19 января '11

«Ростелеком» покупает «Национальные коммуникации»


Ирина Скворцова

ИК "Атон", аналитик

 Очередная попытка выхода на столичный рынок

В рамках реорганизации «Связьинвеста» идет объединение региональных компаний связи под эгидой «Ростелекома». Семь региональных операторов фиксированной связи объединяются с крупным оператором дальней связи.
Самый быстрорастущий сегмент бизнеса объединенного «Ростелекома» – услуги широкополосного доступа в интернет (ШПД). Выручка от ШПД составляет порядка 16% агрегированной выручки новой компании (2009), для сравнения в 2006 году эта доля была равна 7%, темп прироста дохода остается двухзначным, в 2009 году рост составил порядка 23% .
После объединения «Ростелеком» станет самым крупным фиксированным оператором в России. В денежном выражении объединенный «Ростелеком» по результатам 2009 года занял порядка 56% рынка местной связи, 31% рынка ШПД в России. Около 70% фиксированных абонентов подключены к дочерним структурам «Связьинвеста». Объединенная компания занимает порядка 32% долю (3кв10) по количеству абонентов (см. Рис.1). При этом эмитент практически не представлен на Московском рынке связи.
 
Одна из основных целей компании – выход на самый крупный локальный рынок, рынок столицы.

Рисунок 1

Источкик: AC&M Consulting

В середине 2010 года «Связьинвест» объявил о возможной покупке московского оператора «Акадо». Доля данной компании на Московском рынке на 3 кв 2010 года составляет 19%. По сообщениям СМИ цена сделки могла составить $630-650 млн без учета долга «Акадо», который оценивался в $350 млн. «Акадо» обслуживает 665 тыс абонентов по России, порядка 90% базы приходится на Москву.
«Ростелекому» так и не удалось купить московского оператора, сделка была отложена ввиду вспыхнушвего скандала по поводу намеренного завышения цены компании.

 

 

 

 


 Сделка, скорее всего, положит конец переговорам о дорогостоящей покупке «Акадо» «Ростелекомом», единственного столичного оператора. Покупка НТК не является дешевой, однако, на наш взгляд, стратегически важна для «Ростелекома»

 
Новая попытка выйти на Московский рынок. Сейчас «Ростелеком» нацелен на покупку НТК, данная покупка может стать заменой приобретению «Акадо». НТК одна из крупнейших компаний рынка кабельного ТВ в России. Контролирует «Мостелеком», телекомпанию «Санкт-Петербургское кабельное телевидение», а также активы в Московской области, Екатеринбурге, Новосибирске и Кургане.
 
Структура сделки по покупке НТК
 
Совет директоров компании «Ростелеком» намерен 31 января рассмотреть вопрос о покупке 21,8% НТК. 50% НТК будут разделены между «Уралсвязьинформом» и «Северо-Западным телекомом», такое разделение не случайно. НТК притуствует в регионах эмитентов, поэтому вполне логично, что каждый из компаний получит дополнительную долю в своем регионе. По оценкам компании она занимает порядка 31% рынка ШПД в Екатеринбурге и порядка 16% рынка в Санкт-Петербурге, в Москве доля НТК переваливает за 4%. При этом в данных регионах компания является лидером кабельного ТВ с долями 72% в Москве, 76% в Санкт Петербурге и 49% в Екатеринбурге.
По оценкам Ernst & Young 100% стоимость НТК составлет порядка $1,3 млрд, соответственно стоимость 71,77% акций, которые получат новые акционеры, составляет $951 млн, также покупатели должны будут приобрести векселя НТК на сумму около $120 млн. С учетом того, что «Ростелекому» придется сделать обязательное предложение оставшимся миноритариям НТК, полная сумма сделки может вырасти до $1,45 млрд. Хотя есть вожможность провести часть сделки без денежных выплат, по сообщениям СМИ «Сургутнефтегаз» и «Северсталь» владельцы 20% пакета бумаг «Национальных телекоммуникаций» (НТК), были зантересованны обменять их пакеты на долю в объединенном «Ростелекоме». По нашим оценкам эта доля может составить порядка 2%.
 
Стратегически важная сделка
 
Покупка крупнейшего участника рынка кабельного ТВ в России исключает возможность создания нового серьезного конкурента «Ростелекому». В результате покупки «Национальных кабельных сетей» (НКС) «Ростелеком» не только сможет расширить свое присутствие в регионах, но также получить доступ на московский рынок платного ТВ и широкополосного доступа в Интернет (компании принадлежит 4% рынка широкополосного доступа в Интернет).

 

 

 

 


 Перспективы развития на рынке ШПД и платного ТВ у компании достаточно радужные. Ожидаем в ближайшие 3-5 лет увидеть продолжающийся рост проникновения Интернета и у «Ростелекома» есть все шансы остаться во главе роста

 
Позитивные аспекты сделки
 
1)                 Благодаря покупке НТК, объединенному «Ростелекому» удастся укрепить позиции на Московском рынке абонентов ШПД. В Москве НКС обслуживает более трех миллионов домохозяйств. По данным компании, ее активная абонентская база пользователей интернета в Москве в ноябре составила около 145 тыс домохозяйств (в первом квартале 2010 года рыночная доля НКС в Москве - 4,2% абонентов ШПД).

Рисунок 2

 Источник: AC&M Consulting

2)      НТК принадлежит большая доля ШПД и на рыке Петербурга, где доля НТК составляет порядка 16%. Текущая доля «Ростелекома» (через компанию «Северо-Западный телеком») составляет порядка 31%, следовательно, общая доля абонентов «Ростелекома» на рынке Санкт-Петербурга после сделки перевалит за 45%.

Рисунок 3

Источкик: AC&M Consulting

3)                 НТК имеет высокую долю абонентов кабельного TB, доля компании в целом по России составляет порядка 22%. Рынок платного ТВ является одним из быстро растущих сегментов рынка телекоммуникаций в России. По итогам 2009 года объем рынка платного ТВ в России вырос на 6% по сравнению с 2008 годом и составил около $830 млн. По расчетам IKS Consulting, количество абонентов платного ТВ к концу 2010 года может составить порядка 20 млн. На конец 2009 года у дочерних компаний «Связьинвеста» насчитывалось порядка 130 тыс IP TV абонентов. Приобретение НТК поможет укрепить позиции холдинга.
 
Рисунок 4
 
ТОП-5 операторов PayTV 2010F
(На долю пяти крупнейших операторов платного ТВ приходится 66%всей абонентской базы)
Оператор
Технология
Абоненты (млн)
«Триколор»
Спутниковое ТВ
5.36
НТК
Кабельное TB
4.04
«Комстар»
IP TV, Кабельное ТВ
1.86
«Эр-Телеком»
Кабельное TB
1.11
«Акадо»
Кабельное ТВ
1.06
Остальное
 
6.9
Источник: iKS-Consulting
 
Мы оцениваем выбор в пользу НТК более предпочтительным для «Ростелекома».
 
НТК в сравнении с «Акадо»
2009
НТK
Акадо
ШПД (000)
290
559
 
Абоненты кабельного ТВ (000)
4 466
1 598
Превалирующая технология
FTTx ,Docsis 3
Docsis
Регионы присутствия
Москва, Екатеринбургб Санкт-Петербург, Новосибирск, Курган
Москва, Екатеринбург
Доля на рынках ШПД
 
 
Москва
4%
19%
Санкт Петербург
16%
-
Екатеринбург
31%
 
Источник: Company data, J’son & Partners Consulting
 
НТК обладает более современными техногиями, имеет более общирное присутствие в регионах, также имеет высокий потенциал на рынке платного ТВ.
 
Цена вопроса
 
Цена сделки по покупке НТК, как уже говрилось ранее, может составить порядка$1 444 млн, что предполагает коэффициент EV/EBITDA 2009П сделки на уровне 12,приобретение компании «Акадо» могло обойтись дороже - коэффициент EV/EBITDA 2009П для «Акадо» находится в диапазоне 12-16.
Сделка, скорее всего, положит конец переговорам о дорогостоящей покупке «Акадо» «Ростелекомом» единственного столичного оператора. Покупка НТК не является дешевой, однако, на наш взгляд, стратегически важна для «Ростелекома».
Покупка крупнейшего участника рынка кабельного ТВ в России исключает возможность создания нового серьезного конкурента «Ростелекому». В результате покупки «Национальных кабельных сетей» (НКС) «Ростелеком» не только сможет расширить свое присутствие в регионах, но также получить доступ на московский рынок платного ТВ и широкополосного доступа в Интернет (компании принадлежит 4% рынка широкополосного доступа в Интернет).
 
Планы «Связьинвеста» на рынок платного ТВ и ШПД
 
Ввиду того, что рынок платного ТВ и ШПД является одним из самых быстрорастущих сегметов бизнеса «Ростелекома», компания планирует активно развиваться как на региональных рынках, так и получить свое место на Московском рынке.
 
ШПД
 
Преимущества объединенного «Ростелекома»:
  •  Хорошая, серьезная экспертиза региональных рынков;
  •  Присутствие практически во всех регионах страны, и как следствие возможность органического роста, без высоких первоначальных инвестиций;
  • Наличие доступа у компаний МРК к последней миле, что дает выход на прямую к абонентам;
  • Компании активно занимаются модернизацией сетей (FTTx, EtherInternet, Gpon).
 
Рынок ШПД
 
2009
3кв10
Россия
11,300,000
14,151,000
Проникновение, %
22
27
Москва
2,929,000
3,105,000
Проникновение, %
77
82
Санкт-Петербург
1,049,000
1,173,000
Проникновение, %
61
68
Источник: AC&M consulting
 
«Ростелеком» расширяет свое присутствие на региональном уровне.
  •   «ВолгаТелеком» летом 2010 года приобрела компанию Teleset, крупнейшего оператора на рынке Татарстана.
  •      В конце 2010 года «Северо-Западный телеком» завершил приоретение ЗАО «Северен-Телеком», одного из крупнейших операторов широкополосного доступа в Интернет (ШПД), аренды каналов и телефонии для корпоративных клиентов и операторов связи на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
  • Кроме того, в соответствии с указами Президента РФ от 12 августа и от 15 ноября 2010 г. в уставный капитал «Связьинвеста» в качестве вклада РФ должны быть внесены пакеты акций «Ингушэлектросвязь» (100%), «Башинформсвязь» (28,24%), «ММТС-9»(38%), «Центральный телеграф» (21,78%) и ОАО «Чукоткасвязьинформ» (75%) находящиеся в госсобственности, данные доли будут в последствии перевенены в «Ростелеком». Не исключает увеличения доли «Ростелекома» в некоторых из этих компания. Для примера доля «Центрального телеграфа» на рынке ШПД Москвы составлет порядка 7% (207 тыс абонентов). «Башинформсвязь» крупнейший оператор Башкоркостана, компания обладает порядка 180 тыс абонентов ШПД и около 1,1 млн фиксированных линий.
 
Рынок платного ТВ
 
В октябре прошлого года «Ростелеком» получил лицензию Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на предоставление в 75 регионах страны «Услуги связи для целей кабельного вещания» сроком на пять лет, так что теперь есть возможность активно развиваться в данном направлении.
В настоящее время компании холдинга «Связьинвеста» обслуживают около 750 тыс абонентов платного ТВ, в том числе более 200 тыс абонентов IPTV (большая доля. порядка 70 тыс, приходится на «Дальсвязь»), занимая 4% всего рынка коммерческого ТВ России.
На наш взгляд, перспективы развития на рынке ШПД и платного ТВ у компании достаточно радужные. Проникновение на рынке ШПД в России составляет 27% (3 кв 10). Ожидаем в ближайшие 3-5 лет увидеть продолжающийся рост проникновения Интернета и у «Ростелекома» есть все шансы остаться во главе роста. Если говорить о рынке платного ТВ в России, то мы также ожидаем бурный рост и удвоение рынка в 2015 году. По оценкам «Ростелекома», рынок платного ТВ может достигнуть $2,65 млрд в 2015 году. При этом рынок традиционного кабельного ТВ вырастет до $1,23 млрд, IP TV до $324 млн.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов