1 февраля '11
Правительство поддержало проект по созданию системы спутникового ШПД
В 2011-2012 гг. Минкомсвязи получит 3,14 млрд руб. (1,105млрд руб. – в 2011 г. и 2,033 млрд руб в 2012 г.) на реализацию проекта по созданию системы широкополосного доступа на основе спутниковых сетей Ка-диапазона. Распоряжение о выделении из федерального бюджета в 2011-2012 гг. соответствующей суммы было подписано премьером России 11 января 2011г.
Работа над проектом началась летом 2009 г. В октябре 2009 г. было получено одобрение Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. Изначально, по оценкам ОАО «Российские космические системы» (РКС), объем необходимых инвестиций составлял 19 млрд руб., при этом был запланирован запуск трех космических аппаратов. Система спутникового ШПД должна обслуживать 2 млн абонентов при скорости 15Мбит/с. Цена абонентского оборудования должна составлять не более 8 тыс руб. После того, как куратором проекта стало Минкомсвязи, в частности ФГУП «Космическая связь» (ГПКС), необходимая сумма выросла до 20,125 млрд руб. На этом этапе существования проекта предполагался запуск уже только двух спутников. В последствии проект был передан «Ростелекому» (в частности его «дочке» «РТКомм.РУ»), который оценил проект уже в 33,471 млрд руб., а запуск перенес на три года с 2015г. на 2019г.
Отраслевые эксперты отмечают, что решение правительства о выделении значительной суммы Минкомсвязи на проект по созданию системы широкополосного доступа является весьма позитивным фактом для российского рынка ШПД и доказательством приоритетности ШПД-направления на государственном уровне.
Обращая внимание на важность и большой потенциал проекта, серьезных препятствий для его реализации на сегодняшний день, по мнению аналитиков, не существует. При этом, учитывая практику и страновую специфику, профессионалы не исключают риск очередного увеличения стоимости проекта и проблем с дофинансированием. Кроме этого, неопределенными остаются сроки окупаемость проекта, что может поставить под сомнение его эффективность с экономической точки зрения во многом из-за затягивания процесса возврата инвестиций.
Эксклюзивные комментарии:
Татьяна Земцова, аналитик
ИК «Финам»
«Суммы, выделенной министерству на 2011-2012 гг., будет, на мой взгляд, вполне достаточно для того, чтобы профинансировать значительную часть предусмотренных в рамках проекта мероприятий. С учетом того, что высшее государственное руководство считает развитие ШПД в России одним из ключевых аспектов модернизации экономики, можно говорить о положительном решении ситуации с реализацией проекта спутникового ШПД. Как таковых, серьезных сложностей с запуском проекта на данном этапе мы не видим. Безусловно, определенное влияние на рынок запуск проекта спутникового ШПД окажет. Проектная «мощность» составляет 2 млн пользователей, что условно соответствует 15%-й доле от общего количества абонентов ШПД на 2010 год. Даже несмотря на то, что к моменту запуска проекта доля спутникового широкополосного Интернета, при сохранении стартовых параметров, будет ниже, тем не менее, потенциал у него более чем впечатляющий. Следует особо отметить, что росту уровня проникновения ШПД в РФ мешает территориальная специфика страны, и развитие «спутника» будет происходить, прежде всего, в труднодоступных районах, а также там, где прокладка фиксированного ШПД не имеет экономической обоснованности. Таким образом, независимо от того, какими темпами и в каком качестве будут развиваться LTE и 3G в России, необходимость развития спутникового ШПД есть».
Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO
«Если брать все проекты (включая цифровое ТВ) это в целом (не только за 2011 год но и более длительные периоды) это десятки млрд рублей. На спутниковый Интернет – 2-3 млрд. Есть вероятность того, что сложности могут возникнуть из-за большого объема финансирования и самой технической сложности проекта. Проблемы те же – возможное недофинансирование и увеличение стоимости проекта плюс в возможные аварии при формировании спутниковой группировки как это было с ГЛОНАС. Так же слабо проработана бизнес-составляющая проекта и сроки его окупаемости. Проект будет реализован, но его коммерческий успех говорить рано. Возврат инвестиций в него может затянуться».
Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»
«На «обеспечение высокоскоростного доступа к информационным сетям через системы спутниковой связи» выделена сумма, эквивалентная стоимости 1-2 спутников, не более. Для сравнения можно сказать, что потеря 3 спутников системы ГЛОНАСС нанесла ущерб в объеме 2,5 млрд. Общий объем финансирования той же ГЛОНАСС за последнее десятилетие превысил 140 млрд. руб. Соответственно, «сложная судьба проекта» и постоянные рокировки исполнителей обусловлены тем, что при обозначенных объемах финансирования довести проект до «осязаемого» состояния не представляется возможным. Поэтому, после освоения части средств, следует закономерный спуск на тормоза и последующая передача эстафеты. Подобные, безусловно, инновационные, и важные для экономики и общества, проекты должны реализовываться в тесном сотрудничестве с рынком. Естественно, что каждый этап такой работы должен сопровождаться скрупулезным планированием. Пока же перспективы проекта остаются неопределенными».