24 ноября '10

Инновации иннограда


Эльдар Вагабов

"Альфа-Банк", аналитик

 «Сколково» ищет своего «связиста» 

 
В середине этого года Дмитрий Медведев на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики дал поручение повысить уровень инновативности российской телекоммуникационной отрасли. Для решения этой и ряда смежных задач в настоящее время государство активно реализует проект общероссийского инновационного центра «Сколково», который, как предполагается, должен стимулировать развитие прикладной науки в стране, способствовать росту промышленного производства и притоку иностранных инвестиций. Понятно, что успешная реализация всех задумок в отношении проекта «Сколково» окажет благотворное влияние на все без исключения сектора российской экономики, в том числе и телекоммуникации. Однако для обеспечения жизнеспособности проекта он сам нуждается в элементарной инфраструктуре, включая обеспечение качественными услугами связи. С учетом значимости и масштабности «Сколково», последний вопрос представляется нам немаловажным, и подходить к нему, как мы считаем, необходимо сознательно и во всей ответственностью, зная, что от этого в определенной степени зависит будущее огромной страны и ее многомиллионного населения.
 
Без гостендера – никуда
 
Как и при реализации любого другого государственного проекта, решение вопроса относительно того, кто именно будет оказывать услуги связи для «Сколково», изначально пошло в направлении организации тендера. Известно, что до конца года должен завершиться тендер, в результате которого станет понятно, кто будет обеспечивать проводную и беспроводную связь в российской «кремниевой долине». На роль операторов «Сколково» претендуют МТС, «Мегафон» и государственный «Ростелеком» (хотя окончательный список претендентов будет составлен только к концу этого года), то есть практически все крупнейшие игроки российского телекоммуникационного рынка. Технические детали сотрудничества пока не известны широкой общественности (возможно, они еще находятся на стадии проработки), но саму суть чиновники все же озвучили. В начале следующего года управляющая компания Фонд «Сколково» в партнерстве с победителем тендерного конкурса (возможно, их будет несколько – в зависимости от объема и сложности предстоящих работ) займется вопросом покрытия всей территории иннограда услугами проводного и беспроводного широкополосного доступа в интернет (ШПД). Потенциальные участники проекта не исключают также возможность запуска тестовой зоны LTE.

 

 

 

 


Учитывая капиталоемкость новых технологий связи  и присущие новой технологии риски, в одиночку бизнесу будет достаточно проблематично обеспечить переход страны на новые стандарты связи. И здесь ему на помощь приходит государство. Прежде чем вступать в столь рискованые проекты, они должны пройти предварительную апробацию, чему и может поспособствовать реализация сколковского проекта   

 
На наш взгляд, предварительный состав участников будущего тендерного конкурса вполне очевиден – качественные услуги связи в рамках столь масштабного проекта в сжатые сроки и по разумным ценам могут оказать лишь крупные компании, имеющие в своем распоряжении всю необходимую инфраструктуру, и чьи бюджеты позволяют разрабатывать комплексные решения под каждого конкретного заказчика индивидуально. Помимо этого, неоспоримым преимуществом крупнейших игроков является наличие у них мощного административного ресурса и доступа в высшие эшелоны власти, что позволяет быстро и с гарантией решать очень многие вопросы в свою пользу. Не сказать, что сюрпризом, но некой неожиданностью для нас стал тот факт, что в числе выразивших свою готовность участвовать в проекте не оказалось компании «Вымпелком», больше известной в России под брендом «Билайн». Однако, с учетом того акцента, который в настоящее время компания делает на развитии международного бизнеса, это представляется весьма логичным: концентрация усилий одновременно на двух направлениях вряд ли будет способствовать успеху в обоих из них. Сказав это, мы не исключаем, однако, возможность того, что позже, уже на этапе реализации проекта, к нему могут подключиться и более мелкие операторы связи, в т.ч. и те, что так или иначе аффилиированы с государством (без этого в стране не обходится, наверное, ни один «перспективный» гостендер).
 
А победители все те же…
 
Принимая во внимание сложившуюся практику определения результатов тендерных конкурсов, мы полагаем, что определяющими условиями, по результатам которых будет выявляться победитель (победители), являются способность соблюдения сроков и цена вопроса. Как отмечалось, крупные операторы связи располагают весьма значительными финансовыми ресурсами, что позволяет им искусственно регулировать маржинальность своих проектов. Здесь имеется в виду, прежде всего, наличие у них возможности устанавливать сравнительно невысокие цены на ряд своих услуг, не боясь опуститься ниже уровня нулевой рентабельности, поскольку другие, более маржинальные, услуги могут помочь им выровнять этот дисбаланс.
В проведении тендерных конкурсов не является необходимым (но все же принимается в расчет) наличие у конкурсантов релевантного опыта. И в этом отношении крупнейшие игроки рынка имеют преимущество над всеми остальными: наличие большого количества разнообразных проектов (в т.ч. международных) может по праву быть приравнено к наличию большого опыта. Напомним, что на текущем этапе в другом государственном проекте, «Сочи-2014», активное участие принимают «Ростелеком» и «Мегафон». Первый из них обеспечивает проводной ШПД, а второй на основе созданной партнером инфраструктуры обеспечивает беспроводную связь.

 

 

 

 


Отсутствие опыта в реализации подобных проектов, высокие издержки, а также возможные просчеты в стратегии могут привести в конечном итоге к чистым финансовым затратам на фоне абсолютного отсутствия конечных результатов  - коммерчески жизнеспособных идей, которые по сути должны стать локомотивом экономического развития

 
И наконец, возвращаясь к уже затронутой теме «нужных связей», мы отмечаем, что не в последнюю очередь будут учитываться и они. И здесь наряду с обозначенными компаниями могут всплыть более мелкие, но менее наделенные правом доступа в высокие кабинеты. Неплохим, на наш взгляд, примером является аналогия с опытом недавнего прошлого при распределении частот для сетей 4G, когда мало кому известная компания «Основа телеком» (структура Министерства обороны) стала по сути чуть ли не единственной причиной того, что силовое ведомство отказало «Ростелекому» в согласовании документов, необходимых для получения частот. Мы не беремся утверждать, что и в этот раз что-то подобное повторится, но полностью исключать возможность этого не будем.
 
Госпроекты не так уж и прибыльны
 
Учитывая интерес ведущих российских компаний связи к различного рода формам сотрудничества с государством (в данном случае речь идет о совместной реализации конкретного проекта), у сторонних наблюдателей может сложиться впечатление, что для телекоммуникационных компаний они являются «золотым дном»: крупные масштабы, относительно «непыльная» работа и возможность участия в разделе бюджетных средств (включая различные «серые схемы»). На самом деле это не совсем так. С одной стороны, все перечисленное, действительно, имеет место. С другой стороны, как показывает практика, компании не так уж и обогащаются, как могло бы показаться на первый взгляд. Причина этого заключается в том, объемы работ, хоть и большие, но ограничены, а цены, как правило, фиксируются заранее и вряд ли могут быть пересмотрены уже в процессе реализации проекта. Напротив, когда речь идет о чисто коммерческих проектах, круг потенциальных пользователей предоставляемых услуг куда шире, а цены не столь жестко регламентированы (даже несмотря на то, что цены на услуги связи в последнее время обращают на себя все большее внимание регулирующих и правоохранительных органов). Как результат, проекты частно-государственного сотрудничества оказываются менее эффективными с точки зрения рентабельности, а зачастую и просто убыточными для частного бизнеса, поскольку нередко компании еще и платят немалые деньги за право участвовать в их реализации.
В этой связи возникает вполне закономерный вопрос: зачем тогда компании участвуют в госпроектах? Мы полагаем, что в ряде случаев основной мотивацией являются не деньги, а возможность неплохо «засветиться». Подобные проекты являются не коммерческими, а исключительно имиджевыми. Реклама, известность, приобретенные связи во властных структурах – вот все то, на что рассчитывают участники госпрограмм. А уже с их помощью поиск партнеров по бизнесу (в т.ч. иностранных) и заключение коммерческих контрактов с ними становятся относительно несложной задачей.
Если говорить о реализации проекта в «Сколково», то нам представляется, что от сотрудничества государства с частным бизнесом выиграют абсолютно все заинтересованные стороны: частные компании получат те «блага», о которых речь шла выше, чиновники смогут отчитаться перед вышестоящим руководством об успешном окончании нацпроекта, а общество получит новые технологии, которые будут разрабатываться в иннограде, инновации и инвестиции в различные сектора экономики, что, как мы полагаем, будет способствовать росту ВВП и качества жизни в стране. В частности, как отмечалось, проект предусматривает развертывание в тестовом режиме сетей нового поколения (LTE), позволяющих осуществлять передачу данных на большие расстояния с максимальной скоростью, на порядок превышающей пиковую скорость в сетях 3G. Учитывая капиталоемкость новых технологий связи (суммарные инвестиции компаний «большой тройки» в сети 4G оцениваются в несколько миллиардов долларов) и присущие новой технологии риски, мы полагаем, что в одиночку бизнесу будет довольно проблематично обеспечить переход страны на новые стандарты связи. И здесь ему на помощь приходит государство. Мы не будем оригинальны, если скажем, что для наиболее эффективной реализации крупных инфраструктурных проектов бизнесу просто необходима государственная поддержка, в частности, в рамках частно-государственного партнерства. А прежде чем вступать в столь рисковые проекты, они должны пройти предварительную апробацию, чему и может поспособствовать реализация сколковского проекта. Что касается возможности создания тестовой зоны LTE в «Сколково», то мы нисколько в этом не сомневаемся. Однако будет это весьма непросто: сложная процедура выдачи лицензий и частот, необходимость высоких инвестиций и ограниченность сроков делают реализацию этой идеи в кратчайшие сроки относительно проблематичной.
Мы всецело приветствуем инициативу Правительства России по созданию первого в истории страны иннограда, который должен создать все условия, необходимые для комфортного сосуществования науки и бизнеса. Однако отсутствие опыта в реализации подобных проектов, высокие издержки, а также возможные просчеты в стратегии могут привести в конечном итоге к чистым финансовым затратам на фоне абсолютного отсутствия конечных результатов – коммерчески жизнеспособных идей, которые по сути должны стать локомотивом экономического развития. Тем не менее, мы сохраняем оптимистичный настрой и считаем, что изменения, происходящие в нашей стране в последнее время, свидетельствуют о серьезном настрое властей четко придерживаться заданного курса. Поскольку и желание, и ресурсы есть, шансы на успех достаточно велики.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов