3 ноября '10

4G войны


Эльдар Вагабов

"Альфа-Банк", аналитик

 Поставит ли Генпрокуратура точку в борьбе за частоты 

Особую роль для развития сетей четвертого поколения имеют частоты в диапазонах 0,7-0,9 ГГц, 1,8-2,1 ГГц, 2,3-2,4 ГГц и 2,5-2,6 ГГц. Еще в 2008 г. Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) разрешила использование частот в диапазоне 2,3-2,4 ГГц для гражданских нужд, на которых, в частности, могут работать сети беспроводного широкополосного доступа WiMAX и сети четвертого поколения 4G. По заявлению представителей Минкомсвязи, ГКРЧ провела исследование, по результатам которого выяснилось, что можно освободить часть указанного спектра для гражданских нужд (ранее этот диапазон использовался только для средств специальной связи). Итак, к настоящему времени формальные предпосылки для «демилитаризации» частот созданы, и процесс перешел в фазу активных действий – дело остается, казалось бы, за малым, но здесь-то и возникли основные трудности, которые, как оказалось, внесли серьезные коррективы в процесс. И речь здесь идет не столько даже о злополучной «демилитаризации» частотного спектра, сколько о распределении частот 4G и выдаче разрешений на их использование, точнее о том, насколько справедливыми являются решения, принимаемые компетентными государственными органами.

Прозрачность процесса распределения частот под вопросом 

В конце октября Генеральная прокуратура в ответ на запрос депутатов Госдумы Виктора Илюхина и Владимира Колесникова (копия запроса была направлена Президенту РФ Дмитрию Медведеву) сообщила о том, что собирается провести всеобъемлющую проверку действий Минкомсвязи и Роскомнадзора, имеющих отношение к процессу распределения частот для тестовых запусков сетей связи четвертого поколения. По мнению инициаторов разбирательства, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, ряд его высокопоставленных подчиненных по министерству, а также должностные лица Роскомнадзора нарушили нормы действующего законодательства при распределении частот, а также лицензировании их использования. Депутаты считают, что действия чиновников от связи «направлены не на развитие телекоммуникационного рынка, а на лоббирование собственных интересов». Поводом для их беспокойства стало недавнее решение Роскомнадзора отозвать лицензии на частоты у компании «Скартел» (бренд Yota), которые были ранее выданы самим же ведомством. Видение депутатами ситуации таково, что Роскомнадзор «резервирует» частоты для близких ему компаний «Основа Телеком» и «Русэнерготелеком», отбирая их у других претендентов.

 

 

 

 


Кумоство, вызвавшее скандал со «Скартелом», набрало такую силу, что, несмотря даже на заключенное мировое соглашение, закрывать на него глаза просто нельзя.  Маховик был запущен. и делом вплотную занялась Генеральная прокуратура, которая, следуя нормам закона, обязана предоставить ответ на депутатский запрос, разобравшись в сути происходящего. К активным действиям силовое ведомство могло подтолкнуть особое распоряжение Президента или Премьер-министра, если, конечно, таковое имело место  

 
Напомним, что история со «Скартелом» началась еще в августе, когда компания получила письмо Роскомнадзора о признании недействительными выданных ей в январе-мае этого года нескольких десятков разрешений на использование частот в диапазоне 2,5-2,7 ГГц в 170 российских городах. Свое действие госведомство тогда мотивировало тем, что эти частоты были предоставлены «Скартелу» ошибочно, в нарушение решения ГКРЧ. Возможно, так оно и было, хотя представители самой компании утверждают, что первоначальное решение ГКРЧ в отношении выдачи частот было положительным, следовательно, никаких нарушений со стороны чиновников, санкционировавших выдачу частот, не было. Для нас, однако, до сих пор остается непонятным, каким образом ранее выданные разрешения могут быть признаны недействительными, кроме как по решению суда, при условии, что компания не прекратила свое существование, не обращалась с заявлением об отзыве разрешений и не допускала нарушений норм законодательства при их использовании. Все это, действительно, невольно наводит на мысль о том, что ведомство заняло заинтересованную позицию и приняло кому-то выгодное решение. В таком случае аргументы депутатов Госдумы становятся весьма понятными. Понятным становится также и то, что процесс распределения частот и выдача разрешений на их использование носят крайне запутанный характер, а процесс является абсолютно непрозрачным.

Идет ожесточенная борьба за частоты 

Операторы связи, эксперты рынка, государственные чиновники и прогнозисты – все понимают, что та компания, которая первой сможет развернуть полноценную коммерческую сеть 4G, получит неоспоримые преимущества перед конкурентами в виде масштабного притока лояльных абонентов, стремящихся к новым возможностям новой связи. Известно, что для работы операторов одной сети недостаточно – нужны еще выделенные радиочастоты для передачи сигнала в сети. И за эти частоты в настоящее время развернулась нешуточная борьба.
На частоты для 4G претендует много компаний. Среди них операторы «большой тройки» (МТС, «Вымпелком» и «Мегафон»), холдинг «Связьинвест», альтернативный оператор связи «Tele2», «Скай Линк» при поддержке еще пяти иностранных операторов мобильной связи, работающих по стандарту CDMA-450, а также малоизвестные на рынке компании «Русэнерготелеком» (75% акций принадлежит владельцу группы ЕСН Григорию Березкину, 25% - «Ростелекому») и «Основа Телеком» (собственники -- Минобороны и предприниматель Виталий Юсуфов).
С учетом современных российских реалий немудрено, что в деле распределения частот наибольшие шансы на победу имеются не у того, в чьем ведении находится уже функционирующая федеральная сеть связи и кто может в кратчайшие сроки обеспечить рациональное задействование частот, а тот, кто обладает наибольшим административным ресурсом и лоббистскими возможностями, невзирая на то, что создание сети с нуля займет далеко не один год и обойдется как минимум в $5-7 млрд. Понятно, что акционеры крупнейших российских сотовых операторов вхожи в высокие кабинеты и обладают неким ресурсом воздействия на госчиновников, однако, против самих же чиновников и приближенных к ним лиц их козыри и аргументы становятся бессильными и бесполезными. Поэтому, несмотря на то, что Основа Телеком и Русэнерготелеком являются операторами связи далеко не первого и не второго эшелона, их конкурентные позиции в борьбе за частоты весьма сильны – аффилированность с Министерством обороны и «Ростелекомом» является их неоспоримым преимуществом.

Скандал набрал такую силу, что закрывать на него глаза стало уже невозможно

Беспристрастному наблюдателю вполне очевидно, что кумовство, вызвавшее скандал со «Скартелом», набрало такую силу, что, несмотря даже на заключенное мировое соглашение, закрывать на него глаза уже просто нельзя. После неоднократных обращений руководителей компаний «большой тройки» к высшим российским государственным чинам (в т.ч. Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину) и руководителям госведомств, курирующих вопросы связи, с просьбой проконтролировать выдачу частот, после неприкрытого лоббирования интересов «Основы Телекома» Министром обороны Анатолием Сердюковым скандал стал достоянием широкой общественности, и на него обратили внимание представители Госудумы. Мы не удивимся, если узнаем, что этому также способствовали хорошие личные связи акционеров компаний «большой тройки» с думовцами. В конечном итоге, маховик был запущен, и делом вплотную занялась Генеральная прокуратура, которая, следуя нормам закона, обязана предоставить ответ на депутатский запрос, разобравшись в сути происходящего. Мы также не исключаем того, что к активным действиям силовое ведомство могло подтолкнуть особое распоряжение Президента или Премьер-министра, если, конечно, таковое имело место.

Чего нам ждать от Прокуратуры?

Вне зависимости от реальных причин того, что явилось «последней каплей», формальным поводом для инициации проверки Минкомсвязи и Роскомнадзора правоохранительным ведомством, суть не меняется – проверка состоится, и если по ее результатам будут выявлены какие-либо нарушения законодательства, то против виновных будут применены адекватные санкции. Логично предположить, что отвечать за найденные нарушения будут, скорее всего, руководители тех ведомств, которые их допустили – Игорь Щеголев (Минкомсвязи) и Сергей Ситников (Роскомнадзор). В лучшем случае все может закончиться ровным счетом ничем (увольнением второстепенных лиц, которые, по сути, не принимали никаких ключевых решений) или обойтись устным предупреждением руководства, тогда как плеяда «худших вариантов» может включать в себя и возможность тотальной чистки аппарата ведомств с отстранением от должности ключевых фигур, и передачу дела в суд – здесь все будет зависеть от тяжести нарушений и личных связей чиновников с проверяющими органами и высшей властью страны. Основания для того, чтобы не исключать и такой вариант развития событий, дают нам недавние отставки директора Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ) Валерия Наследникова, ведомство которого выдавало разрешения на использование частот «Скартелу», а также начальника управления Роскомнадзора Александра Стадинчука, готовившего разрешения для «Скартела» на основании экспертиз ГРЧЦ. Оба увольнения были инициированы главой Роскомнадзора. В первом случае – с формулировкой «в связи с нарушениями в действиях ряда должностных лиц ГРЧЦ», во втором случае – по результатам внутриведомственных проверок.

 

 

 

 


Вне зависиомсти от того, какие действия последуют со стороны правоохранительных органов в отношении Минкомсвязи, череда скандалов, прокатившихся по рынку телекоммуникаций, в которых так или иначе замешано министерство, на наш взгляд, играет далеко не на руку его руководителю. Стабильность главы Роскомнадзора также не является очевидной  

 
В этой связи мы также не можем обойти стороной еще один не самый приятный недавний эпизод, непосредственное отношение к которому имеет И.Щеголев – скандальное увольнение генерального директора холдинга «Связьинвест» Евгения Юрченко. Из средств массовой информации известно, что в начале сентября после консультаций с И.Щеголевым Е.Юрченко было предложено написать заявление об отставке по собственному желанию, что, собственного говоря, он и сделал. Однако уже на следующий день Е.Юрченко передумал и решил отозвать свое заявление, но уже было поздно – Министр принял отставку топ-менеджера.
Последний случай привлек особое внимание депутата Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Льва Пономарева, который направил депутатский запрос на имя Генпрокурора Юрия Чайки, председателю следственного комитета Александру Бастрыкину и главе Счетной палаты Сергею Степашину с просьбой проверить законность увольнения Е.Юрченко. На наш взгляд, в этом деле действительно остается много неясных моментов, и законность увольнения топ-менеджера остается под вопросом.
Мы считаем, что вопрос с нахождением нарушений в ведомствах и наказанием виновных лиц приобретает дополнительную остроту в преддверии президентских выборов 2012 года, которые могут привести к радикальной чистке государственного аппарата. В любом случае, вне зависимости от того, какие действия последуют со стороны правоохранительных органов в отношении Минкомсвязи, череда скандалов, прокатившихся по рынку телекоммуникаций, в которых так или иначе замешано министерство, на наш взгляд, играет далеко не на руку его руководителю. Стабильность позиций главы Роскомнадзора также не является очевидной.
 

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов