20 декабря '10
3G связь в России
Предварительные итоги 2010 года
Несмотря на то, что более или менее полноценная 3G связь появилась в России относительно недавно (в 2009-2010 гг.) и в настоящее время покрывает далеко не всю территорию страны, в преддверии наступления нового года нам представляется вполне логичным подвести первые итоги и дать общую оценку состояния телекоммуникационного сектора в условиях эры 3G-связи. Сейчас практически все крупные российские операторы сотовой связи развивают услуги связи в формате 3G, но от традиционных голосовых услуг в формате 2G отказываться не спешат, поскольку именно последние формируют (как, например, в случае с МТС) основу их бизнеса. На услуги 2G приходится более 80% выручки. На услуги фиксированной связи, напротив - менее 15%, тогда как остальное распределяется между прочими направлениями деятельности, центральное место среди которых занимают продажи сотовых телефонов. И подобная структура доходов примерно одинакова для всех крупнейших игроков российского сотового рынка.
Оценка текущей ситуации с 3G-связью
Основным отличием сетей 3G от традиционных сетей 2G является то, что эти технологии позволяют осуществлять передачу данных на достаточно высоких скоростях, до 10 Мбит/сек. Это, в свою очередь, делает возможным развитие принципиально других типов услуг (отличных от традиционных голосовых сервисов), основными из которых следует признать высокоскоростной мобильный доступ в Интернет, видеотелефонию и мобильное телевидение. Собственно говоря, изначально сети 3G планировались и строились преимущественно для того, чтобы создать пользователям полноценную альтернативу проводному ШПД. Как отмечалось, полномасштабная реализация проектов по развертыванию федеральных 3G сетей ведется крупнейшими российскими операторами связи относительно недавно, и на текущий момент далеко не вся территория страны охвачена этими сетями. Несмотря на это, многие игроки уже задумываются о том, окупятся ли их капиталовложения и есть ли вообще смысл продолжать работу на данном направлении. Причина этих сомнений достаточна очевидна: на пятки сетям 3G наступают сети нового поколения, работа в которых может обеспечить передачу данных на скоростях до 100 Мбит/сек, а совсем недавно появилась информация о том, что британская компания Plasma Antennas создала специальную плазменную передающую антенну, которая позволяет кардинальным образом ускорить беспроводную связь. Так, изобретатели заявляют о том, что новая антенна позволит увеличить скорость передачи данных в десятки раз по сравнению с технологией Wi-Max.
Во главе угла - рентабельность и окупаемость
По имеющейся у нас информации, инвестиции в создание федеральной 3G-сети могут достигать нескольких сотен миллионов долларов только для одного оператора, в зависимости от наличия или отсутствия у них сетей предыдущего поколения, целевого охвата и плотности покрытия. Далеко не каждая телекоммуникационная компания в состоянии позволить себе такие расходы, поэтому о более или менее полноценных сетях может идти речь только в случае с операторами «большой тройки», «Скай Линк» и, пожалуй, объединенного «Ростелекома». Но и для них обозначенные суммы – отнюдь не маленькие деньги. В этой связи возникает вполне правомерный вопрос: есть ли смысл в огромных инвестициях в технологии, которые уже сейчас не являются самыми передовыми и чье будущее представляется довольно туманным.
|
На текущем этапе реальной альтернативы 3G-связи пока что нет. Действительно, операторы тестируют сети четвертого поколения, но об их коммерческом запуске не может быть и речи, поскольку выделенных для этого частот у компаний нет, а для решения вопроса с частотами необходимо дождаться хотя бы предварительного ответа от государства |
|
Более того, мы уже говорили о том, что порядка 80% выручки крупнейших операторов приходится на голосовые услуги, оказываемые в сетях 2G, а роль 3G-услуг в выручке весьма невелика: они генерируют всего 10-15%. Столь низкий результат имеет место, несмотря даже на быстрый рост абонентской базы ШПД: выручка растет, но непропорционально медленнее количества абонентов. Причиной этого феномена следует признать то, что в погоне за дополнительными абонентами операторы злоупотребляют безлимитными и условно-безлимитными тарифами, результатом чего является колоссальный рост пропускаемого ими трафика на фоне весьма слабого повышения выручки (первой из компаний «большой тройки» с этой проблемой столкнулся «Вымпелком», показатель APPM которого стремительно снижался на протяжении всего 2009 г.). С учетом изложенного, в общем и целом рентабельность и окупаемость вложений в технологии 3G отнюдь не очевидны.
Технологии 3G: за и против
Попробуем разобраться, что приобретают и что теряют те операторы связи, которые делают сознательный (или бессознательный) выбор в пользу технологий 4G (мы считаем, что на текущем этапе имеется всего две наиболее реальные альтернативы: 3G и 4G; те операторы, которые не стремятся ни к тем, ни к другим технологиям, обречены на уход с рынка вообще или, в лучшем случае, на второстепенные рыночные позиции и, как следствие, финансовые проблемы). В числе основных потерь вследствие отказа от сетей 4G следует признать отсутствие новых технологий и возможности оказывать современные услуги населению, что приведет к отсутствию роста (или даже сокращению абонентской базы), что, в свою очередь, может привести к финансовым проблемам.
|
Наличие в стране сетей четвертого поколения вряд ли приведет к мгновенному исчезновению сетей 3G. Мы полагаем, что они будут существовать параллельно, будучи ориентированными на разные целевые аудитории пользователей. Мы не исключаем, что сети третьего и четвертого поколений будут взаимозаменяемы, то есть трафик будет автоматически беспрепятственно мигрировать из сетей одного типа в другие и наоборот |
|
В то же время, к числу плюсов можно отнести существенную экономию финансовых, трудовых и временных ресурсов (что касается необходимых денежных затрат, то экспертные оценки исходят из того, что развертывание полноценной федеральной 4G сети в расчете на одного оператора может стоить до $5 млрд, при этом наличие у него нормально функционирующей 3G-сети способно сократить эти издержки примерно вдвое). Однако мелкие и средние по размеру компании зачастую отказываются от новых технологий связи далеко не по доброй воле, а вследствие банального отсутствия необходимых ресурсов, что, тем не менее, для них ничего, по сути, не меняет. Справедливости ради отметим, что есть еще одно преимущество, связанное с отказом от развертывания сетей нового поколения, которое, по большому счету, сводится все к той же денежной экономии. Речь здесь идет о возможности появления на рынке в обозримом будущем принципиально новых технологий связи, значительно превосходящих возможности современных коммерческих сетей 4G. А учитывая значительно ускорение технологического прогресса в последние годы, исключать вероятность реализации этого сценария никак нельзя.
Лучшая стратегия развития – ориентация на лидеров отрасли
Итак, на сегодняшний день российские операторы связи оказались на распутье: им не совсем понятно, какая же все-таки стратегия развития окажется верной. В подобных условиях существует весьма распространенное и довольно действенное правило: мелкие и средние по размеру игроки рынка имеют обыкновение ориентироваться на лидеров отрасли и перенимать их стратегию действий. Однако данный случай является весьма не стандартным, поскольку даже сами операторы «большой тройки» заявляют о том, что у них нет четкого понимания того, что им следует делать. А пока они запускают сети 4G в тестовом режиме и оценивают результаты этой работы. В глобальном плане складывается впечатление, что крупнейшие игроки просто предпочитают занимать выжидательную позицию, обращая внимание на действия их зарубежных коллег, действия российских властей (в т.ч. в отношении конверсии и распределения необходимых радиочастот), а также своих конкурентов.
Перспективы дальнейшего развития 3G-связи
На текущем этапе достаточно сложно дать какой-либо определенный прогноз относительно будущего направления развития российского телекоммуникационного рынка, также как сложно в точности спрогнозировать результаты научно-технического прогресса. В этой связи вопрос относительно будущего 3G-связи в России представляется нам скорее риторическим, нежели практическим. Вполне реализуемым мы считаем такой сценарий развития отрасли, при котором сети 3G и 4G будут мирно сосуществовать, также как сейчас сосуществуют сети 2G и 3G. Косвенным указанием на то, что лидеры российской телекоммуникационной отрасли не собираются вовсе отказываться от сетей 3G, является то, что совсем недавно они заявили о своем намерении осуществить многомиллионные капиталовложения в модернизацию этих сетей, что имеет целью значительное ускорение передачи информации по сетям и, как результат, повышение качества оказываемых услуг. Мы считаем подход операторов «большой тройки» к этому вопросу вполне взвешенным: действительно, полностью отказываться от 3G-связи сейчас не время. У нас имеется, по крайней мере, два довода в пользу этой точки зрения.
Во-первых, на текущем этапе реальной альтернативы 3G-связи пока что нет. Действительно, операторы тестируют сети четвертого поколения, но об их коммерческом запуске не может быть и речи, поскольку выделенных для этого частот у компаний нет, а для решения вопроса с частотами необходимо дождаться хотя бы предварительного ответа от государства (пока позиция властей в отношении того, могут ли частоты быть конвертированы вообще и кто должен финансировать эту конверсию, не до конца сформулирована). Что касается второй стороны на телекоммуникационной рынке, пользователей, то на данный момент в России практически отсутствует необходимое для работы в подобных сетях оборудование. Пользователи, которые всего год назад приобщились к сетям третьего поколения, не смогут одномоментно перейти на стандарты связи 4G, будь то по финансовым причинам (представляется, что сетевое оборудование будет отнюдь не дешевым, даже если и будет собираться в Китае) или вследствие укоренения определенных привычек и инерционности мышления.
Во-вторых, как мы уже отмечали, даже наличие в стране сетей четвертого поколения вряд ли приведет к мгновенному исчезновению сетей 3G. Мы полагаем, что они будут существовать (по крайней мере, какое-то время) параллельно, будучи ориентированными на разные целевые аудитории пользователей. Например, уже сегодня многие наши сограждане приобретают сим-карты лишь для того, чтобы пользоваться услугами мобильного Интернета, тогда как другая категория пользователей (как правило, старшее поколение) пользуется сим-картами исключительно для голосовых вызовов, тогда как дополнительные услуги (sms, mms, wap и проч.) им остаются неведомы вовсе. Кроме того, мы не исключаем, что сети третьего и четвертого поколений будут взаимозаменяемы, то есть трафик будет автоматически беспрепятственно мигрировать из сетей одного типа в другие и наоборот.