7 декабря '10

Новое лицо московской связи


Ирина Скворцова

ИК "Атон", аналитик

 Кадровые перестановки в столичном телекоме

21 октября 2010 года Московская городская дума официально утвердила Сергея Собянина в должности мэра Москвы, заменив бессменного Юрия Лужкова, который возглавлял эту должность около 18 лет. Перестановки на таком уровне вполне закономерно окажут влияние на все сферы деятельности столицы и в частности на развитие московского рынка телекоммуникационных услуг.
 
Кадровые перестановки: причины, ожидания, возможные последствия
 
Одними из первых шагов нового мэра стало укрепление своей команды и появление новых лиц, в частности в рамках этого процесса в конце ноября был назначен новый руководитель департамента транспорта и связи Москвы Николай Годунов, в прошлом занимавший пост начальника управления Государственного автодорожного надзора по Саратовской области. Первоочередные задачи нового руководителя – разобраться с транспортной проблемой в столице, задачи связанные с телекоммуникационным рынком пока в первоочередных планах нового руководства не значатся.

 

 

 

 


Появление нового мэра и новых членов его команды не приведет к глобальному переделу рынка, крупные операторы, которые делили между собой рынок, так и продолжат активно развиваться. В лучшем случае рынок станет более конкурентным и прозрачным. Скорее может произойти новое распределение государственных средств

 
Регулированием деятельности компаний сектора занимаются такие ведомства как Федеральная Антимонопольная служба, регулированием тарифов занимается Федеральная служба по тарифам, за выдачу лицензий отвечает ГКРЧ.
В основной перечень же функций департамента связи и транспорта сходит выполнение функций государственного заказчика по разработке и реализации городских программ, функции главного распределителя бюджетных средств, контроль за соблюдением государственных стандартов и т.д. С учетом того, что рынок связи столицы сформирован, мы не ожидаем каких-либо существенных изменений в секторе.
В долгосрочной перспективе стоит реализация проектов  электронное правительство, электронная Россия, реализация федеральной целевой программы цифровое телевидение, но это скорее повлияет на распределение государственных денежным средств, 
 
Что есть московский телекоммуникационный рынок?
 
Москва – наиболее развитый регион по вопросам связи. Проникновение мобильный связи почти перешагнуло отметку 200 %, проникновение ШПД достигло 80%. На Москву приходится порядка 30% доли дохода от услуг связи от общей доли в России.
 
На столицу приходится 16% активных пользователей услуг мобильной связи в России, при этом проникновение почти достигло отметки 200% (Сен 2010). Эти данные говорят о том, что Москва является важным рынком для мобильных операторов, особенно если учесть что столица является сосредоточением крупных корпоративных клиентов.
На столицу приходится 22% абонентов услуг ШПД в России, при этом проникновение перешагнуло отметку 80% (Сен 2010). Столица значительно опережает по проникновению ШПД все остальные регионы, Москва является сосредоточение различных операторов (более 400).
Основные проблемы развития рынка связи в Москве
 
Московской рынок мобильной связи
Рынок мобильной связи на данный момент является сформированным
 
Источник: AC&M Consulting
 
Московский рынок мобильной связи (без учета «Скай Линк») фактически является олигопольным, полностью под властью операторов «большой тройки» . ФАС не единожды подозревала операторов в сговоре с целью завышения тарифов. Основная проблемы для рынка – нехватка свободных частот, это касается как GSM стандарта так и 4G (LTE). Московский частотный диапазон почти полностью занять военными. На Московский рынок давно пытается попасть Теле2, о в своих планах освоения Московского рынка заявлял «Связьинвест» (в рамках объединенного «Ростелекома»).
В данном аспекте московская власть вряд ли имеет какой-либо вес. Поэтому изменения текущей ситуации ждать не приходится.
 
Московский рынок фиксированной связи скорее более подвластен влиянию местных властей
 
Рынок фиксированной связи включает себя более 400 различных операторов фиксированной связи.
Основной игрок фиксированного рынка связи в Москве является компания МГТС, которой принадлежит доступ к последней миле и прямой доступ к Москвичам.
 
Московский рынок ШПД  (по доли абонентов, Сен 10)
Одна из основных проблем – цифровизация местной телефонной сети. МГТС заморозила часть работ в этом направлении из-за кризиса. В конце июля МГТС анонсировала планы полностью перейти на цифровую телефонную связь в Москве к концу 2013 г. Сейчас 1,8 млн абонентов находятся в аналоговом сегменте связи, 1,5 млн - в цифровом в коде «499» и 2,7 млн в коде «495». Вместе с модернизацией сети абоненты получат и возможность переадресации звонков, режим ожидания, мгновенный доступ и интернет и к цифровому телевидению.
 
 
Возможные последствия смены власти:
 
1)                 Сделает рынок фиксированной связи более доступным, поможет развиваться альтернативным операторам
2)                 Приведет к перераспределению бюджета города на телеком и IT проекты
3)                 Приведет к перераспределению госзаказов на оказание услуг связи
 
 
Влияние смены власти на основных игроков рынка
 
МГТС сейчас напрямую принадлежит АФК «Система». На наш взгляд отставка Юрия Лужкова не повлияет на национальный по своему масштабу бизнес «Системы». Бизнес «Системы» был связан с именем мэра Москвы лишь на заре своего становления, в 1990-е годы.

 

 

 

 


Московский рынок мобильной связи фактически является олигопольным. Основная проблема для рынка - нехватка свободных частот. Московский частотный диапазон почти полностью занят военными. В данном аспекте московская власть вряд ли имеет какой-либо вес. Поэтому изменения текущей ситуации ждать не приходится

 
По данным различных информационных источников, Президент «Системы» Владимир Евтушенков сейчас напрямую общается с высшими представителями федеральной власти – Президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным. Встреча руководства «Системы» с Владимиром Путиным в сентябре этого года касательно поддержки правительством сектора микроэлектроники – недавнее тому подтверждение.
Поддержка правительства распространяется не только на область микроэлектроники, но также и на планы компании по расширению своего телекоммуникационного бизнеса за пределы СНГ (например, в Индию), а также на создание интегрированной нефтяной компании на базе «Башнефти».
В подтверждение данного мнения можно назвать тот факт, что недавно дочерняя компания Системы – МТС в очередной раз выиграла тендер на поставку услуг передачи данных и мобильного широкополосного интернет-доступа депутатам и сотрудникам Государственной Думы РФ. МТС второй год подряд становится победителем конкурса на предоставление услуг передачи данных, проводимого Госдумой. МТС также является поставщиком голосовых услуг мобильной связи для Государственной Думы РФ в рамках трехлетнего соглашения, действующего до конца 2011 г.
Телекоммуникационные услуги в Москве полностью в частных руках. Даже основной игрок фиксированной связи МГТС перешел полностью во владение АФК «Система». Рынок мобильной связи контролируют операторы «большой тройки». В помощи или субсидировании государством данный сегмент не нуждается. Основная потребность – регулирование рынка в соответствии в реалиями рыночной экономики, что осуществляется скорее на федеральном уровне. Вспомним хотя бы пример с получением частот на 3G, Москва стала одним из последних городов, где операторам мобильной связи удалось «выбить» частоты у военных, но не без помощи главы государства (личному вмешательству президента Дмитрия Медведева).
Появление нового мэра и новых членов его команды не приведет к глобальному переделу рынка, крупные операторы, которые делили между собой рынок так и продолжат активно развиваться на рынке, возможно благодаря преференциям появиться возможность появления новых операторов, хотя это скорее мало вероятно с учетом того, что проникновение рынка уже достаточно высоко, в лучшем случае рынок станет более конкурентным и прозрачным.
Скорее может произойти передел и новое распределение государственных средств. Москва является главным бенифициаром государственного бюджета. Расходы российского бюджета на развитие связи и информатики по данным Росстата в 2009 году составило 49 млрд руб., при этом 45% было выделено из бюджетов субъектов. Размещение госзаказов на оказание услуг электросвязи по данным Росстата в 2009 году составило 27,2 млрд руб. в России, при этом 54% от этого (14,9 млрд руб.) пришлось на Москву, что составляет значительные средства.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов