10 ноября '10

Мобильное ТВ


Денис Кусков

Telecomdaily, генеральный директор

 Реальность, возможности и перспективы развития

Пока российский рынок мобильного телевидения находится в стадии становления, и это несмотря на то, что сервис мобильного ТВ уже предлагают все крупнейшие российские сотовые операторы. Тем не менее, пока услуга доступна в основном только в крупнейших мегаполисах и остается в основной массе сугубо нишевым сервисом, а по доходности для игроков далека от идеального killer application.
 
Все это не удивительно, если учесть, что российский рынок мобильного телевидения относительно молод: активное развитие подобных сервисов началось только в 2009-2010 году. Тем не менее, на международной арене уже есть примеры успешного внедрения сервисов мобильного телевидения в масштабе страны: особенно благоприятные возможности для этого сложились с повсеместным переходом на сети «третьего» поколения мобильной связи (3G).
Сегодня услугу мобильного телевидения предоставляют около 200 операторов по всему миру, 150 из них используют для этого сети 3G и даже 2G. Самые успешные операторы мобильного ТВ – AT&T, Vodafone и Orange. Мобильное вещание в стандарте DVB-H, одном из самых перспективных, уже работает в 13 странах, ожидается еще несколько десятков коммерческих запусков по всему миру. Наиболее развитыми рынками мобильного телевидения в DVB-H стандарте является Южная Корея и Япония. В Европе лидирует Италия, после нее - Франция и Великобритания. Ожидается, что недавнее признание Европейской комиссией DVB-H официальным стандартом мобильного телевидения в Европе даст новый импульс развитию этого рынка.
Европа поставила на DVB-H потому, что в отличие от других технологий мобильного ТВ, когда информационный пакет передается непосредственно каждому пользователю, что может перегрузить сеть, стандарт DVB-H позволяет транслировать сигнал, по аналогии с эфирным телевидением, не на каждый конкретный аппарат, а «в воздух». Технология дает качественную «картинку» даже при высоких нагрузках на сеть, а также экономит заряд батареи мобильного телефона при просмотре ТВ. Минус DVB-H - абоненту нужно иметь аппарат с поддержкой технологии.

 

 

 

 


На данный момент есть большая вероятность, что мобильному ТВ именно стандарта DVB-H  в России будет дан мощный старт. На прошлой неделе Государственная комиссия по радиочастотам разрешила развертывать сети мобильного телевидения стандарта DVB-H в Москве, расставив приоритеты между различными стандартами. Однако принятое ГКРЧ решение не означает, что рынок DVB-H кардинально изменит ландшафт в краткосрочной перспективе, ведь для этого потребуются немалые инвестиции. В мире пока не слишком много примеров рентабельных проектов мобильного ТВ, что свидетельствует о длительном периоде возврата инвестиций в это направление  

 
Главным сдерживающим фактором стремительного распространения мобильного ТВ в целом является относительно высокая стоимость услуги. Аналитики RNCOS ожидают, что с 2010 до 2013 года число пользователей мобильного телевидения в мире покажет среднегодовой темп роста более 47% и к концу 2013 года достигнет 750 млн человек. ABI Research более сдержанна в прогнозах и ожидает к этому времени лишь 500 млн абонентов. По прогнозам российских экспертов, абонентская база отечественных пользователей мобильного ТВ к этому времени превысит 13-15 млн.
Что касается российского рынка, то одним из первых в нашей стране модель мобильного ТВ начал обкатывать «Мегафон»: сейчас услуга «Видеопортал» доступна абонентам компании во всех регионах присутствия. Рост пользователей данной услуги у компании превысил все ожидания. Более наглядно это можно продемонстрировать на цифрах. Если на начало 2010 года их количество было на уровне 150 000,то уже к началу августа 2010 года выросло в 3 раза и достигло отметки в 450 000 пользователей. Также с мобильным телевидением давно экспериментирует «Скай Линк». Еще в далеком 2006 году Северо-Западный филиал компании продемонстрировал возможности услуги мобильное телевидения на ежегодной выставке «Норвеком». При этом картинка была очень даже хорошая, а с внедрением EV-DO возможности для ее показа стали еще лучше. Однако многие проблемы уперлись в вопросы о правообладаниях и доставке контента.
МТС начали делать шаги в сторону мобильного ТВ с трех тестовых зон вещания в Санкт-Петербурге (и во всех городах Северо-Западного региона, где действуют сети 3G), в Москве и на Дальнем Востоке. Сервис работает при поддержке ведущего разработчика на рынке мобильного программного обеспечения SPB Software. Пользователям доступно интернет-вещание более 100 каналов. Число абонентов сервиса превысило 100 тыс. После апробации услуги в тестовых зонах МТС планируют запустить «Мобильное ТВ» на территории всей России.
Запуск мобильного телевидения в стандарте DVB-H в России, который, как было отмечено выше, стал в Европе стандартом не только де-факто, но и де-юре, стал возможен только после отмены в августе 2009 года моратория на выделение частот в диапазонах 174-230 МГц и 470-790 МГц, выделяемых под программу перехода на цифровое эфирное ТВ в России. На путь развития DVB-H встал, в частности, «Вымпелком», приобретя в 2007 году компанию «Доминанта», которая и является провайдером сервиса. Пока, правда, он доступен только в Москве. Сервис мобильного телевидения DVB-H доступен также клиентам компании «Скартел» (бренд Yota). Этот оператор является провайдеров связи в формате 4G-WiMAX.
На данный момент у разных технологий мобильного ТВ есть свои недостатки и преимущества. Но одним из главных сдерживающих факторов к массовому развитию сервисов подобного рода эксперты называют недостаточное проникновение абонентских устройств, которые могли бы отображать видео и/или поддерживать соответствующий стандарт мобильного ТВ, а также высокую стоимость таких телефонов. Например, для пользования услугой мобильного ТВ от «Вымпелком» абоненту была необходимо непременно модель телефона Samsung P960: ее стоимость в 10 тысяч рублей - гораздо выше среднего. Естественно, операторы работают над преодолением этой «аппаратной» проблемы совместно с вендорами.

 

 

 

 


Темп рынку мобильного ТВ, в том числе и в России, задан хороший. С приходом 4G на российский рынок процесс популяризации мобильного ТВ должен  заметно ускориться. К числу главных сдерживающих факторов его роста стоит отнести сложность настроек сервиса, высокие цены, отсутствие большого выбора абонентских терминалов, недостаточно четкое изображение. Пока для основных игроков рынка мобильного ТВ развитие таких услуг больше стратегический шаг. Выхода в «массы» придется ждать несколько лет     

 
Вместе с тем, на данный момент есть большая вероятность, что мобильному ТВ именно стандарта DVB-H в России будет дан мощный старт. На прошлой неделе Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) разрешила развертывать сети мобильного телевидения стандарта DVB-H в Москве, расставив приоритеты между различными стандартами. Напомним, ранее мобильное телевидение DVB-H при тестировании создавало помехи, в частности, для кабельных телесетей.
Согласно решению ГКРЧ, теперь статус №1 будут иметь сети эфирного цифрового телевидения стандарта DVB-N, следующим по приоритетности будет мобильное телевидение - DVB-H и, наконец, кабельное телевидение. Таким образом, операторы кабельного телевидения должны самостоятельно решить вопрос о защите каналов от создаваемых сетями DVB-H помех.
Однако принятое ГКРЧ решение не означает, что рынок DVB-H кардинально изменит ландшафт в краткосрочной перспективе, ведь для этого потребуются немалые инвестиции. Известно, например, что «Вымпелком» потратил на столичную сеть DVB-H около $15 млн. Кроме того, ряд крупных игроков, уже вложившихся в другие технологические платформы, вряд ли сразу пойдут на попятную и откажутся от них в пользу DVB-H.
Один из главных вопросов, который необходимо решить это за что и как платить деньги. В крупном городе, где спокойно сосуществуют десятки обычных и сотни спутниковых телеканалов, достаточно сложно убедить абонента выкладывать деньги за возможность посмотреть прямой эфир на маленьком экране мобильного телефона. Тут, скорее всего, популярностью будут пользоваться сериалы, новости и, конечно, эротика со спортом.
Говоря о видеоконтенте, не стоит забывать и о способах его оплаты. Безусловно, пользователь предпочтет платить минимум — то есть 100-300 рублей абонентской платы за саму услугу и 50 -100 рублей в месяц за подписку на каждый интересный канал сверх базового пакета.
В мире пока не слишком много примеров рентабельных проектов мобильного ТВ, что свидетельствует о длительном периоде возврата инвестиций в это направление. Так, мобильные операторы Европы и США в основном используют модель платной подписки, подразумевающую контроль мобильного «телеэфира» со стороны оператора. Это дает им возможность субсидировать продажи нужных мобильных терминалов. Но стоимость подписки все равно оказывается достаточно высокой.
Гораздо более успешно продвигаются бесплатные услуги мобильного вещания ТВ-каналов - этот подход принят в Японии и Южной Корее. Так, на пакет программ южнокорейского канала TDMB подписано более 10,3 миллиона абонентов, а в Японии бесплатным мобильным телевизионным сервисом One-Seg пользуются более 20 миллионов абонентов. В этом случае для оператора связи мобильное ТВ оказывается дополнительной привлекательной функцией, а также источником дохода за счет продажи мобильных терминалов.
Тем не менее, темп рынку мобильного ТВ, в том числе и в России, задан хороший. С приходом 4Gна российский рынок процесс популяризации мобильного ТВ должен заметно ускориться. К числу главных сдерживающих факторов его роста стоит отнести сложность настроек сервиса, высокие цены, отсутствие большого выбора абонентских терминалов, недостаточно четкое изображение. Пока для основных игроков рынка мобильного ТВ развитие таких услуг больше стратегический шаг. Выхода в «массы» придется ждать несколько лет, считают обозреватели мобильного рынка.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов