28 октября '10
IP-телефонии грозит правовое урегулировании
Рынок IP-телефонии оказалась в центре внимания членов Совета Федерации, которые провели круглый стол, посвященный теме правового регулирования рынка альтернативных услуг голосовой связи.
Одной из ключевых проблем в сфере связи на сегодняшний день является неурегулированность вопроса взаимодействия альтернативных и традиционных операторов связи, фактическое отсутствие правил игры в этой сфере. Деятельность операторов, предоставляющих альтернативные услуги голосовой связи, вызывает явное недовольство у традиционных операторов связи, которые, обеспокоенные сокращением прибылей, выступают с предложением проведения проверок деятельности компании Skype в России, в том числе с точки зрения антимонопольного законодательства.
После проведения проверок выяснилось, что компания Skype существующее на сегодняшний день законодательство не нарушает. Однако, несмотря на это, проблема недискриминационного доступа альтернативных игроков к инфраструктуре традиционных операторов стоит сегодня весьма остро. Ключевым вопросом, которой волнует традиционных игроков, является тема инвестиции в отрасль, интерес к которой с развитием альтернативных сервисов падает.
Ожидается, что в ближайшее время в правительство будет внесен уже согласованный в Минкомсвязи и Минэкономразвития документ с предложениями правил недискриминационного доступа на рынки.
Отраслевые эксперты необходимость регулирования IP-телефонии очевидной не считают. Аналитики отмечают высокую степень консервативности и нежелания соответствовать быстроменяющейся современной конъюнктуре, предпочитая использовать по максимуму административный ресурс, ключевых игроков рынка, традиционных операторов связи. Аргументы же в пользу введения регуляционных норм и механизмов оцениваются как несостоятельные. При этом большие опасения у профессионалов вызывает перспектива того, что законодатели пойдут на поводу у основных игроков, что приведет к зарегулированности этой сферы и соответственно затормозит развитие здоровой конкуренции.
В экспертной среде сомнений в том, что, несмотря на все препятствия, будущее будет именно за IP-телефонии, нет. На сегодня главное, что регуляторам удалось не переступить тонкую грань между введением правовых норм, благодаря которым конечный потребитель услуг сможет отстаивать свои права, и созданием законодательных барьеров, которые законсервируют развитие отрасли.
Эксклюзивные комментарии:
Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily
«К преимуществам IP-телефонии я отнесу возможность экономичной передачи сигнала, что позволяет предоставлять абоненту низкие цены на связь, удобство использования. К недостаткам - иногда не всегда качественную связь. Основными игроками на рынке этих услуг, кроме, конечно же, Skype, являются несколько наших отечественных компаний: это и «Арктел», и «Манго телеком», Sipnet и др. А в последнее время к ним присоединился и «Мегафон», который запустил свой сервис «Мультифон». Считаю, что регулировать нужно, но нельзя этот вопрос зарегулировать. Сотовые операторы обеспокоены тем, что не они получают деньги, так сделали бы вои сервисы более доступными и удобными, что пример «Мегафона» доказал, что это возможно. Думаю, что в любом случае будущее будет именно за IP телефонией, а не традиционной».
Сергей Захаров, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента
ИФК «Алемар»
«Оценка преимуществ и недостатков IP-телефонии разнится для абонентов и участников рынка. С точки зрения пользователей IP-телефон - практически бесплатная голосовая связь, но с негарантированной надежностью (в том числе, в случае проблем с сетью, теряется возможность и телефонной связи). Для конкурентов IP-телефония - фактор, делающий в регионах с развитыми телекоммуникациями, голосовую связь, по сути, экономически неэффективной. Доминирующим представителем IP-телефонии является Skype, ставший уже именем нарицательным - этим названием потребители склонны именовать все виды таких услуг независимо от компании-провайдера. Необходимость правового регулирования такого рода услуг неочевидна. Выдвигаемый аргумент сокращения инвестиций в инфраструктуру несостоятелен. Напротив, свободное развитие IP-телефонии должно стимулировать развитие инфраструктуры сетей передачи данных, которые, в том числе, будут передавать голос. Не ограждать действующих телекоммуникационных операторов от Skype, а заставить их играть на том же поле - это может оказаться самым быстрым путем развития телекоммуникационной отрасли страны, в частности - развития сетей LTE. Пока создается ощущение, что обычные операторы (фиксированные и мобильные) жалуются на IP-телефонию из-за неготовности или боязни перестроить свою бизнес-модель и начать бороться за рынок по-новому. К сожалению, с учетом традиции зарегулированности отечественной отрасли связи ожидания в этом вопросе остаются пессимистичными. Вероятность введения нормативных ограничений на IP-телефонию представляется высокой».
Кирилл Труханов, руководитель арбитражной группы
юридическая фирма «Вегас-Лекс»
«Основной аргумент противников введения правового регулирования сервисов, подобных Skype, сводится к тому, что правовое регулирование непременно негативно скажется на потребителях подобных сервисов. Однако если посмотреть на вопрос с точки зрения потребителя, то это не совсем так. Традиционно отношения по оказанию услуг физическим лицам подпадают под правовое регулирование. Наличие правового регулирования повышает ответственность лиц оказывающих подобные услуги, позволят клиентам подобных сервисов предъявлять претензии в случае оказания им некачественных услуг, устанавливает определенные стандарты качества. Отсутствие же правового регулирования в сфере оказания подобных услуг, напротив, способно создать условия для существенных злоупотреблений и правонарушений».