29 декабря '10

TV особой четкости


Эльдар Вагабов

"Альфа-Банк", аналитик

Итоги, проблемы, прогнозы отечественного TV 

Развитие средств и способов телекоммуникаций в стране способствует общему прогрессу и, в частности, развитию смежных отраслей, к которым относится медиа и телевидение. На сегодняшний день телевизор стоит практически в каждом доме (и зачастую не один), но развитой эту отрасль назвать нельзя. Аналоговые технологии, плохой прием и отсутствие разнообразия – вот основные причины, на которые указывают многие эксперты. Важнейшей составной частью Федеральной целевой программы по развитию телерадиовещания в России является развертывание на территории страны полноценной сети цифрового эфирного телевидения, которое в соответствии с планами правительства должно пройти в несколько этапов, т.н. очередей. Планы чиновников предполагают, что теле- и радиопрограммы должны распространяться пакетно (чего сейчас, естественно, нет), т.е. с использованием всего одного радиочастотного канала, что обозначается термином «мультиплекс». Всего программой предусмотрено создание 3 пакетов каналов. Одним из ключевых органов, отвечающих за создание в стране мультиплексов, является Минкомсвязи, на которое правительство РФ возложило поручение проработать вопросы, касающиеся создания мультиплексов. В частности, ведомству предстоит до 30 мая 2011 года организовать работу по формированию состава третьего мультиплекса...
 
Третий мультиплекс глазами Минкомсвязи
 
Напомним, что в соответствии с указом Президента РФ в первый мультиплекс вошли восемь обязательных для распространения телеканалов: «Первый канал», «Россия», «Вести плюс», «Культура», «Спорт», «НТВ», «Пятый канал», «Детский канал» (будет скомбинирован из продуктов «Первого канала», ВГТРК, «Бибигон» и «Теленяня»), а также три радиостанции: «Маяк», «Радио России» и «Вести FM». Весь этот перечень программ (и телевизионных, и радиовещательных) будет приниматься на обычном первом телевизионном канале. Известно, что в состав второго мультиплекса Минкомсвязи предложило включить девять коммерческих телеканалов федерального распространения, не вошедших в первый пакет (например, такие, как РЕН-ТВ, СТС, «Звезда» и другие), а также несколько новых телеканалов. Географическое покрытие второго мультиплекса будет аналогичным первому (планируется, что услуги цифрового телевидения должны охватить до 95% населения страны). Участников второго мультиплекса должна будет определить Федеральная конкурсная комиссия на специальном конкурсе. На текущий момент имеется 18 заявок от телеканалов о включении их в конкурс, что позволяет нам рассчитывать на то, что второй мультиплекс будет сформирован полностью. По нашим оценкам, при самом оптимистичном сценарии конкурс может быть объявлен уже в начале 2011 г.

 

 

 

 


 Одной из основных тенденций на российском рынке цифрового телевидения является то, что цифровое телевидение осуществляется сейчас практически исключительно посредством спутникового и кабельного вещания. Единственным белым пятном на российском рынке цифрового ТВ выступает эфирное вещание  

 
Что касается третьего мультиплекса, то в него войдут региональные каналы и каналы, территория распространения которых может быть меньше региона. Предложение Минкомсвязи по третьему мультиплексу сводится к включению в него четырех телеканалов. При этом особое место отводится для региональных каналов, а также одного канала в формате HD. Конкретное количество региональных телеканалов будет определяться для каждого региона отдельно, что напрямую связано с тем фактом, что в каждом регионе число и расстановка сил между вещателями довольно сильно разнится. Очевидно, что без серьезного изучения региональных рынков здесь никак не обойтись, и на этот анализ Минкомсвязи отводит себе время до середины 2011 г. Результаты анализа долей рынка региональный вещателей, факт наличия (или отсутствия) желающих войти в третий мультиплекс, их возможностей и частотного плана будут являться существенными основаниями для проведения конкурса по выбору участников третьего мультиплекса.
 
Бесплатному HD-каналу быть... но не очень скоро
 
Как отмечалось, в состав третьего мультиплекса войдет один бесплатный HD-канал. Нам представляется, что в контексте решения проблемы с запуском первого в истории страны подобного канала, одной из наиболее важных задач является финансирование. Несмотря на то, что проект курируется государством, основная финансовая нагрузка при реализации проекта ляжет на плечи частного бизнеса. Не будем, однако, голословными: назовем порядок необходимых инвестиций. Так, если распространение одного цифрового телеканала в третьем мультиплексе  в стандартном разрешении на всю территорию России будет стоить около 750-800 млн. руб. в год, то HD-канала – уже в четыре раза дороже, т.е. около 3,2 млрд. руб. в год. Мы считаем, что крупнейшие федеральные телесети (принимая во внимание региональную схему распространения) могут позволить себе такие инвестиции, но ни о какой рентабельности на первых порах здесь не может быть и речи (не надо забывать, что для зрителей просмотр HD-канала должен быть бесплатным). Более мелкие сети такие расходы попросту не потянут.

 

 

 

 


 Эфирное телевидение может как растерять практически всю аудиторию, так и полностью перетянуть на себя всю целевую аудиторию. Но на относительно коротком временном отрезке эти крайновсти практически невероятны. Дальнейшее развитие эфирного телевидения в стране будет идти по пути его постепенной цифровизации. До полного перехода на «цифру» может потребоваться до 7 лет

 
Сейчас в России официально транслируется около 25 HD-телеканалов, из которых примерно половина российского производства. Стоимость производства HD-канала существенно варьируется в зависимости от региона, контента и проч. Но обычно ежегодные затраты на развитие и поддержание канала составляют несколько десятков миллионов долларов. Поэтому чтобы канал был рентабельным, операторы платного телевидения вынуждены брать с клиентов деньги. Как правило, пакеты из 9-12 каналов высокой четкости обходятся зрителям в 300-350 руб. в месяц. Для телеканалов и операторов это чисто имиджевая услуга. Пока что телевидение высокой четкости является нерентабельным или окупается с большими сложностями: если каналы стандартного качества смотрят десятки миллионов зрителей, то в случае с HD-TV речь идет только о тысячах. При бесплатном распространении (как это планируется в рамках третьего мультиплекса) выполнение этой задачи станет практически нереальным. И здесь уже будет не обойтись без государственной поддержки...
А теперь от чисто финансовых вопросов перейдем к организационным. Как отмечалось, лицензионные конкурсы для вещателей, желающих войти в третий мультиплекс, начнутся не ранее лета 2011 г. Официальная позиция Минкомсвязи сводится к тому, что лицензии и частоты в третьем мультиплексе должны распределяться на отдельных конкурсах для каждого из 83 российских регионов, однако, частоты для HD-канала будут разыгрываться сразу на всю страну. Несмотря на то, что решение по первому общенациональному HD-телеканалу будет приниматься централизованно, большой объем бумажной работы, вопросы с финансированием проекта (которые, как это обычно бывает, не могут не возникнуть), предстоящие в 2012 г. президентские выборы, а также элементарная нехватка площадей для установки необходимого оборудования сводят вероятность того, что новый канал появится в эфире раньше 2013 г., к абсолютному минимуму.
 
2010 год позади: итоги российского рынка цифрового телевидения
 
Можно с уверенностью сказать, что одной из основных тенденций на российском рынке цифрового телевидения (причем эта тенденция зародилась далеко не в 2010 г., а задолго до этого) является то, что цифровое телевидение осуществляется сейчас практически исключительно посредством спутникового и кабельного вещания. Так, в сегменте спутникового телевидения 100% вещания осуществляется в цифровом формате. Что касается кабельного ТВ, на которое приходится 65-80% абонентской базы платного телевидения, то здесь степень цифровизации довольно высока, но, тем не менее, говорить о 100%-ой цифровизации у нас нет пока никаких оснований. Телевидение через интернет (или IP TV) по определению является цифровым. Единственным белым пятном на российском рынке цифрового ТВ выступает эфирное вещание. Как раз на ликвидацию этого пробела и направлены текущие усилия властей страны.
Другой важной тенденцией уходящего года можно признать ускоренную цифровизацию телевидения в крупнейших российских регионах. Так, в рамках реализации курса правительства на создание бесплатного цифрового телевидения в РФ Минкомсвязи сделало особый акцент на Москве, Московской области, Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях, где до конца 2010 г. в полной мере должно стать доступным цифровое телевидение. Граждане, которые захотят смотреть цифровое телевидение, должны будут купить специальную приставку к обычному телевизору или заменить его на цифровой. Со своей стороны власти обязуются произвести установку необходимого оборудования: передатчиков, антенно-мачтовых сооружений, контейнеров для оборудования и т.п. (одновременно с этим власти пытаются решить и другую немаловажную проблему – оказать поддержку национальным производителям, что выражается в преимущественных закупках российского телевизионного оборудования).
И, наконец, к третьей важнейшей тенденции на рынке цифрового телевидения мы относим изменение баланса между основными способами его вещания. Так, если еще несколько лет назад на рынке абсолютно доминировали спутниковое вещание и кабельное телевидение, то развитие средств связи и, прежде всего, фиксированных телекоммуникаций в сегменте ШПД дало мощный толчок развитию IP-телевидения. Внедрение технологий 3G позволило пользователям осуществлять перекачку «тяжелого контента» в рамках различных социальных сетей и интернет-сообществ, а наличие в свободном доступе флэш-контента еще больше облегчило задачу любителям он-лайн телевидения.
 
Взгляд в будущее: перспективы бесплатного HD-TV в России
 
Понятно, что чиновники, ответственные за реализацию программы по созданию в стране бесплатного HD-телеканала, приложат все усилия, чтобы отчитаться перед высшей государственной властью об успехах проделанной ими работы. Напомним, что окончание проекта намечено на 2015 г., а обойдется программа (по разным оценкам) в 140-360 млрд руб. Однако планы планами, но от объективной реальности не уйти. Проблемы, описанные нами могут внести серьезные коррективы в процессе реализации программы, а возможная смена приоритетов высшего российского руководства может вообще исключить задачу по цифровизации телевидения из списка основных государственных приоритетов. Размышляя над судьбой HD-канала, мы так или иначе возвращаемся к теме он-лайн телевидения. Ожидаемое продолжение бурного роста в сегменте ШПД, удешевление компьютеров и сетевого оборудования будут способствовать перетоку телеаудитории от телевизоров к компьютерам. Помимо физического удобства просмотр телепрограмм через интернет дает пользователям ряд неоспоримых преимуществ в виде дополнительных сервисов, например, «видео по запросу» или «виртуальный видеомагнитофон». Тем не менее, мы полагаем, что эфирное телевидение не исчезнет вовсе. Его ниша на рынке будет более или менее надежно защищена естественными барьерами, такими как скорость проникновения ШПД, людские привычки и ментальность, а также стоимость перекачки контента по интернету.
В данной ситуации сложности прогнозирования судьбы первого в истории страны бесплатного HD-канала связаны с тем, что мы (помимо всего прочего) имеем еще дело с технологиями, а технологический прогресс не поддается прогнозам вообще. Крайности также не исключены: чисто теоретически эфирное телевидение может как растерять практически всю аудиторию, так и полностью перетянуть на себя всю целевую аудиторию. Но на относительно коротком временном отрезке эти крайности практически невероятны. Мы считаем, что дальнейшее развитие эфирного телевидения в стране будет идти по пути его постепенной цифровизации. По нашим оценкам, для полного перехода на «цифру» может потребоваться до 7 лет.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов