2 ноября '10
На частоты для сетей GSM будут проведены новые конкурсы
По решению Госкомиссии по радиочастотам на частоты для сетей GSM в ряде российских регионов (Дальний Восток, Сибирь, Поволжье и Урал) будут проведены повторные конкурсы. Общее количество лотов -32. В частности на конкурс будут выставлены частоты в Корякском, Эвенкийском и Коми-Пермяцком автономных округах. Дата и условия конкурсов будут определены Роскомнадзором в течение 45 рабочих дней после получения решения ГКЧР. Что касается сроков проведения самих конкурсов, то они могут быть проведены не ранее, чем через 45дней после публикации извещения Роскомнадзора.
Как известно, конкурсы в 60 регионах на частоты для сетей GSM в диапазоне 900МГц/1800МГц уже проводились государством в 2007 году. Однако впоследствии, после того, как итоги этих конкурсов были оспорены «Вымпелкомом» и ФАС и последовавшими за этим судебными разбирательствами, их результаты были признаны недействительными. В связи с тем, что строительство сетей не велось во время судебных разбирательств, Роскомнадзор отозвал лицензии у «Суммы телеком», «Нижегородской сотовой связи» (подконтрольна «Связьинвесту») и у Новой телефонной компании (контролируется Korea Telecom).
Отраслевые эксперты отмечают дефицитность выставленного на конкурс частотного ресурса и его важность для сотовых операторов. Говоря о возможных сложностях, которые могут возникнуть в процессе проведения конкурсов, аналитики считают, что таковые возможны лишь как следствие реформирования регулятора, например, при переходе права проведения подобных конкурсов. При этом присутствует убежденность в том, что конкурсы пройдут в весьма напряженной атмосфере и сценарий 2007 года не исключается. В числе участников, по экспертным оценкам, можно будет увидеть операторов «большой тройки», Tele2, структуры «Связьинвеста» и несколько мелких местных игроков.
Рассуждая о последствиях проведения конкурсов для рынка, профессионалы оценивают появление дополнительного частотного спектра весьма позитивно, что, по их мнению, будет способствовать усилению конкуренции на рынке. Кроме этого, весьма вероятно, что в перспективе регулятор даст добро на использование этих частот для развития сетей LTE. Однако, несмотря на все очевидные плюсы, в экспертной среде присутствует мнение, согласно которому проведение конкурсов серьезных последствий для рынка иметь не будет, в первую очередь в силу того, что регионы, выставленные на конкурс не являются высокодоходными и потенциал развития на этих рынках весьма ограничен.
Эксклюзивные комментарии:
Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»
«В настоящее время потенциал для развития предоставления услуг посредством сетей GSM для сотовых операторов весьма ограничен, в связи с чем, расширение обслуживания на не охваченные ранее регионы, является одной из приоритетных задач. Поэтому не вызывает удивления градус напряжения, которым сопровождалась борьба за нераспределенные частоты. В конкурсах примут участие, как прежние победители, так и оспорившие результаты проигравшие. Скорее всего, новые конкурсы так же будут характеризоваться весьма жаркой борьбой, а после проведения по рынку прокатится новая волна возмущения результатами со стороны проигравших».
Виталий Солонин, ведущий аналитик
J'son & Partners
«Решение ГРКЧ вполне логично, поскольку дефицитный частотный ресурс не должен «простаивать». Появление дополнительного частотного ресурса, на мой взгляд, следует рассматривать как положительный фактор для рынка сотовой связи. Хочется верить, что на этот раз результаты конкурса не будут оспорены другими участниками рынка, и частоты будут использованы по прямому назначению. Новые частоты позволят оздоровить рынок за счет усиления конкуренции, в результате чего выиграет конечный потребитель. В перспективе, не исключено, что российский регулятор позволит использовать эти частоты для развития перспективных сетей LTE. Скорее всего, в конкурсах будут участвовать «Вымпелком» и, возможно, другие операторы «большой тройки», Tele2 и «Связьинвест». Сложности с проведением конкурсов могут возникнуть, пожалуй, только в результате очередной реформы регулятора, в частности, при переходе права проводить конкурсы на частоты от одного ведомства к другому. Однако вероятность этого, на мой взгляд, достаточно мала. Хотя нельзя на 100% исключать и сценарий развития событий 2007 года, когда результаты конкурса будут оспорены другими участниками рынка (крупными операторами, прежде всего), которым эти частоты не достанутся. На мой взгляд, этих сложностей можно было бы избежать, если частоты разыгрывались бы на аукционе, а не передавались бы по конкурсу».
Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние
«На мой взгляд, это очень правильное решение - повторно выставить на конкурс те частоты, которые были отобраны у нерадивых операторов вследствие их ненадлежащего использования или неиспользования. Эти частоты теперь могут достаться компаниям, которым они действительно нужны и которые будут их реально использовать. По сути это не изменит ничего, поскольку регионы не самые ходовые и реального бизнеса здесь у операторов не получится. Тем не менее, решение ГКРЧ можно только приветствовать как позитивный прецедент в российской практике. Думаю, что набор будет стандартный – «дочки» «Связьинвеста», операторы «большой тройки» и несколько мелких местных игроков. Не думаю, что могут возникнуть какие-то сложности, за исключением того, что процедура проведения конкурса может оказаться не совсем рыночной. Крупные игроки обязательно получат то, чего они хотят. Будь то в силу объективных причин или субъективных (лоббирование интересов, хорошие связи и т.д.). Мелкие игроки не все будут удовлетворены, поскольку не все они смогут получить частоты. Их получат только те, кто реально ведет деятельность и те, кто вхож в определенные круги».