27 декабря '10

Сеть - 2010


Никита Егоров

"Сумма-телеком", пресс-секретарь

 Итоги, тенденции, прогнозы

Еще не придумали формата статьи, который бы по жесткости канонов дотянул до предновогоднего подведения итогов. Сначала припоминается все хорошее, потом – журятся главные скандалисты, неудачники и преступники года, а следом делается оптимистичный прогноз на следующий отчетный период.
Вот и получается, что декабрьские выпуски сетевых и печатных изданий отличаются только фамилиями авторов (как правило), авторским же стилем (более-менее), и соотношением позитива/негатива (тоже достаточно относительно). Костяк не меняется в принципе. И мало того, что картина ситуации получается достаточно однобокая – с этим как раз можно смириться, ибо деловая пресса на то и деловая, чтобы делиться только точными данными - так еще и Рунет, о котором пойдет речь, на однозначные достижения, провалы и перспективы раскладывается не очень: в медиапространстве логичнее искать ключевые поводы и главных ньюсмейкеров, чем измерять прибыль, сопоставлять затраты с результатами и так далее, и в том же духе. Да и читать одинаковые, пусть даже детальные и объективные, обзоры рынков интересно только первые полторы статьи. Вместо этого, давайте посмотрим: чего бы не произошло, и чего бы мы не узнали, не будь в Рунете того или иного крупного игрока. Такой формат не позволит нам рассказать про такие тренды как коллективные покупки или геотаргетинг.

 

 

 

 


 Все в порядке - если не считать того, что из отдельных прецедентов иски против блоггеров превратились в норму жизни. А значит, Рунет превращается в правовое пространство со всеми его плюсами и минусами. Теперь в русскоязычном Интернете судят. Причем по русским законам   

ЖЖ

Россия – страна победившего ЖЖ. Седьмое место по популярности среди россиян (в мире – семьдесят шестое), статус единственной блоговой платформы в десятке лидеров рунета (по данным Alexa.com) и огромный политический вес – вот они, активы Живого Журнала в России. И даже Президент ведет ЖЖ. Пару лет назад аналитики и журналисты в один голос твердили, что социальная активность стремительно перемещается в онлайн, где свободы слова больше, а риск получить за волеизъявление резиновой дубинкой – меньше. И вот теперь – новый виток отношений между сетевой и несетевой активностью: ЖЖ начинает активно влиять на оффлайновые события.  
И вот что бы случилось в 2010 году, не будь ЖЖ:
  • Ущерб от летних пожаров был бы в разы больше. Только мы бы об этом не узнали. Август и начало сентября 2010 года радовали всех посетителей Яндекса потрясающей картиной. Яндекс-Новости, собирающие информацию из официальных СМИ, цитировали чиновников: лесные пожары потушены, погорельцы облагодетельствованы, победа над стихией – в наших руках. А пятью сотнями пикселей ниже Яндекс-Блоги выдавали сводку из коммьюнити pozar_ru, и чувство гордости за родную державу делало книксен, разворачивалось и уходило в неизвестном направлении. Леса, писали блоггеры, горят так же, как и горели: а что может сделать горстка лесников, имея в своем распоряжении хорошо если ржавый трактор, а то и вовсе ведро плюс лопату.
Правда, ЖЖ-сообщество не пошло традиционным путем сетевых коммьюнити (шума много, толку мало, действий ноль). Обитатели Рунета впервые взяли ситуацию в свои руки: на помощь борцам с пожарами стали отправляться добровольцы, собранные пожертвования смогли хоть как-то исправить ситуацию с оснащением и поддержали погорельцев.
  • Миноритарии по-прежнему остались бы не при делах. Статус миноритарного акционера – странная штука. С одной стороны, он имеет право получать свои дивиденды, право участвовать в управлении компанией, и право быть в курсе происходящего. Но воспользоваться он может только первым – и то, если это не противоречит второму и третьему правам. И это ни для кого не секрет.
Понятно, что миноритариев такое положение дел не устраивает, но их мнение интересует компании в последнюю очередь – на то они и миноритарии. Иски подавались, требования предъявлялись, но сдвинуть дело с мертвой точки удалось только жж-юзеру navalny.

  • Тендеры проводились бы как заблагорассудится. В сети можно было бы писать все, что угодно. Лесные пожары не только показали, каков вес ЖЖ в Рунете образца 2010 года, и за его пределами. Они же наглядно продемонстрировали, что государственные мужи мало того, что пишут в блогах, так еще и читают написанное другими. Пользователь top-lap, объявивший главной причиной горящих лесов похищенную из садоводства рынду, внезапно получил ответ от В.В.Путина – «При наличии Вашего адреса рынду получите у губернатора незамедлительно».

А вот жж-юзер onchoysh тоже не постеснялся в выражениях – правда, в адрес самого премьера, из-за кортежа которого в Сыктывкаре перекрывали движение. И получил повестку в суд: оскорбление в Интернете стало поводом для иска. К счастью, Прокуратура Республики Коми отменила курьезное постановление о возбуждении уголовного дела – состава преступления в посте блоггера найдено не было, к тому же иск инициировал не председатель правительства, а некое третье лицо. Так что все в порядке – если не считать того, что из отдельных прецедентов иски против блоггеров превратились в норму жизни. А значит, Рунет превращается в правовое пространство со всеми его плюсами и минусами.

Закрытый 18 февраля 2010 года Torrents.ru тому подтверждение. Крупнейший торрент-трекер СНГ не раз и не два сталкивался с претензиями правообладателей, но только сейчас претензии вылились в конкретные действия. Само собой, закрытый в зоне Ru трекер через неделю возродился под именем rutracker.orgза пределами юрисдикции российского законодательство, но прецедент создан: теперь в русскоязычном Интернете судят. Причем по русским законам.

Twitter

Кремлевские чиновники, которые уже успели намотать не один десяток километров по теннисным кортам и истоптать добрую сотню татами, наконец-то смогли отдохнуть. Новой президентской моде можно следовать без помощи тренера, и не снимая делового костюма. Первые лица министерств, ведомств и территорий закупили айфоны, затем айпады, потом – зарегистрировались в Твиттере и принялись твитить, ретвитить и фолловить.

Facebook

Вообще говоря, детище Марка Цукерберга (признайтесь, уважаемые читатели, вы ведь тоже узнали, как его зовут, только из кино) – вполне себе часть Рунета уже года два или три. За исключением того, что доля кода, Facebook русскоязычными программистами, исчезающе мала, главный конкурент Вконтакте ничем особенно не отличается от того же ЖЖ. Место в TOP-20 Alexa– есть (№11. Так что TOP-10 тоже не за горами), российские акционеры – наличествуют (фонду DSTпринадлежит по меньшей мере 2% привилегированных акций), интеллектуалы в роли ЦА – куда ж без них! Но полноправным элементом русскоязычного Интернета Facebookстал только в 2010 году. Пока Вконтакте готовился выйти на западноевропейскую и американскую аудиторию (приобрел домен vk.com, запустил привычный для пользователей Facebook сервис микроблогов и так далее), американская социальная сеть применила оружие массового поражения. Вернее, оружие применилось само собой: фильм «Социальная сеть» в одночасье сделал Facebook достойным конкурентов «Вконтакте».

Если бы не Facebook ...

  • Экспансия Вконтакте на запад завершилась бы успехом. А значит, Ebayи Amazon.com пришлось бы подвинуться – не сейчас, так через год – главная социальная сеть всея СНГ имеет неплохую встроенную торговую платформу. И Youtube: видео вКонтакте немало. И сайтам для взрослых тоже пришлось бы искать себе новых клиентов.
  • Да и в Рунете у Вконтакте не было бы конкурентов. А кто, если не Facebook? «Одноклассники», которых покинул очередной руководитель Никита Шерман, продолжают сдавать позиции. МойМир? По-прежнему существует как придаток к Mail@ru агенту.
  • Вконтакте не запускали бы микроблоги. Решение, явно позаимствованное из Facebook, стало не только самым спорным из нововведений в социальной сети за год, но и единственным пока случаем, когда новый сервис на сетевом ресурсе внезапно оказался в центре внимания не только профессиональных СМИ, но и в далекой от сетей прессе.
  • Фонд DSTсэкономил бы $350 млн, или около того. DigitalSkyTechnologies, последовательно скупающий все ключевые сервисы Рунета, в 2010 году приобрел около 2% привилегированных акций Facebook. Заметим, это произошло уже после взлета популярности социальной сети в России.
Кстати, DSTс полным правом может считаться главным ньюйсмейкером Рунета’2010. Фонд, управляющий финансами Алишера Усманова, Юрия Мильнера и Григория Фингера продолжает скупать все, на чем так или иначе держится русскоязычный Интернет. В уходящем году DigitalSkyTechnologiesпополнило коллекцию активов стопроцентным пакетом акций ICQ. Объединенные в Mail.ruGroupMail.ru, Одноклассники, ICQ, доли в Вконтакте, Хабрахабре, Mamba, NivalNetworksи других крупных ресурсах вышли на IPO и стали крупнейшим европейским холдингом стоимостью в более чем $6 млрд.
Пока неясно, чем это светит пользователям самого популярного в России мессенджера, но перемены точно грядут: с монетизацией у ICQне все хорошо – слишком популярны в русскоязычных странах альтернативные клиенты, в которых нет ни рекламы, не официальных платных сервисов системы.

Еще одним генератором новостей в 2009-2010 году была ВГТРК. И новости не сулили ничего хорошего – Всероссийская Государственная ТелеРадиоКомпания подала в суд на Вконтакте, требуя от социальной сети миллион рублей за загруженные пользователями фильмы «Охота на пиранью» и «Остров». Поддержи суд требования ВГТРК, и файлообменники, бесплатные хостинги, а следом – и сети операторов связи с распространяемой пользователями информацией просто утонули бы в море исков от правообладателей. К счастью, произошло обратное: суд подтвердил, что оператор не может нести ответственность за действия клиентов.

 

 

 

 


  Уходящий 2010 год принес Рунету много нового, по малому счету - новые сервисы, новые игроки, новые способы извлечт прибыль - и только одно по большому - Интернет становится равноправным участником рынка, политики и общей российской медийной среды. Теперь нет исключительно сетевых тенденций: все, что происходит в сети, так или иначе экстраполируется на оффлайновую жизнь  

ФАС

То, что доменные регистраторы попытаются выжать из нового домена .РФ максимум прибыли, было понятно всем с самого начала. В самом деле - на доменах Ruи Suзаработали, в основном, перепродавцы, и упускать очередной шанс регистраторы не намерены. На что никто не рассчитывал – так это на то, что ФАС внимет мольбам покупателей доменных имен, и обратит на результаты аукциона пристальное внимание. В результате, шести крупнейшим регистраторам грозят внушительные штрафы и, возможно, лишение приобретенных имен, в том числе и таких, за которые покупатели готовы были выложить по сотне тысяч долларов.
Не случись этого...
В следующем году Рунет бы ждал вал предложений по перепродаже доменов. Компании, вложившие в кириллическое доменное имя не один десяток тысяч долларов, внезапно обнаружили бы, что оно того не стоит – роль русскоязычного адреса сайта уже давно выполняет название компании, введенное в поисковую строку «Яндекса» - и начали бы избавляться от дорогостоящих, но бесполезных активов, насколько это возможно.

И, наконец, правительство Москвы

После ухода Лужкова разбор полетов начался практически во всех столичных ведомствах, и затронул чуть ли не все сферы бизнеса в Москве. Попали под раздачу и операторы связи: комитет по информационным технологиям объявил тендер на мониторинг рынка ШПД для бюджетных организаций. По результатам мониторинга, обещают в комитете, будет принято решение – кто, где и как будет давать Интернет учреждениям с госфинансированием.
Вполне возможно, что ситуация поменяется кардинально: сейчас практически все московские учебные заведения и часть госпредприятий получают услуги либо сомнительного качества, либо по весьма спорным ценам.
Говорить о том, что бы случилось, не прими правительство Москвы решения пересмотреть политику обеспечения госорганизацией связи, еще не время. А вот подытожить все, о чем мы говорили в этой статье – вполне себе пора.
Уходящий 2010 год принес Рунету много нового, по малому счету - новые сервисы, новые игроки, новые способы извлечь прибыль – и только одно по большому - Интернет становится равноправным участником рынка, политики и общей российской медийной среды. Теперь нет исключительно сетевых тенденций: все, что происходит в сети, так или иначе экстраполируется на оффлайновую жизнь. Хорошо это или плохо, покажет время. Но то, что это имеет место быть, и что этот тренд продолжит развиваться и станет основным в 2011 году – факт. Да, нас ждут новые иски «правительство против Интернета», новые претензии правообладателей к сетевым ресурсам, и так далее – ну а чего мы хотели от Интернета? Только не говорите, что мечтали о компьютерной песочнице, где все понарошку.
И последнее. Если Вы, уважаемый читатель, внезапно обнаружили, что статья кончилась, а ничего сенсационного (или хотя бы принципиально нового) вы так и не узнали – значит, итоги подведены верно. Потому что нет более важных событий, чем те, о которых знают все.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов