7 декабря '10
Модернизация «Почты России» будет проводиться с учетом итальянского опыта
3 декабря в Сочи национальные почты России и Италии ФГУП «Почта России» и Poste Italiane, а также компания Elsag Datamat подписали соглашение о передаче российской почте инновационных технологий и внедрении новых услуг и решений итальянских коллег. В ближайшее время будут созданы российско-итальянские рабочие группы, которые проанализируют инновационные проекты и технологические решения Poste Italiane с целью оценки возможности их использования в российских условиях, с учетом текущей конъюнктуры российского рынка, российского законодательства и других особенностей.
Заключение соглашения национальных почтовых операторов стало продолжением российско-итальянского сотрудничества в этой сфере. Так, например, с итальянской компанией Elsag Datamat российский почтовый оператор сотрудничает еще с 2004 года, когда было подписано соглашения о создании в Подольске первого в России автоматизированного почтового сортировочного центра (АСЦ), через который проходит около 25% почтового обмена в России. В проект было вложено 55 млн евро. На текущий момент компания Elsag Datamat строит АСЦ в Ростовской области. Весной 2010 года между «Почтой России» и Poste Italiane была достигнута договоренность о создании совместной рабочей группы по развитию в России услуг гибридной почты и почтово-финансовых сервисов.
Опыт работы итальянской почты весьма эффективен и показателен. В частности Poste Italiane удалось повысить эффективность таких сфер как логистика. Не менее важной статьей дохода, чем оказание почтовых услуг итальянского почтового оператора является оказание различных финансовых и страховых услуг, а также госуслуг. С учетом планов по созданию в России Почтового банка, интересным представляется опыт функционирования такой структуры в Италии.
Отраслевые эксперты отмечают позитивность самого факта сотрудничества «Почты России» с итальянским партнером. Важным в этом контексте представляется успешный опыт итальянцев в тех целях, которые только предстоит решить в России. При этом обращается внимание на специфику российских условий, что может осложнить задачу внедрения итальянских технологий и решений в российских условиях. В первую очередь речь идет о различиях в масштабах деятельности и финансовых возможностях, и в частности технической оснащенности отделений. Однако некоторые аналитики обращают внимание на то, что опыт Poste Italiane далеко не самый успешный и имеет свои серьезные упущения.
В любом случае в экспертном сообществе присутствует убежденность в том, в деятельности «Почты России» наметилась позитивная тенденция, которая отражается в стремлении менеджмента национального оператора найти решения для оптимизации работы службы и возможности внедрения новых технологий.
Эксклюзивные комментарии:
Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»
«Заключение соглашения вполне вписывается в заявленную программу реформирования «Почты России». Итальянской компании удалось добиться увеличения доли выручки от сопутствующих высокомаржинальных услуг, создать на базе почтовых отделений почтовый банк и обеспечить возможность предоставления госуслуг посредством собственных филиалов. То есть, можно говорить о том, что итальянским партнерам удалось добиться тех целей, которые поставлены перед менеджментом «Почты России», и их опыт может помочь в реализации планов российскому ФГУПу. В то же время переоценивать потенциальную величину пользы от партнерства с итальянским почтовым операторам мы бы не спешили. Бизнес «Почты России» значительно более специфичен, нежели Poste Italiane, в силу огромных территорий покрытия и различий в материально-технологическом оснащении филиалов».
Анастасия Крылова, аналитик
Парк.РУ
«Стремление «Почты России» к модернизации безусловно похвально, однако хотелось бы обратить внимание на достаточно низкое качество почтовых услуг в самой Италии. В частности, у аукциона eBay к почте Италии претензий даже больше чем к российской почте, итальянцы чаще теряют посылки и сроки доставки там иногда даже выше, чем в России. В то же время основными проблемами «Почты России» сейчас является низкая техническая оснащенность отделений, крайне низкие зарплаты сотрудников, недостаток квалифицированных кадров, и эту ситуацию нельзя исправить заимствованием инновационных технологий. Что касается инновационных технологий, то речь идет о технологиях сортировки и управления потоком корреспонденции, но хотелось бы снова обратить внимание, что в Италии эти технологии работают не очень успешно. Тем не менее, переход на новую техническую базу, если он будет осуществлен, пойдет российской почте на пользу, но возможно стоило заимствовать опыт и технологии тех почтовых служб, которые более эффективно выполняют свою работу. Еще одно направление развития, внедрение новых услуг, также весьма неоднозначно. Почтовые отделения на местах не справляются с нагрузкой из-за нехватки кадров, введение новых услуг будет означать еще большую загрузку, так что это стоит делать только после решения вопросов обеспечения техникой и персоналом всех почтовых отделений».