22 ноября '10

РЖД выходит на связь?


Виталий Солонин

J'son & Partners, руководитель департамента беспроводных технологий

«Транстелеком» просит частоты для строительства сетей LTE

Появился новый претендент на получение частот для LTE – «Российские железные дороги» в лице ее «дочки» ЗАО «Компания «Транстелеком». Однако из-за острой негативной реакции телекоммуникационного сообщества и СМИ, наличия противостоящих лоббистских сил, вероятность внеконкурсной передачи частот этому оператору невысока, несмотря на мощный административный ресурс. 

На прошлой неделе несколько СМИ распространили информацию о том, что ОАО «РЖД» заявили о своем намерении побороться за LTE. Президент железнодорожной монополии Владимир Якунинпопросил премьера Владимира Путинавыделить дочерней компании магистральному оператору «Компания «Транстелеком» (ТТК)частоты для строительства сетей LTE. Этот стандарт нужен ТТК для создания конвергентной сети связи, объединяющей проводные волоконно-оптические сети и беспроводные сети широкополосного доступа LTE. Такая сеть, по версии главы РЖД, необходима для внедрения на железных дорогах новых информационно-телекоммуникационных технологий, в частности, непрерывного мониторинга и видеонаблюдения за железнодорожным полотном, позволяющего предотвращать теракты. Г-н Якунин попросил премьера помочь получить частоты в диапазонах 790-862 МГц и 2,5-2,7 ГГц с минимальной шириной полосы в 40 МГц во всех регионах России. По данным газеты «Ведомости», премьер дал Минкомсвязи поручение«рассмотреть возможность создания сети LTE на территории РФ» и в настоящее время на это поручение готовится ответ в правительство.

Шансы и ресурсы

ЗАО «Компания Транстелеком» (торговая марка «Компания ТТК») эксплуатирует мощную (по пропускной способности 80-530 Гбит/с) волоконно-оптическую сеть связи протяженностью более 53 тыс. км. Магистральная сеть ТТК доведена до всех российских городов, где в ближайшей и среднесрочной перспективе рентабельно вводить сети беспроводного ШПД. Это является серьезным конкурентным преимуществом при внедрении сетей LTE, требующих значительных ресурсов магистральных сетей, при сохранении относительно высокой стоимости аренды линий у сторонних компаний. TTK занимает около трети российского рынка аренды междугородных каналов и более четверти рынка магистрального Интернета. Сети LTE помогут оператору решить проблему «последней мили» доступа к Интернету для массового потребителя услуги. В отличие от других кандидатов на внеконкурсное получение частот («Основа телеком» и «Русэнерготелеком»), ТТК является одним из крупнейших участников телекоммуникационного рынка России.

 

 

 

 


Административный ресурс РЖД достаточно мощный, и поэтому вероятность «адаптации» конкурсных условий под ТТК также достаточно высока. Не исключено, что сеть будет позиционироваться как сеть «двойного» назначения - как технологическая и коммерческая в одном лице

 
С другой стороны, у компании нет опыта по внедрению сетей радиодоступа и готовых сайтов для размещения базовых станций. Фактически нет транспортных сетей ТТК внутри самих городов, потому для того, чтобы построить в России федеральную сеть LTE, компании все равно придется вложить миллиарды долларов.
Казалось бы, с точки зрения административного ресурса шансы получить частоты для LTEу железнодорожников весьма высоки. Это связано, в первую очередь с тем, что президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин достаточно близок к премьеру Владимиру Путину и, по-видимому, пользуется его поддержкой. Однако на практике, из-за негативной реакции рынка на получение частот вне конкурса и наличия сильного лоббистского ресурса у акционеров «большой тройки», частоты вряд ли будет переданы РДЖ и ее «дочке» ТТК «волевым решением». Как обещает замминистра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер, ограниченный частотный ресурс для LTE будет распределяться в установленном законом порядке, то есть на конкурсах.
Создание «с нуля» общероссийского оператора LTE – крайне затратный процесс, и руководство страны это понимает, в связи с чем такие идеи до сих пор не получали поддержки. Например, у министерства экономики и Росавтодора когда-то была идея строительства федеральных магистральных операторов, но этот проект так и оказался на бумаге.

Реакция рынка

Появление нового кандидата на внеконкурсное получение частот LTEможет спровоцировать новую волну возмущений телекоммуникационного сообщества, которое призывает к «прозрачным» конкурсам и равным условиям для всех игроков. С просьбами к высшему руководству страны о внеконкурсном выделении частот обращались подведомственная Минобороны «Основа телеком» и «Русэнерготелеком», совместное предприятие «Ростелекома» (25%) и группы ЕСН (75%). «Большая тройка» сотовых операторов отреагировала на эти притязания возмущенными письмами премьеру и президенту. Операторов поддержал глава комитета по внешним связям палаты представителей конгресса США Говард Берман (Howard Berman), который выразил свою обеспокоенность ситуацией в письме председателю комитета Госдумы по международным делам. В результате решения о внеконкурсной передаче частот компаниям были отложены на неопределенный срок.
До сих пор российский регулятор не выработал правила игры на поле LTE, не выделил под эту технологию соответствующий частотный ресурс и не закрепил на законодательном уровне принцип технологической нейтральности. Компания «Скартел» (торговая марка Yota), выразила намерение развивать сети LTEна частотах, выделенных под WiMAX, и даже построила тестовую сеть в Казани. Однако по требованию регулятора базовые станции LTEбыли отключены.  В октябре Генеральная прокуратура РФ начала проверку информации о якобы имевших место нарушениях со стороны Минкомсвязи и Роскомнадзора при распределении радиочастот под LTE.

Возможный сценарий

Если предположить, что частоты для LTE«Транстелекомом» все же будут получены (вероятнее всего, по конкурсу), строительство сетей обойдется в миллиарды долларов, а инвестировать в развитие сети, скорее всего, придется государству. Сроки, определенные правительством на расчистку частотного спектра под LTE, составляют около трех-четырех лет, а инвестиции – порядка $2 млрд.
Если же ТТК попытается использовать полученный частотный ресурс до проведения конверсии, то не исключено повторение сценария с «Ростелекомом». Недавно Минобороны отказалось согласовывать присвоение частот этому оператору в диапазоне 2,3-2,4 ГГц, которые тот получил в начале 2010 года по конкурсу. Есть предположения, что ведомство, чья резолюция необходима для внедрения радиооборудования, пытается застолбить их за собой, точнее для «своих» операторов «Воентелеком» и «Основа телеком».

 

 

 

 


До принятия кардинального решения о переходе России при распределнии частот от конкурсов к аукционам, ситуация с распределением дефицитного частотного ресурса будет носить характер борьбы ведомственных интересов и лоббистских сил. При этом, пожалуй, одним из самых главных факторов успеха будет сила административного ресурса 

 
Не исключено, что нездоровая ситуация вокруг частот для LTE вызовет определенное раздражение не только участников телекоммуникационного рынка, претендующих на данный ресурс, но и у высшего руководства страны. В то время как в ряде стран, включая некоторые страны СНГ, коммерческие сети LTEуже работают (в Швеции – почти год), Россия никак не может разобраться как с частотами, необходимыми для внедрения новой технологии, так и с наиболее достойными кандидатами на их получение. В результате президент и премьер, скорее всего, активизируют Минкомсвязи выработать единые и прозрачные конкурсные условия, по которым частоты достанутся наиболее перспективным игрокам. Вполне вероятно, что в среднесрочной перспективе Россия войдет в число стран, где частоты разыгрываются на аукционе.
При этом наиболее сложным вопросом является сохраняющийся дефицит частотного ресурса. Для решения этой проблемы, в частности, необходимо провести расчистку «цифрового дивиденда» (частоты в диапазоне 790 – 860 МГц) и разрешить использовать под LTE частоты для сотовой связи GSM/UMTS и беспроводного телевидения (MMDS). Поэтому в ближайшее время можно ожидать усиления активности и в этих направлениях.
Впрочем, эти процессы уже запущены. Так, к 15 декабря этого года Минкомсвязи по поручению премьер-министра России Владимира Путина должно представить в правительство предложения по оптимизации частотного спектра, в частности, о возможности строительства совмещенных сетей GSM/LTE и GSM/UMTS.

Прогноз развития ситуации

Итак, наиболее вероятный прогноз развития ситуации с выдачей частот LTE в ближайшей перспективе – выдача их по конкурсу. При этом основной вопрос будет связан с конкурсными условиями – критериями, по которым будет принято решение о передаче частот той или иной компании. Как показывает практика, выбор компании зачастую предопределен, и в дальнейшем под будущего победителя разрабатываются соответствующие условия. Административный ресурс РЖД достаточно мощный, и поэтому вероятность «адаптации» конкурсных условий под ТТК также достаточно высока. Не исключено, что сеть будет позиционироваться как сеть «двойного» назначения – как технологическая и коммерческая в одном лице.
Известно, что РЖД не исключает в ближайшие 1-2 года продать 50% минус одна акция ТТК при сохранении в собственности ведомственной ВОЛС – основного и наиболее ценного ресурса. Очевидно, что участие компании в постройке сети LTE может повысить капитализацию оператора. Ключевой элемент его стратегии – выход на розничный рынок ШПД, и LTE-сети позволили бы ТТК существенно повысить привлекательность компании, показатели которой в последнее время вряд ли можно назвать удовлетворительными, в глазах потенциальных покупателей.
Например, выручка группы компаний ТТК от услуг связи сократилась на 5% к аналогичному периоду 2009 года, а операционная прибыль (OIBDA) за тот же период упала на 43%.
С другой стороны, в секторе розничных услуг по предоставлению широкополосного доступа в Интернет ТТК продолжал активно наращивать покрытие своих городских сетей и абонентскую базу. Так, за год количество частных абонентов компании увеличилось более чем в 3 раза. Таким образом, ТТК демонстрирует свою способность успешно работать в розничном сегменте. Отвоевать заметный «кусок» розничного рынка ШПД - задача практически неразрешимая за короткое время, однако, имея частоты для LTE, этот барьер может быть преодолен.
В целом, до принятия кардинального решения о переходе России при распределении частот от конкурсов к аукционам, ситуация с распределением дефицитного частотного ресурса будет носить характер борьбы ведомственных интересов и лоббистских сил. При этом, пожалуй, одним из самых главных факторов успеха будет сила административного ресурса.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов