2 февраля '11

Реформе рынка связи быть?!


Эльдар Вагабов

"Альфа-Банк", аналитик

 РСПП решает судьбу российского телекома

На протяжении последнего десятилетия российский рынок телекоммуникаций претерпел реформ, пожалуй, больше других отраслей (по числу нововведений и изменений сравниться с ним может, наверное, только потребительский рынок). И если раньше дело ограничивалось, по большей части, деконсолидацией и последующей консолидацией сектора (объединение МТС и «Комстара», реорганизация телекоммуникационных активов госхолдинга «Связьинвест»), то теперь речь идет об изменении правил игры на рынке в целом. Прежде всего, об изменении нормативно-правового поля и системы регулирования. Именно в этом направлении и происходило развитие событий 21 января этого года, когда Российский союз промышленников и предпринимателей обсудил с основными игроками рынка (среди которых МТС, «Вымпелком», «Мегафон», «Ростелеком», МТТ и ТТК) и профильными чиновниками насущные вопросы сектора.

Туманное будущее ГКРЧ

В числе основных вопросов, по которым велось обсуждение, был вопрос об изменении статуса важнейшего профильного регулятора в сфере связи, Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ), а также вопрос о возлагаемых на нее функциях. Основным инициатором изменений выступил сам РСПП, суть предложения которого сводится к приданию ГКРЧ статуса федерального органа исполнительной власти. По мнению представителей РСПП, «нахождение аппарата ГКРЧ в ведении Минкомсвязи России создает условия для подготовки проектов решений, учитывающих прежде всего узковедомственные интересы». Отсутствие же у ГКРЧ статуса самостоятельного ведомства фактически означает отсутствие у нее вышестоящего органа, который мог бы отменить или изменить ее решения. Кроме того, решения, выносимые ГКРЧ, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства. Ответственность ГКРЧ также не предусмотрена законодательством, а «периодичность заседаний ГКРЧ не всегда учитывает динамичные потребности рынка».
Что касается выполняемых ГКРЧ функций, то инициатива РСПП направлена на их существенное сокращение, в частности, за счет определения круга вопросов по регулированию радиочастот, решения по которым должны приниматься непосредственно федеральным правительством. Помимо этого, РСПП предложил предусмотреть членство в составе ГКРЧ представителей Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы (ФАС), что, по мнению представителей союза, должно увеличить подотчетность ГКРЧ и сделать ее работу более прозрачной и понятной для участников рынка.

 

 

 

 


Предложения РСПП во многом оказались сырыми и недоработанными, хотя рациональное зерно в них также содержалось. Также мы отмечаем, что силы сторон были примерно равны, и игра оказалась сыгранной вничью  

 
На наш взгляд, инициатива РСПП в отношении ГКРЧ целесообразна лишь отчасти. Недавние скандалы, в которых оказалась замешанной комиссия (здесь, в частности, идет речь о распределении частот), однозначно говорят в пользу того, чтобы ключевые для отрасли вопросы решались с участием представителей других ведомств, которые будут выступать в качестве «противовеса» мнению чиновников самой комиссии. Также целесообразным мы считаем «передачу на откуп непосредственно правительству РФ» решение вопросов глобальной значимости, которые затрагивают интересы всех без исключения игроков рынка. В этой связи тезис РСПП о необходимости механического ограничения функций ГКРЧ представляется нам вполне обдуманным и взвешенным.
Напротив, придание комиссии статуса независимого органа мы считаем весьма спорной целью, а доводы представителей РСПП в поддержку собственного мнения по данному вопросу – не совсем убедительными. Откровенно говоря, нам непонятно, почему нельзя ужесточить контроль над ГКРЧ в случае, если она так же как и сейчас будет относиться к ведомству Игоря Щеголева. Придание же ведомству независимости неизбежно приведет к разрастанию количества функций контролирующего органа, что, по нашему мнению, также не есть хорошо.

Вопрос с радиочастотами все еще остается открытым 

Немало копий в последнее время было сломано в бесчисленных попытках определиться со статусом радиочастот (их конверсией), а также оплатой расчистки радиочастотного спектра. Дебаты по частотам продолжились и на недавнем заседании. Так, ГКРЧ высказалась в пользу того, чтобы «установить законом как минимум государственную форму собственности на радиочастотный спектр как природный ресурс». Такая позиция, однако, встретила ожесточенное сопротивление Минкомсвязи. Так, Замминистра Наум Мардер отметил, что радиочастотный спектр является не природным, а естественным ресурсом, вследствие чего «он не может быть в форме собственности».

 

 

 

 


Эти реформы ничего кроме ужесточения действующих правил игры и новой головной боли частному бизнесу не принесут. В любом случае на скорое решение поставленных вопросов рассчитывать не приходится, а пока телеком-компании могут вздохнуть спокойно... 

 
Мы считаем, что, несмотря на явно полемический характер, вопрос о собственности на частоты имеет своей целью распределение денежных потоков от платежей за его использование. Так, если понятие собственности может распространяться и на частоты, тогда должен быть собственник, который будет получать плату за сдачу частот в аренду. Если же собственник отсутствует, тогда неизбежно возникает вопрос с оплатой пользования частотами как таковой. Не найдя общего языка с РСПП, Минкомсвязи заявило о том, что в решение РСПП о платности использования радиочастотного спектра необходимо внести изменения и «найти подходящие формулировки». В частности, уже в 1 квартале текущего года министерство намерено разработать методику платы за использование спектра.

