20 января '11

Минэкономразвития обеспокоено судьбой акций «Связьинвеста»

Предложение Минкомсвязи и инвестиционного подразделения «Внешэкономбанка» «ВЭБ Капитал» о целесообразности передачи 25% плюс одна акция «Связьинвеста» (стоимость пакета оценивается в 26 млрд руб) ВЭБу вызывает сомнения у Минэкономразвития.
Аргументом инициаторов передачи блокпакета госхолдинга ВЭБу является стремление увеличить госдолю в объединенном «Ростелекоме», что в свою очередь позволит экономить до 100 млн руб. в год на обслуживании кредитных линий, открытых оператором на выкуп блокпакета «Связьинвеста» у АФК «Система». Как известно, текущая стоимость обслуживания долга «Ростелекома», который равен 23 млрд руб., составляет 2 млрд руб. в год, из которых государство ежегодно платит 1,4 млрд руб. Учитывая то, что рыночная стоимость привлечения денег для ВЭБа ниже, чем для «Ростелекома», обслуживание сопоставимого долга ВЭБа будет стоить 1,9 млрд руб.
Позиция Минэкономразвития, отраженная в письме руководителя министерства Э.Набиуллиной главе Минкомсвязи И.Щеголеву, основана на том, что ВЭБ не является стратегическим инвестором в телекоме и не заинтересован в долгосрочном владении акциями «Роселекома». «ВЭБ Капитал» при определении размеров долей основных акционеров объединенного «Ростелекома» руководствовался стремлением получения математического контроля государства в объединенном «Ростелекоме». В случае, если акции «Связьинвеста» позволят выкупить ВЭБу, при объединении «Связьинвеста» с «Ростелекомом» подконтрольная государству доля в объединенной компании должна составить 57% обыкновенных акций, а при приобретении пакета 100% «дочкой» «Связьинвеста» - 53,69% акций.
Понимая, что ВЭБ не является стратегическим инвестором, «ВЭБ Капитал» предлагает в качестве варианта решения вопроса заключение дополнительного put-call-опциона на 25% плюс одна акция «Связьинвеста» между ВЭБом и госхолдингом, срок которого (может продлиться от нескольких месяцев до 2-3 лет) позволит регулировать момент передачи пакета «Связьинвесту».
Отраслевые эксперты отмечают, что в основе вполне объективного нежелания Минэкономразвития передавать блокпакет «Связьинвеста» ВЭБу лежит понимание того, что это отложит момент завершения процесса реорганизации отрасли фиксированной связи в России, в силу того, что для «Внешэкономбанка» актив не является профильным. В частности, в случае получения блокпакета госхолдинга ВЭбом, аналитиков беспокоит неопределенная судьба бумаг «Связьинвеста». Эксперты, учитывая существующую практику и все обстоятельства, отмечают, что не исключена перспектива того, что ВЭБ в ближайшем будущем решит избавиться от такого актива. Такая перспектива представляется крайне неблагоприятной для государства, так как повлечет за собой усложнение планируемой ликвидации «Связьинвеста», или сделает этот процесс более дорогим.
Проблема профессионалам представляется в навязчивом желании регулятора увеличить госдолю, которое, при попытках воплощения его в жизнь, только увеличит нагрузку на бюджет страны в самый неблагоприятный для этого момент. Согласно прогнозным ожиданиям процесс создания объединенного «Ростелекома» должен завершиться уже в текущем году, а «Связьинвест» при этом в неопределенном состоянии будет находиться еще несколько лет.
 


Эксклюзивные комментарии:

Сергей Захаров, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента
ИФК «Алемар»

«Суть возражений Минэкономразвития видится нам в том, что передачу блокпакета «Связьинвеста» ВЭБу нельзя будет считать завершением реорганизации отрасли фиксированной связи РФ, поскольку не сформируется «конечная» структура сектора ввиду непрофильности данного актива для «Внешэкономбанка». Государственный Банк развития и внешнеэкономической деятельности действительно сложно считать стратегом в телекоммуникационной отрасли, как, в общем-то, и других отраслях российской промышленности, поскольку данная организация является проводником государственной политики в экономической сфере, призванным решать конкретные задачи в зависимости от их стратегической важности для государства, а не от отраслевой принадлежности активов, которых они касаются. Если блокирующий пакет в государственном телекоммуникационном холдинге попадет в руки ВЭБа (тем более, если банку придется его выкупать), последний сразу станет требовать гарантий беспроблемного выхода из данного актива и возвращения инвестиций. Так, собственно, случилось в отношении пакета акций «Ростелекома», на который «Внешэкономбанк» получил опцион-пул, весьма обременительный по финансовым параметрам для «Ростелекома» и «Связьинвеста». А если ВЭБ от этого пакета будет избавляться, государству грозит очередная головная боль – кому пристраивать столь серьезную долю в «Связьинвесте». К тому же, такой сценарий усложнит последующую ликвидацию «Связьинвеста», или, как минимум, приведет к ее удорожанию за счет необходимости выкупа акций у ВЭБа. Самый верный, на наш взгляд, путь в этом вопросе для государства – перестать бояться отсутствия математического контроля над объединенным «Ростелекомом». Правительство все равно имеет массу рычагов влияния на стратегические и оперативные решения в управлении «Ростелекомом», а любые движения по увеличению госдоли в компании лягут нагрузкой на федеральный бюджет, что нежелательно в предвыборный и выборный годы. Мы полагаем, что в 2011 г. будет завершено формирование нового «Ростелекома», возможно, компанией будет осуществлен ряд региональных поглощений, но решение вопроса судьбы «Связьинвеста» отложат, и холдинг еще просуществует в «подвешенном» состоянии пару лет».



Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily

«Действительно, ВЭБ не является наилучшим вариантом стратегического инвестора и может войти на правах опционера. В любом случае я считаю, что контрольный пакет акций должен принадлежать государству. Однако, после объединения «Ростелекома» и межрегиональных компаний связи (МРК) «Связьинвеста» у государства не будет математического контроля, ему будет принадлежать 47,28% обыкновенных и 44,59% привилегированных акций. Однако если государство и его агенты — ВЭБ и «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) — будут иметь согласованную позицию, то они смогут голосовать в объединенной компании пакетом в 53,2% обыкновенных акций. Но это должна быть одинаковая позиция по всем стратегическим вопросам. Думаю, что ситуация может разрешиться по-разному. Возможно, заключение дополнительного put-call-опциона или другой вариант развития событий, но все должно определиться в ближайший месяц».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов