18 января '11
Россиянам предложат универсальную электронную карту
В 2012 году у жителей России появится возможность приобрести универсальную электронную карту (УЭК). Москвичи смогут получить УЭК уже в 2011. Проект был успешно протестирован в Астраханской области.
Реализацией проекта по внедрению УЭК занимается компания ОАО «Универсальная платежная карта», которая была создана в июне 2010 года Сбербанком, «Уралсибом» и банком «Ак Барс». Доля Сбербанка составила 34%, «Уралсиба» и «Ак Барса» - по 33% каждому. Законодательно положение об УЭК закреплено в законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», принятом Госдумой 7 июля 2010 г. Президентом России Д.Медведевым закон был подписан летом прошлого года. А распоряжением премьер-министра РФ В.Путина ОАО «Универсальная платежная карта» получила статус федеральной уполномоченной организацией по выпуску и обслуживанию УЭК.
Универсальная электронная карта гражданина фактически представляет собой единую информационно-платежную систему, которая может заменить собой все необходимые документы. Карта может быть использована для получения и оплачивания госуслуг. В столичном регионе УЭК планируется активно использовать в социальной сфере, образовании, здравоохранении и транспорте. При помощи карты можно будет обращаться в органы исполнительной власти, в том числе через Интернет. Карта может быть использована также для идентификации личности гражданина, при проходе в образовательные учреждения и предоставлении бесплатного и платного питания школьникам, а также при прикреплении к поликлинике и оформлении в стационар. Проезд в городском транспорте может быть оплачен также посредством УЭК. Кроме этого обсуждается возможность использования карты при подготовке и выдаче водительского удостоверения, предоставлении налоговой отчетности, регистрации прав собственности, оплате налогов, пошлин и штрафов.
Эксперты в проекте по внедрению универсальной электронной карты гражданина в России видят как положительные, так и отрицательные моменты. Цели, преследуемые авторами инициативы, весьма разносторонни. Так, к примеру, только оптимизация процедуры оплаты коммунальных платежей и общения с различными госструктурами, в частности сокращение издержек, сопровождающих этот процесс, представляется серьезной проблемой на сегодняшний день. При этом отмечается, что борьба с коррупцией фактически является одной из основных задач проекта.
Тем не менее, в экспертной среде присутствуют некоторые сомнения в успешности внедрения УЭК в России. В первую очередь, отмечается необходимость серьезных инвестиций и большой работы по созданию соответствующих информационных как межведомственных баз, так и единых (по стране) баз отдельных ведомств. Кроме этого важным моментом, от которого во многом зависит эффективность проекта, является необходимость популяризации безналичного расчета среди населения. В данном контексте одной из ключевых задач для реализаторов проекта является обеспечение информационной безопасности персональных граждан. Тем не менее, несмотря на все нюансы, с учетом многоцелевой направленности и потенциальных результатов проект оценивается позитивно.
Эксклюзивные комментарии:
Алексей Бизин, ведущий аналитик
ОАО Банк «Петрокоммерц»
«Данная инициатива в случае ее эффективной реализации поможет значительно сократить издержки, возникающие при обращении граждан в госорганы. Однако карта сама по себе не может являться универсальным ответом. Эффективным это решение станет только при наличии единых информационных баз отдельных ведомств в отрыве от региональной локации, а также межведомственных баз, пересекающихся по дублирующейся информации. Кроме того, государством, очевидно, ставится задача по популяризации безналичного расчета внутри страны. Несмотря на то, что практически любой банк сегодня предлагает услуги интернет-банкинга, пользуются им только наиболее активные клиенты. Внедрение УЭК с «вшитым» комплексом услуг позволит проводить, по сути, просветительскую работу за счет бюджета этого проекта. Также внедрение УЭК позволит ведомствам сократить издержки на эмиссию ведомственных локальных карт, а банковские офисы будут частично разгружены за счет перехода транзакций на безналичный расчет. Нерешенными до конца пока остаются вопросы инфраструктуры (комфортное количество терминалов и их расположение) и вопросы сопряжения информационных баз различных ведомств. И в том, и в другом направлении работа ведется, но адекватно оценить степень ее готовности можно будет только после начала использования УЭК. Первоначальная оценка бюджета проекта сложилась на уровне 150 млрд руб. при сроке реализации 5 лет. Учитывая многоцелевой характер проекта, его реализация представляется целесообразной. В любом случае, я - за любые проекты, предоставляющие гражданам более удобные формы существования, что, несомненно, предполагается самой концепцией УЭК».
Татьяна Земцова, аналитик
ИК «Финам»
«В числе безусловных преимуществ – высокое удобство использования УЭК: возможность ее применения для оплаты различного рода государственных и коммерческих услуг (в т.ч. ЖКХ), покупки товаров, оплаты проезда на общественном транспорте, идентификации личности и в прочих целях. Однако, на мой взгляд, все эти преимущества могут быть востребованы, прежде всего, жителями отечественных мегаполисов и крупных городов, где имеется соответствующая инфраструктура: банкоматы, платежные терминалы, высокий уровень проникновения интернета и проч. В небольших населенных пунктах, как правило ее нет, соответственно, даже если их жители получат УЭК, то никакой пользы это не принесет без значительных вложений в создание инфраструктуры, а это значительные деньги, причем торговые и сервисные предприятия, а также банки еще потребуется убедить в коммерческой эффективности таких затрат, если государство не возьмет их на себя. Другой момент – многих россиян придется обучать пользоваться УЭК, так как многие из них в силу различного рода обстоятельств (территориального, возрастного, социального характера) не в состоянии самостоятельно изучить возможности электронных карт – это также влечет за собой расходы при реализации проекта. Также, учитывая характеристики карты – наличие в ней исчерпывающей информации о владельце, его банковском счете и др. – УЭК будет крайне интересна мошенникам, что потребует повышенной защиты содержащейся на карте информации и мер по дополнительной идентификации владельца. По разным оценкам, затраты на запуск проекта универсальной карты составят около 150 млрд руб. в течение пяти лет, примерно четверть из которых должны профинансировать банки в рамках частно-государственного партнерства. Из обозначенных 150 млрд руб. примерно 40-42 млрд руб. потребуют расходы на эмитирование карт, если речь идет о всем населении страны».
Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»
«Изучая перспективы подобных проектов, следует занимать взвешенную позицию. С одной стороны, очевидна инновационная составляющая и потенциальная польза от унификации процесса получения госсервисов. В случае успеха, пользование государственными услугами станет на порядок удобнее. При этом само государство получит в свое распоряжение инструменты для точного измерения активности своих «клиентов». Есть и побочные положительные эффекты, такие как пусть и небольшое, но гарантированное повышение технологической грамотности населения. Обратная сторона медали открывается, если знать, что подобные проекты уже реализовывались в некоторых странах мира. Например, в Англии (ID card) и в Австралии (Australia Card) инициатива не прижилась. В Финляндии подобные карты сосуществуют с обычными паспортами. Вероятный повод для возникновения общественной дискуссии – влияние карты на получение государством и сторонними лицами информации о частной жизни пользователя. Купившие базу УЭК на рынке потенциальные злоумышленники получат тем больше возможностей, чем сильнее УЭК будет интегрирована в повседневную жизнь российского гражданина. Таким образом, контроль коррупционной составляющей приобретает едва ли не ключевое значение в контексте реализации данного проекта. При учете совокупности плюсов и минусов, можно сказать, что развернутая «проба пера» на данном направлении нужна и оправдана, но действовать следует с максимальной осторожностью, не делая всех ставок на УЭК, и заботясь о неприкосновенности частных данных российских граждан».
Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»
«При соответствующем уровне интеграции, внедрение УЭК приведет к некоторому упрощению для граждан процесса проведения расчетов с коммунальными службами и различными государственными ведомствами. Для банков участие в программе означает привлечение дополнительных средств на баланс. Причем, объемы привлечения напрямую зависят от уровня популяризации и востребованности карты и, если УЭК действительно распространится на всю территорию России, будут весьма масштабными. Что касается целесообразности проекта, сегодня, очевидно, что для достижения целей эмиссии карт необходимы значительные капвложения: на текущий момент фактически отсутствует материально-техническая база. Кроме того не удастся обойтись без работы по повышению лояльности населения к новому инструменту, что обусловит высокие затраты на маркетинг и рекламу».