10 ноября '10

Споры вокруг законопроекта «О почтовой связи»

Разработанный Минкомсвязи законопроект «О почтовой связи», который должен заменить действующий закон, принятый в середине июля 1999 г., вызвал много критики. Ожидалось, что в октябре проект закона поступит в Правительство, а в ноябре будет внесен на рассмотрение в ГД.
Среди ключевых моментов законопроекта отмечается появление отдельных глав, посвященных «универсальным услугам почтовой связи» и «услугам специальной связи», а также международному сотрудничеству в области почтовой связи. В частности введено новое понятие «назначенный оператор почтовой связи» (уполномоченный исполнять международные обязательства РФ в области почтовой связи). Согласно документу таких операторов может быть несколько, что вызвало недовольство «Почты России», которая до этого единолично исполняла эти обязанности. Вводится понятие «универсальной почтовой услуги», которая подразумевает под собой пересылку незарегистрированных писем и почтовых карточек и будет оказываться по территории России по регулируемым государством тарифам. Операторы универсального обслуживания получают по законопроекту право предоставлять эти услуги на эксклюзивной основе, а также смогут совместно с кредитными организациями предоставлять банковские и финансовые услуги. В частности, речь идет об открытии банковских счетов, инкассации и др. «Универсальным операторам», которых определит Правительство, государство будет компенсировать убытки от оказания услуг. Фактически, исходя из условий, которым должен соответствовать такой оператор (из каждой точки городского поселения до отделения универсального оператора должно быть не более 5 км, а в каждом поселении должен стоять ящик для сбора писем) единственным претендентом на получение такого статуса является «Почты России». В документе снимается запрет на приватизацию имущества ФГУП «Почта России», что обеспечивает возможность акционирования предприятия и открывает возможность создания почтового банка.
Свои критические замечания к проекту высказала ФАС, которая настаивает на ограничении монополии ФГУП «Почта России» и требует, чтобы в проекте закона были прописаны положения, способствующие созданию более благоприятных условий для развития конкуренции на рынке почтовой связи. В качестве аргументов регулятор указывает на эксклюзивное право «Почты России» предоставлять услуги операторам дистанционной торговли, а также эксклюзивное право национального оператора на оказание универсальных почтовых услуг, в том числе рассылку писем и бандеролей. ФАС также выразила недовольство тем, что операторы, выполняющие часть почтовых функций, а именно прием, сортировку и обработку отправлений, использующие далее федеральную почтовую сеть, обязаны оплачивать услуги «Почты России» по тарифам на весь технологический цикл. Комментируя замечания ФАС, замминистра Н.Мардер заявил, что нельзя допустить, чтобы конкуренция поощрялась только на высокоприбыльных нишах. Как подчеркнул Мардер, альтернативных операторов интересуют в первую очередь дорогие отправления, в том числе зарубежные, а «Почта России» работает на всех направлениях, в том числе на убыточных, таких как, например, Москва-Магадан.
Ряд экспертов некоторые подвижки Минкомсвязи в сторону либерализации и ослабления монополии на отечественном рынке почтовой связи оценивают как весьма позитивную тенденцию, выражая убежденность в том, что конкуренция окажет благоприятное влияние на «Почту России». В экспертном сообществе, при оценке ситуации, сложившейся вокруг законопроекта Минкомсвязи, весьма лояльно относятся к позиции Н.Мардера, в том плане, что высокая конкуренция на рынке почтовой связи присутствует в первую очередь на рентабельных направлений, а «Почта России» фактически выполняет социальную функцию, обслуживая убыточные направления, поддерживая на них приемлемый уровень цен. Отмечается, что предложенный законопроект призван урегулировать существующую с точки зрения государства несправедливость. Аналитики отмечают, что для конечного потребителя законопроект Минкомсвязи вполне позитивен, с точки зрения сохранения возможности пользования доступными услугами почтовой связи, предоставляемыми «Почтой России».
Комментирую позицию ФАС по законопроекту Минкосвязи, эксперты отмечают ее полное соответствие прямым обязанностям регулятора. Однако о том, будут ли учтены все замечания ФАС в конечной редакции закона, утверждать не берутся.
 


Эксклюзивные комментарии:

Эдуард Бабанов, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Бабанов, Тарлыгин и партнеры»

«Ситуация с почтовой связью на сегодня выгладит следующим образом. Имеется ряд рентабельных направлений, на которых фактически складывается конкурентный рынок почтовых услуг, но конкуренты здесь сбивают цены основного монополиста – «Почты России». Также есть ряд малорентабельных направлений, на которые коммерческие операторы идут неохотно. Их вынуждена себе в убыток обслуживать «Почта России». Поднимать цены на таких направлениях нет смысла (жители села и отдаленных районов просто перестанут пользоваться почтой), более того это противоречит пропагандируемой в последнее время социальной политике государства. Однако за свой счет эту политику государство проводить не намерено. Необходимо на кого-то возложить расходы. Таким образом, родился обсуждаемый законопроект. Согласно проекту операторы универсального обслуживания (читай «Почта России») получат эксклюзивное право обслуживания «жирных» участков, устанавливая на них монопольно высокую цену, за это они будут обязаны также обслуживать и малорентабельные направления, теряя на них часть полученной сверхприбыли. Наверно, такое «дешевое» для государства решение проблемы почтовой связи, имеет право на существование. Только, как мне представляется, это обрекает нас еще на десятилетия существования той почты, на которой, несмотря скопившуюся очередь, почтальонша, не чувствуя себя никому обязанной, медленно, никуда не торопясь, принимает письма, которые затем также медленно доходят до адресата, если вообще доходят. ФАС, как ни удивительно, занял достаточно прогрессивную позицию. Однако сможет ли он ее отстоять, прогнозировать не берусь».



Наталья Иващенко, руководитель телекоммуникационной группы
Компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

«На сегодняшний день созрела необходимость в изменении Федерального закона «О почтовой связи». Между тем законопроект, разработанный в Минкомсвязи России, вызывает большое количество разногласий между различными государственными органами и «Почтой России». Законопроектом предлагается внести новые понятия: «назначенный оператор почтовой связи», «универсальные услуги почтовой связи», «отправления специальной связи», др. Некоторые положения вступают в противоречие с действующим законодательством (например, служба специальной связи уже существует в рамках ФСО). Определение других понятий влияет на конкуренцию на соответствующем рынке, а поэтому новые положения должны, по возможности, учитывать интересы всех лиц (и пользователей, и операторов, занимающихся или могущих заниматься оказанием почтовых услуг). Позиция ФАС заключается в том, что законопроект ограничивает конкуренцию и предполагает монополию «Почты России» в области оказания почтовых услуг. По моему мнению, негативное заключение ФАС на законопроект может стать основанием для его направления на доработку. Жесткая позиция ФАС может быть вызвана желанием увеличить конкуренцию на практически монополизированной рынке и допустить к оказанию почтовых услуг более широкий круг операторов. При этом необходимо помнить и об интересах пользователей, которые не всегда способны оплачивать дорогие услуги альтернативных операторов. Для «Почты России» хорошо то, что расширен перечень финансовых услуг, которые может осуществлять «Почта России» без получения лицензии на осуществление банковских операций. Также появляется возможность преобразования текущей организационно-правовой формы в виде ФГУП в открытое акционерное общество. Отток доходов может вызвать создание нескольких назначенных операторов, которые получат право оказывать услуги связи в области международных почтовых отправлений».



Юлия Тормагова, руководитель Коммерческой группы
юридическая фирма «Вегас-Лекс»

«Безусловно, регулятору может быть выгодно с точки зрения надзора за соблюдением законодательства наличие одного поставщика услуг в лице ФГУП «Почта России». Возможно, предложенные положения законопроекта обусловлены иными причинами. Вместе с тем, понятны и возражения ФАС России, не согласного с законодательным закреплением дальнейшей монополизацией рынка в этой сфере. Очевидно, что решение о внесении законопроекта в существующей редакции или его переработке будет решаться Правительством РФ по результатам рассмотрения разногласий всех заинтересованных министерств и ведомств, в том числе возражений ФАС и Федеральной службы охраны. ФАС России выполняет свои задачи в рамках профильного закона «О защите конкуренции» и нормативных актов о Службе. Надо понимать, позиция ФАС России не уникальна в этом случае. Жесткость позиции ФАС России отмечается как при изменении его профильного законодательства, иного отраслевого законодательства, а также проверочных действиях, которые реализуются в рамках проводимой административной реформы и контроля за государственными закупками».



Павел Шинкаренко, управляющий партнер
юридическая компания «Сенешаль Нейман»

«Во-первых, желание министерства «обновить» почтовые процедуры и немного ослабить монополию на данном рынке уже похвально. Однако этого, по моему мнению, не достаточно. Я считаю, что «Почта России» должна иметь конкуренцию при международных почтовых отправлениях. Конечно, с точки зрения рынка электронной торговли данное обстоятельство может иметь два последствия: упрощение экспорта товаров, реализуемых через интернет-магазины и приход крупных международных (транснациональных) магазинов на российский рынок. Не секрет, что многие крупные международные интернет-магазины не осуществляют доставку в Россию, одной из основных причин этому являются «проблемы» (качество, срок и цена) доставки. Такая позиция ФАС вполне оправдана, ведь данный орган и должен минимизировать монополии в нашей стране. Кроме того, если появление реальной конкуренции в сфере международных почтовых отправлений может неоднозначно сказаться на конкурентоспособности российских интернет-магазинов, то развитие конкуренции на внутреннем рынке почтовых отправлений способно принести только пользу, и не только интернет-магазинам и отрасли электронной коммерции, а и всем жителям нашей большой страны. Так что я только подниму две руки «за» пересмотр законопроекта в сторону уменьшения проявлений монопольного положения на внутреннем рынке почтовых отправлений. Все, безусловно, будет зависеть от «финальной» редакции законопроекта, однако могу сказать, что «Почте России» наличие конкуренции пойдет только на пользу, ведь придется более рационально подходить к ведению дел и становиться лучше».



Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»

«По всей видимости, предложения Минкомсвязи нуждаются в дополнительной проработке, так как не способствуют развитию конкуренции на профильном рынке. Почтовый рынок нуждается в либерализации, - это важный для экономики и общества сегмент, качество услуг на котором необходимо поддерживать как минимум на удовлетворительном уровне. Значительное количество согласований пройдено, но при учете главенствующей на данный момент конъюнктуры пересмотр инициативы возможен при учете вмешательства с соответствующего уровня. Текущая редакция закона закрепляет положение Почты, и позволяет данной организации расширить список собственных компетенций».







Детальная информация молоток одежда у нас на сайте.

© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов