7 февраля '11

Чего ждут МТС?


Никита Егоров

"Сумма-телеком", пресс-секретарь

Подготовка к международной экспансии
 
Формулировка решает все. Когда 1 февраля глава АФК «Система» Владимир Евтушенков объявил о намерениях ввести МТС в пятерку крупнейших сотовых операторов мира, выход красно-белого оператора на международную арену был воспринят как вопрос ближайшего будущего. «Дедлайна по срокам нет» - предупредил господин Евтушенков, но эта ремарка услышана не была. Тремя днями позже Михаил Шамолин, президент МТС, подтвердил, что планы международной экспансии у МТС есть, но намекнул, что воплощены в жизнь они будут не сейчас. Попробуем разобраться: чего именно ждут МТС, и кто увеличит активы компании?
 
Последние два-три года рынком телекоммуникаций правит стремление укрупнить и диверсифицировать бизнес. Темпы задает «большая тройка»: «Билайн», «Мегафон» и МТС поглощают магистральных операторов и провайдеров ШПД, последовательно увеличивая объемы российских активов, и продолжают наращивать присутствие в странах СНГ. Лидируют в гонке МТС: по данным AC&MConsulting, на январь 2010 года абонентская база красно-белого оператора на постсоветском пространстве достигла отметки в 102 млн – ненамного меньше, чем база двух других участников «большой тройки» вместе взятых.
С самого старта волны укрупнений операторы мобильной связи нет-нет, да присматривались к рынкам за пределами СНГ. Прежде всего – к азиатским. Густонаселенные развивающиеся страны Юго-Восточной Азии гостеприимны к иностранному капиталу, и заинтересованы в росте проникновения услуг мобильной связи.

 

 

 

 


Очевидно, что от планов выхода в ТОП-5 в МТС не отказались. Но не вызывает сомнения и тот факт, что в 2011 году в пятерке сотовых операторов красно-белых мы не увидим

 
Причем если в вопросах экспансии на территории СНГ пальма первенства переходила от МТС к «Вымпелкому» и обратно, то лидерство «Билайна» по темпам выхода на рынки государств за пределами бывшего СССР неоспоримо.
В июле 2008 года «Вымпелком» за $28 млн приобрел 90% акций камбоджийского сотового оператора Sotelco. В том же году инвестиции объемом в $267 принесли «Билайну» 40% акций оператора GTEL во Вьетнаме.
МТС сделали ответный шаг: в 2008 году SistemaShyamTeleservicesLimited (SSTL), совместное предприятие АФК «Система» и индийского универсального концерна ShyamGroup, получило лицензию на оказание услуг мобильной связи стандарта CDMAна всей территории Индии. В мае 2009 SSTLпод брендом MTSIndiaначал работу в 28 штатах страны и, по данным на конец 2010 года, подключил около 3 млн абонентов. Впрочем, на этом экспансия МТС на мировой рынок приостановилась.
«Вымпелком», напротив, продолжил рост. Осенью 2010 года было объявлено о сделке с инвестиционной компанией WeatherInvestments: к «Билайну» перейдет 57% акций Orascomи 100% WindTelecommunicazionsS.p.a. Если сделка завершится успешно, объединенный «Билайн» потеснит мексиканскую AmericaMovil, и займет пятое место в мировом рейтинге операторов мобильной связи.
Ответом на действия конкурентов и стало недавнее заявление руководителя и владельца АФК «Система». Правда, сделка между «Вымпелкомом» и WeatherInvestments уже близка к завершению, а «Система» и МТС пока не торопятся. Почему?

Незрелый рынок

Чтобы догнать и перегнать «Вымпелком», МТС потребуется почти утроить свою стадесятимиллионную абонентскую базу – само собой, через приобретение международных активов. Основные кандидаты – операторы связи Юго-Восточной Азии и ближнего Востока: они занимают ровно половину мирового ТОП-10, растут значительно быстрее рынка и с большей вероятностью пойдут на продажу долей в своих активах, нежели европейские или американские сети. Тем не менее, даже в условиях определенного списка потенциальных покупок МТС не спешат принимать решение.
Проблема в другом: в странах ЮВА и Ближнего Востока рыночная экономика начала развиваться сравнительно недавно, и назвать ее стабильной пока сложно.
Так, лаосское подразделение оператора Millicom, которое в результате сделки должно было отойти к «Вымпелкому», все еще не влилось в состав «Билайна» - уже год правительство Лаоса не может ни одобрить покупку, ни наложить на нее вето.

 

 

 

 


Рано или поздно рынок в развивающихся странах достигнет зрелости. Именно тогда крупные азиатские операторы связи станут привлекательными для покупателей: из потенциально востребованных в отдаленной перспективе, их активы станут гарантированным источником прибыли  

 
И если приобретения, не слишком значительные в масштабах покупателя, влияют в основном на операционные риски, то проблемы с активами глобального масштаба могут нанести серьезный удар по капитализации бизнеса.
Сообщение о возможной национализации одного из ключевых активов Orascom, алжирского оператора Djezzy, к концу 2010 года снизило стоимость ценных бумаг «Вымпелкома» на 20,5%, и, по оценкам аналитиков Банка Москвы, привело к риску потери 10-12% капитализации (www.bm.ru/common/img/uploaded/analit/2010/file_10820.pdf). Конечно, стоимость сделки упадет, но вряд ли настолько, чтобы компенсировать снижение стоимость акций.
В МТС тоже не понаслышке знакомы с проблемами развивающихся рынков: Туркменистан, где доля абонентов МТС от общего числа пользователей мобильной связи достигает 85%, в конце 2010 года внезапно предложил МТС выйти вон. Официальная причина – окончание действия пятилетнего контракта, за которым последовало лишение лицензии на месяц. Месяц прошел, но лицензия возобновлена не была, и более-менее вероятных сроков возвращения МТС в Туркменистан назвать не может никто. МТС были единственным туркменским оператором без участия государственного или пригосударственного капитала. Сейчас МТС предпринимают всевозможные попытки урегулировать этот вопрос, но время идет, а результатов, к сожалению, нет.

Бум

Оборотная сторона быстрорастущих рынков – растущие не менее быстро запросы потенциальных продавцов активов. Стоимость сделки традиционно рассчитывается исходя из показателя EBITDA, который в период бума может в разы превышать средний по рынку. Между тем, к моменту завершения сделки прибыльность активов упадет, и окупать многомиллиардные инвестиции в развитие зарубежного бизнеса оператору придется уже в текущих, не столь радужных реалиях рынка.

Слишком долгосрочная окупаемость

Ситуацию усложняет и тот факт, что какими бы ценными в долгосрочной перспективе не были активы в развивающихся странах Азии, прибыли операторам они пока не приносят.
По результатам 2009 года, стоимость MTSIndiaсоставила $1,39 млрд, выручка достигла 36 млн, но до окупаемости по-прежнему далеко: OIBDAсоставила -223 млн. АФК «Система» планирует вывести индийского оператора на самоокупаемость к 2013 году (http://www.sistema.ru/business/telecom/shyam/).
Опять же, речь идет о небольшом операторе в благополучной по азиатским меркам Индии. Каковы будут сроки окупаемости более крупных сетей, присутствующих в более бедных странах Азии и Африки – сказать сложно, как нельзя назвать и срок, к которому окупятся доходы на их приобретение.
Ничего удивительного, что МТС ведут себя осторожно. Выход на международную арену – элемент долгосрочной стратегии развития, в контексте которой год-другой ожидания вполне допустимы. Первоочередные задачи – совсем иного свойства, и связаны они с развитием домашнего рынка.
Производители мобильных устройств подстегивают бум беспроводного ШПД – следовательно, необходимо продолжать поддержку и развитие сетевой инфраструктуры.
Российский рынок мобильной связи постепенно приходит к популярной на Западе модели «contractphone»: требуется реструктурировать ритейлерский сегмент, возможно - изменить порядок работы с вендорами, и так далее.
А ведь еще есть три миллиона туркменских абонентов, с которыми надо что-то делать.
Очевидно, что от планов выхода в ТОП-5 в МТС не отказались. Но не вызывает сомнения и тот факт, что в 2011 году в первой пятерке сотовых операторов красно-белых мы не увидим. Случится ли это в ближайшие пять лет, зависит от четырех ключевых факторов.
1.                  Успех «Билайна». Сейчас МТС пристально наблюдают за действиями «Вымплекома». На сегодняшний день, ни одна российская компания не выходила на международный рынок через покупку глобального игрока. А значит – все возможные сложности, как отраслевые, так и общерыночные, известны потенциальным глобализаторам только теоретически. Как только сделка между «Вымпелкомом» и WeatherInvestmentsбудет завершена, и зарубежные активы компании хотя бы частично перейдут под бренд «Билайн», критическая масса информации об эффективности покупки активов глобального масштаба подтолкнет МТС к активным действиям.
2.                  Итоги 2010 и 2011 годов MTSIndia. Индийский актив для МТС – не только плацдарм для международной экспансии, но и индикатор состояния азиатского рынка. Если к концу нынешнего года планы вывести MTSINDIAна окупаемость в 2013 останутся в силе, это станет весомым аргументом в пользу продолжения выхода на международный уровень.
3.                  Развитие мобильного ШПД. Говоря о планах вывода МТС в мировую ТОП-5, президент компании Михаил Шамолин отметил – бум передачи данных пока транслируется только в рост CAPEX, но не приносит операторам дополнительного дохода. Как только этот бум сойдет на нет – а это может случиться и через год, и через пять, действия российских сотовых операторов на международном рынке станут более активным.
4.                  Динамика развития рынка мобильной связи в развивающихся странах. Рано или поздно, этот рынок достигнет зрелости. Да, возможностей для роста будет меньше. Да, разброс ARPUбудет ниже. Но именно тогда крупные азиатские операторы связи станут привлекательны для покупателей: из потенциально востребованных в отдаленной перспективе, их активы станут гарантированным источником прибыли.
 






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов