31 января '11

Проект ГЛОНАСС


Денис Кусков

Telecomdaily, генеральный директор

Проблемы, задачи, прогнозы
 
В 2011 году рынок ГЛОНАСС может вырасти в 5 раз: темпы развития отечественной навигационной системы все увеличиваются. Мощная господдержка позволила ГЛОНАСС за несколько лет пройти путь, которые иностранные аналоги проделывали десятилетия. Насколько велико будет проникновение ГЛОНАСС в России, пока однозначно не может сказать никто из-за конкуренции прижившейся GPS и сложностей с пользовательским оборудованием.
Официальные ведомства дают самые радужные прогнозы относительно развития системы ГЛОНАСС. По оценкам Минпромторга, за 2011 год рынок ГЛОНАСС вырастет в 5 раз. Главная причина этого роста – государственные меры по стимулированию рынка. В силу чего уже в 2010 году спрос на приемники для российской навигационной системы вырос в более чем 2 раза (достиг порядка 100 тыс., соответственно, к концу наступившего года будет исчисляться порядка 0,5 млн).
Главной причиной столь бурного роста рынка ГЛОНАСС остается наличие емкого госзаказа на создание систем на базе ГЛОНАСС: основное применение они находят на транспорте, в том числе для его мониторинга на муниципальном уровне, а так же в обеспечении деятельности ряда государственных ведомств, таких как, например, МЧС и МВД, которым выделены большие средства на освоение ГЛОНАСС.
В 2010 году, однако, наметилась тенденция к увеличению проникновения ГЛОНАСС-устройств на массовом рынке. Так, анонсы о скором выходе планшетов с поддержкой ГЛОНАСС и GPS сделали ключевые российские операторы. Первые в мире смартфоны с поддержкой навигации ГЛОНАСС/GPS будут продавать МТС в сети своих магазинов и под своим брендом. Устройство будет называться МТС Glonass 945.

 

 

 

 


Уже к 2013 году рынок ГЛОНАСС выйдет на качественно новый уровень: решения на базе ГЛОНАСС будут задействованы в самых разных сферах общественной жизни, на полную мощность заработают ведомственные системы, частные устройства на базе ГЛОНАСС получат широкое проникновение

 
CDMA-оператор «Скай Линк» также планирует расширить линейку продуктов для использования в своей сети и вывести на российский рынок две модели недорогих планшетов с возможностью навигации в системах ГЛОНАСС и GPS. Ожидается, что стоимость устройств не будет превышать 15 тыс. руб.
В середине этого года должны появиться на рынке автомобили LADA Kalina и LADA Priora со встроенной в панель приборов системой навигации ГЛОНАСС/GPS: такие планы анонсировал «Автоваз». МТС и «Ситроникс», например, оснащают автопарки корпоративных клиентов навигационной системой «Ника» на базе ГЛОНАСС.
С ростом числа проектов существенно растут и доходы специализированных системных интеграторов. Так, в прошлом году выручка «М2М Телематика» увеличилась до 1,3 млрд руб, 70% - обеспечены госзаказом. «Русские навигационные технологии» (РНТ) за первые 9 месяцев прошлого года заработали 231 млн руб. по сравнению с 134 млн руб. за аналогичный период 2009 года (рост - 72,2%).
Ложкой дегтя в бочке меда для ГЛОНАСС оказалось неожиданное для всех падение в начале декабря 2010 года трех спутников «Глонасс-М». Напомним, 5 декабря три спутника ГЛОНАСС были запущены ракетой-носителем «Протон-М», но из-за не устраненных технических неполадок разгонный блок со спутниками упал в Тихий океан в 1,5 тыс. км на северо-запад от Гонолулу. Предполагалось, что эти аппараты должны завершить формирование российской глобальной системы навигации ГЛОНАСС. Ущерб от инцидента оценили более чем в 2,5 млдр рублей.
Первый запуск трех спутников «Глонасс-М» на тяжелой ракете «Протон» после неудачного запуска в декабре 2010 года состоится в мае-июне 2011 года. Спутник «Глонасс-К» будет запущен в феврале. Объем финансирования запусков составит около 3 млрд рублей. «Глонасс-К» станет 23-м аппаратом в российской группировке навигационных спутников.
Имеющаяся группировка ГЛОНАСС из 21 действующих спутников и резерва обеспечивает достаточное покрытие России (для этого достаточно 18 спутников). Для глобального масштаба необходимы 24 аппарата, и поскольку сроки, обозначенные на этот год, пока под вопросом, то в силу форс мажорных обстоятельств процесс может растянуться и до конца года.

 

 

 

 


 Пользователю на массовом рынке вообще достаточно существующего качества имеющихся сервисов на GPS-устройствах. Дальнейшее развитие глобальных спутниковых систем возможно только при условии международной интеграции участников рынка

 
Тем не менее, существующая группировка уже сейчас позволяет готовить самый масштабный проект по внедрению системы ГЛОНАСС в России – программу «ЭРА ГЛОНАСС». Основным назначением проекта является повышение безопасности дорожного движения: с 2013 года к системе «ЭРА ГЛОНАСС» будут подключены в обязательном порядке все российские автомобили. В случае аварии на дорогах система будет автоматически посылать сигнал экстренным службам. Это аналог панъевропейского проекта e-Call и американского E911, опирающихся на Navstar GPS.
Масштабному проекту на данный момент требуются огромные денежные вливания, поскольку в 2010 году была только сформирована архитектура системы. В начале года правительство России выделило федеральному оператору «Навигационно-информационные системы» (НИС) 2 млрд руб. на развитие программы.
Компания также рассчитывает заключить контракты на несколько миллиардов рублей. Что касается инвестпрограммы и планов M&A, то здесь потребуются заемные средства (о чем ведутся переговоры). Только на последние, по собственным оценкам компании, необходимо порядка $70 млн.
Также сейчас идет активное расширение присутствия НИС в Бразилии и Индии. Почти подписан договор о создании совместного предприятия с индийской компанией Antrix на условиях 50 на 50%. Само предприятие будет заниматься продвижением систем на основе ГЛОНАСС и совместными разработками навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS. Ведутся также переговоры с компанией Zatix об использовании технологии ГЛОНАСС на бразильском рынке.
Отдельное направление развития ГЛОНАСС – так называемый «Социальный ГЛОНАСС». Проект предполагает создание индивидуальных устройств навигационного обеспечения инвалидов. Они помогали бы ориентироваться и двигаться по маршруту на открытой местности и внутри сооружений незрячим или людям, прикованным к инвалидному креслу. Эти же устройства должны обеспечивать дистанционный мониторинг физического состояния людей. Действующего аналога «Социального ГЛОНАСС» нигде в мире еще не создано. Проект получил одобрение Общественной палаты и претендует на статус госпрограммы.
Уже к 2013 году рынок ГЛОНАСС выйдет на качественно новый уровень: решения на базе ГЛОНАСС будут задействованы в самых разных сферах общественной жизни, на полную мощность заработают ведомственные системы, частные устройства на базе ГЛОНАСС получат широкое проникновение.
Оглядываясь назад, можно сказать, что, несмотря на неудачу, которая постигла ГЛОНАСС в 2010 году (падение спутников), процесс развития системы уже продвинулся настолько далеко, что обратный его ход практически невозможен. Напомним, что первый космический аппарат ГЛОНАСС был запущен еще в 1982 году, но следующее десятилетие система практически простояла без дела, а в 2001 году вопрос о ее необходимости решался на государственном уровне.
За последние несколько лет при поддержке государства заложена база для дальнейшего развития ГЛОНАСС. Сыграло решающую роль и появление все большего числа устройств, способных работать одновременно с ГЛОНАСС и американской GPS, сегодня их производят два десятка как иностранных, так и отечественных вендоров - ОАО «Российские космические системы», НПО «Прогресс», МКБ «Компас», КБ «НАВИС», «Русские Навигационные Технологии», «M2M телематика».
Можно сказать, что российские компании-разработчики решений для ГЛОНАСС при значительной поддержке со стороны государства пытаются за несколько лет одолеть тот путь, который GPS проходила более чем два десятилетия. Но не все так гладко, как кажется.
Например, иностранные производители буквально наступают на пятки отечественным. Недавно европейцы создали ГЛОНАСС-приемник дешевле и меньше российского. Это сделал французский производитель STMicroelectronics: приемник называется Teseo II, он способен принимать сигналы спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС, а также европейской GALILEO (полноценный запуск ожидается в 2014-2016 годы) и японской QZSS (полный ввод в строй ожидается в 2013 году).
Не стоит забывать, что существует американская система GPS, развивается европейская Galileo, китайская Compass. И их не стоит сбрасывать со счетов. До сих пор не понятно, готово ли российское микроэлектронное производство наладить серийный выпуск и обеспечить рынок качественными и относительно недорогими решениями - в первую очередь мультисистемными чипами-приемниками с поддержкой ГЛОНАСС/GPS/Galileo/Compas.
В то время как в России вопрос с серийным производством навигационного оборудования ГЛОНАСС пока остается открытым, на международном рынке уже инициирован ряд масштабных проектов. Чтобы поддержать отечественных производителей, правительство выдвинуло специальный таможенный регламент, который сейчас проходит согласование. Если он будет принят, то пошлины на GPS-приемники будут подняты и обнулены на двух- или трехсистемные (с использованием ГЛОНАСС и европейской навигационной системы Galileo). На коммуникаторы и сотовые телефоны таможенные тарифы не распространятся.
Среди экспертов есть мнение, что пользователю на массовом рынке вообще достаточно существующего качества имеющихся сервисов на GPS-устройствах. Поэтому ряд экспертов убеждены в том, что дальнейшее развитие глобальных навигационных спутниковых систем возможно только при условии международной интеграции участников рынка. В частности, в этой целью ОАО «Российские космические системы» и Trimble Navigation Group (США) создали первое в истории совместное предприятие в области спутниковой навигации (ООО «Руснавгеосеть»).
Как бы то ни было, сегмент государственных пользователей, использующих ГЛОНАСС, надолго обеспечит поддержку этому рынку. Сфера эффективного использования ГЛОНАСС постоянно расширяется, и эта закономерность подтверждает важность дальнейшего развития российской глобальной навигационной системы и информационных технологий на ее основе.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов