1 ноября '10

Военные не будут платить за частоты


Ирина Скворцова

ИК "Атон", аналитик

Вопрос о платности радиочастотного спектра, находящегося в ведении Минобороны, ФСБ и других силовых ведомств

В России острее всего стоит вопрос совместного пользования частотами. В настоящий момент телекоммуникационным компаниям необходимо согласовывать с военными структурами их использование. Военные могут заблокировать присвоение конкретных номиналов частот компаниям, получившим лицензии на оказание услуг в определенном диапазоне.

Международный опыт
 
Лучший пример для регулирования частот может показать США. В стране вопросами распределения и контроля за использованием частотного ресурса занимаются два государственных органа — NTIA (отвечает за регулирование спектра для федеральных правительственных потребителей) и FCC (у всех остальных – частный сектор). Распределение частот происходит в результате соглашений между NTIA и FCC, в США нет специфических частотных диапазонов для эксклюзивного или совместного использования между федеральными структурами и остальными пользователями. В России наиболее важном участке диапазона частот до 50 ГГц доля радиочастотного спектра для гражданский нужд составляет порядка 3%, когда в США эта доля соответствует порядка 17,9%-31,7%. Доля спектра, выделенного в России для преимущественного использования радиосредствами государством в 11 раз выше, чем для гражданских нужд, для сравнения в США самая высокая доля спектра для эксклюзивного использования федеральными правительственными структурами выделена в диапазоне до 3,1 ГГц и составляет 14,1%.
 
Распределение частот между государственными нуждами и населением
 

 

Силовые

структуры

Гражданские

нужды

Совместное

пользование

Россия

22%

3%

75%

США

29%

17%

54%

Европа

4%

51%

45%

 

История вопроса/Российские реалии

В текущем владении у военных находится порядка 90-97% частотного ресурса России, что привело к нехватке частот для частного пользования. Особенно остро это проблема стоит в Москве, в свое время возникало много трудностей у операторов «большой тройки» получить свободные частоты под 3G, а также выхода на рынок столицы новых операторов, ввиду отсутствия свободных частот в частности в GSM стандарте.
Вопрос о платности частотных ресурсов для военных стал уже давно, еще с 2004 года планируется принять проект постановления, регламентирующий оплату получения и использования радиочастот в соответствии с законом «О связи». Одним из принципов использования радиочастотного спектра является платность его использования, то есть все как коммерческие, так и государственные организации должны платить за этот ресурс. К сожалению с того времени серьезных изменений ситуация не претерпела, те же проблемы актуальны и до сих пор. Против введения платности для военных в свое время (2008) выступал тогдашний замминистра связи Наум Мардер, аргументируя это тем, что фактически это является перетеканием средств из одного ведомства в другое.
В начале прошлого года текущий министр связи Игорь Щеголев заявил о намерении Минкомсвязи разработать поправки к закону «О связи», которые вынудят силовые структуры платить за использование частотного ресурса. Законопроект предусматривал введение платы для военных, лишь в том случае, когда частота присваивалась им по решению федерального органа исполнительной власти, при этом плату за частоты, для государственных нужд взимать не предполагалась. 21 октября состоялось обсуждение данного вопроса на совещании под председательством премьер-министра Владимира Путина, решение принято не было, проект пока остается на стадии разработки.

Данный вопрос можно рассмотреть с двух сторон:

- Со стороны частного потребителя/частных компаний: Военные оккупировали более 90% частот, в связи с этим остро встала проблема связанна с дефицитом частотного ресурса под GSM – особенно с учетом роста потребления связи, для сравнения с 2004 года среднее потребление минут в месяц выросло в среднем на 40%, количество абонентов выросло более чем в 3 раза, загрузки сети мобильных операторов значительно возросли особенно это чувствуется в Москве, где проникновение связи в плотную подобралось к 200%, при этом Московский рынок остается олигопольным, альтернативным операторам (Tele2, региональным операторам) вход на него закрыт, что в большей степени связано с нехваткой частот, из-за этот в большей степени страдает конечный пользователь. В связи с дефицитом частотного ресурса откладывалось строительство и ввод в эксплуатацию 3G сетей в частности в Москве, мобильные операторы даже подумывали о развертывании данного стандарта на частотах GSM, что могло негативно сказать на качестве связи в столице. Сейчас развитие связи идет очень активно не успели мобильные операторы начать стоить 3G так во всю идут разговоры о 4G и о распределение частот под этот стандарт связи, где военные опять же таки играют не последнюю роль.

 

 

 

 


Доля спектра, выделенного в России для преимущественного использования радиосредствами государством в 11 раз выше, чем для гражданских нужд, для сравнения в США самая высокая доля спектра для эксклюзивного использования федеральными правительственными структурами выделена в диапазоне до 3,1 ГГц и составляет 14,1% 

 
- Со стороны государства: В настоящий момент ситуация с частотами находится не под контролем минкомсвязи, фактически ведомство не располагает полной информацией о занятости частот законсервированных у военных, какие из частот используются какие не задействованы, они не регулируются подведомственным органами (Минкомсвязи), что приводит к неразберихе, часть частот военных используется частными предприятиями (вероятно частоты проданные уже военными), часть совместных частот полностью аккумированы силовиками. Так же не надо упускать из виду экономическую часть вопроса, увеличение частот у частных компаний приведет к росту поступлений в бюджет от операторов за пользование частотами, сейчас объем средств за использование радиочастотного спектра составляет порядка 70-100 млн в год. (По оценке источника, близкого к ФГУП «Главный радиочастотный центр», Коммерсант, 13.10.10)
 
«Против платности» – бытует мнение, что даже если частоты сделают платными для военных, то это приведет в реальности к увеличению поступлений из федерального бюджета в бюджет военных для финансирования частот и мало скажется на эффективности такой меры, остается из основных причин, останавливающих принятие поправок. Также не стоит забывать, что свя эта система достаточно коррумпирована, поэтому не все хотят, чтобы данных рынок стал регулируемым.
С другой стороны ведение платности частот может стать как раз весовым аргументом, чтобы разобраться в необходимости присутствия сколького частотного спектра у военных и урегулировать распределение частот.
«За платность». Введение платности аргументируется тем, что это может стать стимулом для военных отказаться от части незадействованных частот. Введение поправок может позволить отчистить частоты для строительства сетей 3G и 4G, строительство которых как никогда актуально для страны.
Главные лоббисты принятия поправок – операторы «большой тройки». Компании готовы вкладывать порядка $2 млрд в развертывание сетей. По нашему мнению, переход от 3G на 4G имеет жизненно важное значение для будущего развития операторов «большой тройки».

Что же сейчас заставило так остро взглянуть на проблему?

Летом этого года развернулась открытая война на новые частотные ресурсы под сети LTE (в диапазонах 2,3-2,4 и 2,5-2,7 ГГц). Данный ресурс является ограниченным, поэтому данная проблема особенно остро встала, когда появилась информация, что на распределяемые частоты претендуют про государственные новоявленные компании, руководят которыми военные ведомства страны: «Основа телеком», «Русэнерготелеком». Данные компании претендуют на частотные полосы по всей России шириной «не менее 60 МГц», которые применяются для строительства 4G-сетей).
В июле 2010 года генеральные директора сотовых операторов «большой тройки» направили письмо министру связи и массовых коммуникаций, в котором излагается ряд предложений. Руководители компаний предлагают, во-первых, ускорить распределение частот LTE, во-вторых, сделать процедуру аукционов более прозрачной, и, в-третьих, ввести принцип технологического нейтралитета. Конкуренция за получение частот для услуг связи четвертого поколения (4G) усилилась, поскольку Ростелеком уже получил радиочастотный спектр по всей территории России, тогда как на такие частоты также претендует дочернее подразделение Министерства обороны.
Выделение частот новоявленным компаний может привести, что конечные компании будут спекулировать ими и деньги от данных ресурсов уйдут не государству, а третьим лицам.
Военные выступали против распределения частот, они планируют развивать собственную 4G сеть двойного назначения, в первую очередь для нужд силовых структур.

 

 

 

 


В краткосрочной перспективе вряд ли что-то существенно изменится, и пока говорить о платности или особождении частот рано.  Если затронуть тему выделения частот под 4G, то получение частот на внеконкурсной основе может впоследствии привести к спекулированию частотным ресурсом. В любом случае, пока это все выглядит как оттягивание решения проблемы, которая никуда не уйдет, со временем эффективная загрузка частот и распределение станут краеугольным камнем

Влияние введения платы за частоты на рынок и конечного потребителя

Принятие поправок и урегулирование процесса распределения частот позитивно отразится на конечном потребителе, так как это позволит улучшить качество текущей связи, а также способствует появлению новых операторов, что приведет к снижению цен для абонентов.

Прогноз развития событий вокруг вопроса платности частотного спектра для военных в России в краткосрочной и долгосрочной перспективе

Проблема платности ресурсов для военных, это завуалированная проблема оптимального распределения частот. С учетом того, как сложно было договориться с военными по вопросу выделения (расчещения) полосы под 3G в Москве, видно, что самостоятельно они отдавать лишние частоты не намерены. Более того они продолжают играть существенную роль при распределении частот и претендую на жизненно важные частоты под 4G сети.
Наш прогноз, что в краткосрочной перспективе вряд ли что-то существенно изменится, и пока говорить о платности или освобождении частот рано.
Если затронуть тему выделения частот под 4G, то мы рассчитываем, что здесь вопрос будет смещен в пользу операторов связи и распределение частот будет более прозрачным и посредством аукциона. Получение частот на внеконкурсной основе может впоследствии привести к спекулированию частотным ресурсом.
В любом случае, пока это все выглядит как оттягивание решения проблемы, которая никуда не уйдет, со временен эффективная загрузка частот и распределение станут краеугольным камнем.
Напомним, что согласно законопроекту, разработанному в Совете Федерации в конце прошлого года, касающейся распределения использовании радиочастот предполагается, что к 2014 году в пользование гражданских нужд будет доступно 25% радиочастотного спектра, а к 2016 году — не менее 50%. Хочется верить в лучшее.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов