20 октября '10

Сбербанк получит конкурента


Игорь Чесноков

ИА «Интегрум», руководитель отдела маркетинга и аналитики

Создание Почтового банка
 
Одной из ключевых проблем, препятствующих социально-экономическому развитию российского общества, является достаточно низкий уровень рынка розничных финансовых услуг. Не секрет, что как отечественные, так и зарубежные банки, работающие на территории РФ, отдавали и отдают предпочтение работе с корпоративными клиентами, отводя «физикам» вторичную роль.
 
Причины такого положения вещей имеют фундаментальный и комплексный характер. Сказывается молодость российской экономической и социальной систем в исторических масштабах. Доходы населения более чем скромны, и склонности к накоплению не наблюдается. Например, среднемесячная начисленная заработная плата в 2009 году составила всего 18 тыс. 785 рублей при росте по сравнению с 2008 годом на 8,5%. Менее 45% россиян имеют желание, либо возможность обеспечивать регулярные накопления, то есть открывать депозиты. Регулярно пополняют свои счета около 20% россиян, а 10% топ-потребителей генерируют 30% платежеспособного спроса на товары и услуги в отечественной экономике. Естественно, что такое положение дел не располагает к развитию банковской розницы. До кризиса было много предложений в области потребительского кредитования, что производит впечатление логичного решения: многие из оставшихся 90% потребителей желали и желают расширить свою покупательскую способность, пусть и за счёт заемных средств.
Однако, «потребы» показали себя чрезвычайно рисковым направлением бизнеса в условиях нестабильной экономики, и подобные программы в большинстве банков были свернуты. Доверия к этому направлению в среде топ-менеджмента нет, и в ближайшее время его не будет. Те финансовые институты, которые в настоящее время продолжают агрессивное кредитование физических лиц в той или иной форме, в большинстве случаев занимаются либо упаковкой кредиторов для передачи коллекторам, или готовятся к продаже бизнеса зарубежным инвесторам.
Без сомнения, развитие рынка банковской розницы «естественным» путем займет много времени, поскольку для этого требуется соответствующий уровень российского общества. Оно неизбежно достигнет его, но почему бы не поспособствовать развитию данного процесса?

 

 

 

 


Что касается оценки перспектив конкретных банков, в настоящий момент конкурирующих за статус партнера при создании Почтового банка, то следует упомянуть об опыте участников. У «Русского стандарта» данный показатель на более высоком уровне. Однако решения такого уровня принимаются сугубо на основе анализа формальных показателей, а следовательно можно ожидать различных вариантов исхода ситуации

 
Государство спешит на помощь
 
Исторически в России наиболее надежным партнером гражданина в части персональных финансовых услуг считалось государство. Особенно ярко эта тенденция проявилась в советские годы, когда редкий гражданин не имел хоть каких-нибудь накоплений «на книжке». Это было надежно и достаточно престижно. Хоть данные накопления в большинстве своем и потеряли ценность в результате экономических неурядиц времен распада Советского Союза, значительное количество граждан, особенно в регионах, по-прежнему считает государство предпочтительным партнером по обеспечению накоплений.
Государство не сидит, сложа руки: в скором времени в Российской Федерации появится еще одна крупная финансовая структура, приоритетным направлением которой, судя по всему, будет именно развитие розничных финансовых услуг. Соответствующее решение было принято наблюдательным советом «Внешэкономбанка» еще 17 декабря 2009 г.. Данная роль уготована Почтовому банку, который будет создан на базе санируемого ВЭБом «Связь-банка». Роль инфраструктурного донора отводится «Почте России», располагающей более чем 40 тыс. отделений по всей стране. Инициатива носит характер частно-государственного партнерства – будет привлечен коммерческий банк-партнер. За роль последнего уже борются «Номос-банк» и банк «Русский стандарт».
Формально новый банк-гигант будет создан уже в конце нынешнего 2010-го года. Затем последует ребрендинг и дополнительная эмиссия, отчитаться по которым планируется по окончании первого полугодия 2011-го года. По заявлениям официальных лиц в контексте данной инициативы ребрендинг следует трактовать не только как создание корпоративного бренд-бука и последующую замену символики, бланков и формы сотрудников. Планируется значительно более глубокий процесс, подразумевающий под собой изменение подходов к управлению, а также создание и формализация большого количества принципиально новых бизнес-процессов.
На данный момент уже должна была быть произведена оценка рыночной стоимости «Связь-банка», которая необходима для расчета стоимости вхождения в бизнес упомянутого выше коммерческого банка-партнера. Соответствующая информация опубликована не была, но есть предположения, в соответствии с которыми 25% акций Почтового банка обойдутся рыночному партнеру примерно в 6 млрд. рублей. Стоимость уже включает в себя расчистку баланса санируемого банка.
Говоря о сопоставимости называемых сроков с реальностью, следует принимать во внимание несколько фактов. Первый заключается в том, что оценка стоимости финансового учреждения производится достаточно быстро, - сказывается постоянный мониторинг данного показателя. Особенно для банков, которые попадают под санацию. Данный вопрос имеет принципиальный характер для развития проекта, и весьма вероятно, что соответствующие решения были приняты и реализованы оперативно. Что касается ребрендинга, то здесь следует принимать во внимание тот факт, что только стандартная разработка бренд-бука и последующее внедрение новых элементов корпоративного стиля может занимать обозначенные сроки при учете масштабов компании. Подобный процесс занимает достаточно длительный срок при условии качественной проработки.
Говоря о сопутствующей модернизации структуры управления и бизнес-процессов, следует сразу упомянуть о том, что добиться хоть сколько-либо значимых результатов за срок менее года практически невозможно. В столь масштабной организации, работающей в сегменте массового b2c подобные процессы должны носить характер непрерывных улучшений. Лишь внедрение аналитических систем целевого маркетинга занимает год-полтора, а к решению этой задачи следует приступать только после того, как решены стратегические вопросы принципиального характера.
Таким образом, говорить о построении рабочего бизнеса к концу 2011 года, безусловно, рано. Наиболее вероятно, что фактический запуск затянется на более длительный срок, который был изначально отведен по итоговую отладку бизнес-процессов.
 
Партнеры
 
Участие в таком проекте является интересным с разных точек зрения, - открываются широкие возможности за счет доступа к одной из наиболее масштабных филиальных сетей. Также, нельзя оставлять без внимания и другие плюсы частно-государственного сотрудничества в контексте решения социальных проблем. В первую очередь это касается возможности дальнейшего продвижения в контексте реализации проектов, где требуются частные инвестиции и прочие формы участия рыночных игроков.

 

 

 

 


Наличие дополнительного выбора и предложения для широких слоев населения в регионах Российской Федерации, безусловно, окажет положительное влияние на рынок, а также на общество. Стратегичский результат подобных инициатив, - формирование спроса и культуры пользования финансовыми услугами для того, чтобы на развивающийся рынок пришли   и другие игроки, а потребитель получил выгоды от их конкуренции

 
Что касается оценки перспектив конкретных банков, в настоящий момент конкурирующих за статус партнера при создании Почтового банка, то следует упомянуть об опыте участников. У «Русского стандарта» данный показатель на более высоком уровне – до кризиса данный банк был одним из лидеров в части работы с физическими лицами. Однако решения такого рода не принимаются сугубо на основе анализа формальных показателей, а следовательно можно ожидать различных вариантов исхода ситуации.
Другой аспект, заслуживающий внимания, - сотрудничество с «Почтой России». Сторонам, задействованным в ходе реализации проекта, предстоит выработать конструктивную позицию по вопросам организации дистрибуции через филиальную сеть «Почты». По данному вопросу легкого решения ожидать не приходится, поскольку соответствующая инфраструктура является наиболее ценным ресурсом, за счет которого и поддерживается статус проекта. Вероятно, что урегулирование всех вопросов такого характера затянется на достаточно длительный срок, и также окажет влияние на итоговые сроки эффективного запуска проекта.
 
Рынок после появления Почтового банка
 
В настоящее время фактическим монополистом в рассматриваемом сегменте рынка является Сбербанк. Подразумевается сегмент розничных финансовых услуг для физических лиц в возрасте старше 35 лет с низким, либо на нижней границе среднего диапазона, доходом, проживающих преимущественно в регионах Российской Федерации. Естественно, что появление такой структуры, как Почтовый банк окажет определенное влияние на рынок. Кому-то из потенциальных клиентов будет удобнее посещать почтовые отделения, и решать все сопутствующие вопросы сразу. Но для подавляющего большинства представителей целевой аудитории Сбербанк как был приоритетом, так им и останется.
Для того, чтобы стимулировать внимание потенциальных клиентов к возможностям, которые предоставляет Почтовый банк, потребуется комплексная и в то же время таргетированная информационная кампания, включающая в себя как применение инструментария традиционной рекламы, так и реализацию продвинутых средств взаимодействия с потребителем. Высокая значимость продвижения, и, как минимум, качественного информирования, мотивирована достаточно высокой консервативностью целевой аудитории. На практике это означает, что новому банку предстоит направить в новое русло многолетний паттерн потребительского поведения, который формировался на протяжении весьма длительного времени.
Оценивая перспективы конкурентной борьбы между Сбербанком и Почтовым банком, следует заключить, что динамичного соревнования за клиентов ожидать не приходится. Обе структуры – не самые подвижные хотя бы за счет наличия масштабной филиальной сети. К тому же конкуренция вполне может вестись не только в пределах рынка, а следовательно, потребитель ее может и не заметить. Решения такого рода зависят от позиции менеджмента, а она в настоящий момент не известна.
Тем не менее, наличие дополнительного выбора и предложения для широких слоев населения в регионах Российской Федерации, безусловно, окажет положительное влияние на рынок, а также на общество. Стратегический результат подобных инициатив, - формирование спроса и культуры пользования финансовыми услугами для того, чтобы на развивающийся рынок пришли и другие игроки, а потребитель получил выгоды от их конкуренции. Достижение данного результата – вопрос времени, и чем больше государство приложит эффективных усилий, тем скорее будет отдача.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов