2 декабря '10
«Большая тройка» просит регуляторов согласовать свои действия
Операторы «большой тройки» обратились к регуляторам отрасли, в том числе к ФАС и Минкомсвязи с просьбой обратить внимание на большое количество проверок и отсутствия необходимости в таком внимании к их деятельности. Крупнейшие игроки рынка выступили с предложением разграничить полномочия различных ведомств, занимающихся регуляторикой отрасли.
Сотовые операторы уверены, что наделение регуляторов четкими контрольными функциями позволит исключить их дублирование. Сейчас, как известно, Роспотребнадзор, Роскомнадзор и ФАС имеют полномочия на проведение одинаковых проверок по соблюдению прав абонентов. Операторы считают логичным, если, например, ФАС сосредоточиться на делах, связанных с конкурентной средой на рынке, Роспотребнадзор займется непосредственно вопросами нарушения прав отдельных потребителей, а Роскомнадзор будет следить за соблюдением законодательства в сфере технологий, стандартов и межоператорского взаимодействия.
Отраслевые эксперты отмечают, что тенденция усиления административного контроля деятельности сотовых операторов действительно имеет место быть. По мнению аналитиков «большая тройка» рассчитывает обратить внимание на существующую проблему и спровоцировать диалог госорганов с целью обсуждения и поиска оптимального варианта процесса госрегулирования отрасли. По мнению профессионалов, ставку операторы делают именно на поддержку потребительского сообщества. При этом эксперты выражают уверенность в том, что рассчитывать на отказ регуляторов от своих прямых полномочий, предоставленных законодательством, не приходится.
В целом в экспертной среде присутствует весьма пессимистичное настроение относительно того, что обращение операторов «большой тройки» сможет существенно повлиять на ситуацию в отрасли и в частности снизить административный контроль. Кроме того, отмечается, что действия операторов может быть чревато для них репутационными рисками. Однако необходимость оптимизации деятельности госорганов вопросов в экспертной среде не вызывает. Но по самым оптимистичным прогнозам, если предложение «большой тройки» все-таки будет услышано, в ближайшей перспективе каких-либо изменений ожидать не следует.
Эксклюзивные комментарии:
Александра Васюхнова, руководитель группы по инновационным проектам
юридическая компания «Вегас-Лекс»
«В последнее время очевидно усилился объем новостей, касающихся дополнительных проверок, разбирательств в отношении деятельности операторов «большой тройки». Помимо подобных «внеплановых» мероприятий, очевидно, что операторы предоставляют текущую отчетность в рамках регулярного контроля их деятельности значительному количеству лиц. Помимо прочего, информация о деятельности операторов «большой тройки» в принципе раскрывается в существенном объеме. По-видимому, операторы стремятся минимизировать неожиданные инициативы и проверки со стороны государственных органов, вносящие постоянное напряжение в текущую хозяйственную деятельность. Идеальным результатом обращения операторов следовало бы считать диалог ведомств (возможно, проведение нескольких согласительных совещаний) и выработку единого мнения по поводу мер государственного регулирования и контроля деятельности операторов подвижной радиотелефонной связи. Разумеется, ведомства не откажутся от своих прямых полномочий, предоставленных законодательством (как-то контроль за состоянием конкуренции со стороны ФАС России или защита интересов потребителей со стороны Роспотребнадзора). В то же время известно, что по поводу государственного регулирования тарифов на подвижную радиотелефонную связь, присвоения статуса существенного оператора мнения регуляторов различны. Возможен и более традиционный вариант развития событий: ссылка в ответ на обращение операторов каждым конкретным регулятором на объем своих полномочий, закрепленный в соответствующих нормативных актах, с указанием на то, что деятельность осуществляется исключительно в пределах, определенных законом. В случае если хозяйствующих субъект имеет основания полагать какие-либо действия или бездействие государственных органов не соответствующими законодательству, он вправе воспользоваться судебными инструментами защиты».
Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»
«Обычно публичные заявления игроков рынка mass b2c, адресованные регуляторам, делаются в расчете на поддержку потребительского сообщества. Поскольку данный фактор в силу развития коммуникаций приобретает все большее и большее значение, и активно используется для решения корпоративных вопросов. Рассматриваемая же тема явно выбивается из контекста социально-значимых запросов бизнеса. Понятно, что все темы, связанные с изменением порядка защиты прав потребителей, носят деликатный характер, и требуют таких же решений. Ожидать реакции регуляторов по столь масштабным запросам не целесообразно, поскольку преодоление проблемы требует длительной и скрупулезной работы на ином уровне. А вот репутационные риски, возникающие в свете общей усталости потребительского сообщества от доминирования ограниченного количества рыночных игроков, никто не отменял. Очевидно, что заявления такого рода не были согласованы с департаментами по связям с общественностью. Операторы никогда не добьются полного разграничения компетенций проверяющих органов. Этого в равной степени желают все игроки сегмента mass b2c и в развитых государствах. В России такая ситуация пока трудно достижима, если подобные сложности возникают и в экономиках с более развитыми системами регулирования. Однако, решая такие вопросы, следует внимательно выбирать средства, применение которых чревато репутационными рисками».
Сергей Горбачев, адвокат, управляющий партнер
Московская коллегия адвокатов «Легис Групп»
«Я полагаю, что операторы «большой тройки», так же, как и представители бизнеса в целом, в определенной степени страдают от излишней активности довольно большого количества проверяющих инстанций. В случае, если их призыв найдет отклик, стоит ожидать упорядочивания прав и возможностей органов контроля и надзора, что, кроме всего прочего и оптимизирует работу самих проверяющих органов, поскольку сможет перераспределить и устранить дублирование некоторых функций. Конечно, было бы хорошо, если инициатива была одобрена и со стороны государства были предприняты конкретные шаги к подобному упорядочиванию, тем более, что это поможет и другим бизнес-структурам, но, как показывает опыт, государство пока не готово реагировать на подобные обращения оперативно, поэтому от момента обращения до момента возможной реализации может пройти достаточно большой период времени».