Развитие LTE-технологий - в числе основных приоритетов 

Еще одним вопросом, который мы смело относим к числу «насущных» для российского телекоммуникационного рынка, является проблема развития в стране новых технологий передачи данных, LTE. На минувшем заседании РСПП высказался за принятие решения о возможности развертывания сетей LTE во всех возможных для этого полосах радиочастот: как в низкочастотных диапазонах (700-862, 880-915, 925-960 МГц), так и в высокочастотных диапазонах (1710-1785, 1805-1880, 1900-1980, 2010-2025, 2110-2170, 2500-2690 МГц). Союз предложил установить в указанных полосах радиочастот принцип «технологической нейтральности», который позволит операторам, уже имеющим сети связи, развертывать в задействованных ими полосах радиочастот сети LTE. Помимо этого, союз предложил «установить минимально необходимый для развертывания сети LTE объем спектра».
Несложно предположить, что взгляд Минкомсвязи на эту проблему оказался несколько иным. Так, Н.Мардер высказался в пользу конкретизации принципа «технологической нейтральности», а также уточнения объема спектра, необходимого для развертывания сети LTE. Что касается итогового решения о возможности развертывания сетей четвертого поколения во всех возможных для этого полосах радиочастот, то оно, по мнению представителя министерства, должно приниматься лишь после завершения тестовых испытаний.
Несмотря на все попытки властей каким-либо образом продвинуть развитие LTE-технологий в стране, этой идее до реализации остается весьма далеко. И причин тому великое множество, начиная от элементарного отсутствия частот в распоряжении телеком-операторов и кончая целесообразностью развития подобных технологий вообще (ни для кого не является секретом то, что инвестиции в 3G-технологии до сих пор не окупились, что заставляет операторов связи серьезно задуматься о том, окупятся ли инвестиции в сети 4G). В подобных условиях многие компании предпочитают занимать выжидательную позицию, не предпринимая никаких активных действий на данном направлении. Напротив, нам известен ряд примеров, когда выбор делается не в пользу технологий связи четвертого поколения. Например, не далее чем несколько дней назад компания МТС заявила о своем намерении нарастить объем капиталовложений в 2011 г. на 10-20% по сравнению с уровнем 2010г. При этом основной акцент оператор планирует сделать на развитии технологий 3G. В качестве основной причины повышения уровня инвестиций в 2011 г. президент МТС Михаил Шамолин назвал огромный потенциал 3G. «Мы ожидаем здесь большую отдачу и поэтому ускоряем процессы», - пояснил он.
 

И вновь конверсия частот… 

Возвращаясь к повестке дня заседания РСПП мы отмечаем еще один важный вопрос, который неоднократно поднимался и во властных кругах, и среди представителей частного бизнеса, однако, никакого конкретного решения так и не получил. Речь здесь идет о нашумевшей конверсии частот, точнее, вопросе относительно ее финансирования. Так, РСПП предложил заседающим разработать и принять нормативные акты, гарантирующие возврат частных инвестиций в конверсию радиочастот. По сообщению Н.Мардера, его ведомство разработало проект указа Президента РФ на соответствующую тему. Другой представитель Минкомсвязи, Юрий Журавель, уточнил, однако, что проект указа действительно готов, но пока еще не успел пройти необходимые согласования в Министерстве юстиции.
По словам Ю.Журавеля, Минкомсвязи также разработало план конверсии радиочастотного спектра в диапазоне 790-2700 МГц. По заявлению чиновника, план включает в себя оценку финансовых затрат, необходимых для конверсии частот в указанном диапазоне. Ю.Журавель подчеркнул, что план уже проходит согласование в заинтересованных ведомствах и готовится к представлению в Правительство РФ. По оценкам чиновника, он может быть утвержден Правительством уже до момента принятия ГКРЧ решения о выделении частот для мобильного широкополосного доступа по технологии LTE. После жарких дебатов, однако, участники заседания комиссии РСПП решили вовсе отказаться от принятия предложений по LTE. Таким образом, из сказанного мы делаем вывод о том, что долгие прения и споры по указанной теме до сих пор не возымели ровным счетом никакого результата, и в будущем мы ожидаем увидеть продолжение дискуссий по данному вопросу.

Противоборство равных сторон 

Давая краткую оценку заседания комиссии РСПП, мы можем отметить, что во многом сделанные ею предложения носят спорный характер, вследствие чего реакция участников рынка и регулирующих органов оказалась далеко не одинаковой. Если говорить в целом, то частный бизнес вновь продемонстрировал стремление к большей независимости при условии наличия гарантий создания прозрачной инвестиционной среды. Регулирующие органы, напротив, стремились подчеркнуть свою значимость и умерить тем самым пыл частного бизнеса.
В нашем представлении, предложения РСПП во многом оказались сырыми и недоработанными, хотя рациональное зерно в них также содержалось. Также мы отмечаем, что силы сторон были примерно равны, и игра оказалась сыгранной вничью. В таких условиях ничего иного, кроме существенной доработки инициатив РСПП, мы не ожидаем, однако не исключаем вероятность того, что рано или поздно они все же будут приняты. В таком случае можно будет говорить о развертывании нового витка реформирования российской телекоммуникационной отрасли. Однако мы опасаемся того, что эти реформы (как это зачастую бывает) ничего кроме ужесточения действующих правил игры и новой головной боли частному бизнесу не принесут. В любом случае на скорое решение поставленных вопросов рассчитывать не приходится, а пока телеком-компании могут вздохнуть спокойно...






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов