» по своим масштабам вполне вправе претендовать на статус глобального, общероссийского игрока. Таким образом, конкуренцию ФГУПу могут составить как лидеры рынка, а именно, «Связной», «Евросеть», МТС, а также, в меньшей степени, «Мегафон» и М.Видео, так и региональные ритейлеры. Тем не менее, мы выделяем ряд фундаментальных отличий, способных стать конкурентными преимуществами для «Почты России» и позволить ей захватить определенную долю тесного и разделенного рынка.
Основное отличие ФГУПа от конкурентов – это масштабы бизнеса. Для сравнения, «Евросеть» управляет порядка 3700 салонами связи, МТС – 3500 салонами, еще 2282 владеет «Связной». Эти цифры абсолютно не сопоставимы с 42000 объектов почтовой связи, принадлежащих «Почте России». Совсем другой вопрос, насколько эти отделения пригодны для участия в проекте с технологической и логистической точек зрения.
Если отделения «Почты России» представлены во всех даже удаленных уголках России, то ведущие игроки рынка мобильного ритейла ограничиваются лишь более-менее крупными населенными пунктами. Так, салоны Связного представлены в 667 городах России, «Евросеть» – более чем в 1300 городах.
Если ведущие игроки рынка мобильного ритейла стремятся к представлению в своих салонах максимально полного спектра мобильных устройств, включая ноутбуки и прочие гаджеты, то в «Почте России» прямо заявляют, что ставка делается на максимально бюджетные модели мобильных телефонов от именитых производителей. Таким образом, и целевая аудитория у ФГУПа и прочих компаний будет разная. Наиболее вероятным видится расклад, при котором «Почта России» сделает ставку в первую очередь на изначально лояльные к бренду слои населения. Потенциальными покупателями мобильных телефонов могут стать как граждане пенсионного и предпенсионного возраста, отдающие предпочтение давно известным брендам, так и прочие пользователи финансовых услуг, предоставляемых в отделениях «Почты России» и способных приобрести недорогой телефон, «не отходя от кассы». Таким образом, заявленную долю от совокупной реализации бюджетных телефонов в городах, в которых присутствуют и местные ритейлеры и кто-то из лидеров рынка, при должном уровне информационного обеспечения, «Почте России» получить по силам.
Позиции «Почты России» в регионах, куда розничные сети еще не добрались даже более внушительные. Будучи на протяжении многих лет фактически основным пунктом коммуникации для малых городов и сел с внешним миром, «Почта России» может быстро вернуть потерянные вместе с высокими темпами развития телекоммуникаций позиции и стать заметным участником рынка.
С учетом вышеперечисленных факторов, планы по достижению 4%-ной доли рынка мобильного ритейла «Почтой России» в течение полутора лет уже кажутся вполне выполнимыми. Тем не менее, экономическая целесообразность проекта вызывает определенные сомнения.
Ориентация на низкобюджетные модели сотовых телефонов, конечно, окажет благоприятное влияние на рост продаж в абсолютном выражении. Однако, нельзя забывать, что продажа дешевых телефонов является наименее рентабельным направлением мобильного ритейла. Инвестиции же в проект весьма внушительны. Средства вложить придется первоначально в модернизацию самих почтовых отделений (хотя, в рамках программы модернизации ФГУПа, деньги так или иначе придется потратить). Кроме того необходимо наладить поставки оборудования и сбыт, в первую очередь в малых населенных пунктах, провести хотя бы базовое обучение сотрудников, оказывающих консультационные услуги по продаже мобильных телефонов, а также вложиться в рекламу и маркетинговые исследования в населенных пунктах, в которых представлены иные участники рынка.
Таким образом, оценивая начинание, можно констатировать, что заявленных целей «Почта России», вероятнее всего, достигнет или, по крайней мере, приблизится к их достижению в указанный срок. В то же время, вопросом является, насколько существенный вклад в совокупный финансовый результат внесет выход на рынок мобильного ритейла.
 
«Почта России» в 2011 году
 
В 2011 г. на «Почте России» ожидают увеличения выручки в районе 12% до 118,2 млрд руб. Наш прогноз роста доходов сопоставим с официальным: мы ожидаем увеличения показателя на 8-12%. Наряду с выходом на рынок мобильного ритейла, на предприятии не отказываются от продолжения и прочих процессов, напрямую связанных с реформированием бизнес-модели. В первую очередь это мероприятия, направленные на увеличение доли высокомаржинальных услуг. Это и увеличение доли рынка службы экспресс-доставки, расширение ее зоны охвата, контроль над уровнем тарифов, развитие дополнительных сервисов. Становление «Почты России» в качестве важного игрока на рынке финансовых услуг, с нашей точки зрения, так же немаловажно. Весьма перспективными видятся нам услуги по переводу денежных средств, в том числе и третьим лицам, предоставление прочих финансовых услуг непосредственно в отделениях почты в сотрудничестве с банковскими организациями.
Кроме того, развитие финансовых услуг может оказать позитивное влияние и на увеличение продаж непродовольственной продукции непосредственно на территории почтовых отделений. Открытие на базе «Почты России» почтового банка в совокупности с вышеописанным выходом на рынок того же мобильного ритейла обеспечит определенный синергетический эффект.
Прибыльность «Почты России» в 2011 г. зависит от двух факторов. Во-первых, на изменение показателя будет влиять то, насколько удастся увеличить операционную рентабельность. То есть дальнейшее увеличение доли высокомаржинальных услуг в структуре выручки будет оказывать пропорциональное позитивное влияние на чистую прибыль ФГУПа. Во-вторых, изменение показателя связано с масштабами инвестпрограммы. Инвестпрограмма предприятия на 2011 г. запланирована на уровне 14 млрд руб. и включает в себя в первую очередь расходы на строительство АСЦ, модернизацию фронт-офисов, модернизацию логистики и внедрение современных инновационных технологий. С одной стороны, инвестпрограмма уже, судя по всему, учитывает описанные выше расходы, связанные с расширением сбыта мобильных телефонов. С другой, масштабы инвестпрограммы достаточно внушительны. В отсутствие опубликованного баланса предприятия на 31 декабря 2010 г. затруднительно оценить текущее финансовое положение, а также наличие денежных средств на счетах «Почты России». Однако, в любом случае в связи с серьезными масштабами инвестпрограммы возникают справедливые опасения относительно источников финансирования капитальных затрат, а также стоимости привлечения и обслуживания денежных средств, величина которой может снизить показатель чистой прибыли.
Подводя итог, необходимо отметить, что «Почта России» сегодня находится лишь в самом начале долгого пути реформирования и 2011 г. для предприятия окажется ничуть не легче, чем 2010. Впереди еще масса пока нереализованных планов и проектов. Тем интереснее будет наблюдать процесс реформирования и оценивать его промежуточные итоги.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов