7 октября '10

Борьба за место под солнцем


Дмитрий Артемов

J'son & Partners, аналитик

 «Мегафон» принял новую стратегию по развитию собственных сетей

Начиная со второй половины 2007 года российский телекоммуникационный рынок начал кардинально меняться. Основным событием, продолжающим оказывать влияние на происходящие даже в настоящий момент изменения на рынке связи, стала покупка 100% акций «Голден Телекома» компанией «Вымпелком». В дальнейшем на телекоммуникационном рынке последовали еще ряд крупных сделок по слияниям и поглощениям, в результате которых сотовыми операторами были приобретены активы крупнейших компаний – операторов фиксированной связи, а именно приобретение МТС оператора «Комстар-ОТС» и приобретение «Мегафоном» одного из крупнейших магистральных операторов компании «Синтерра».
 
Покупка оператора фиксированной связи оператором, предоставляющим услуги мобильной связи, не заканчивается только юридическим процессом присоединения, сменой бренда и т.д. Первостепенной задачей, которую необходимо решить для успешной интеграции бизнеса компаний, является разработка стратегии дальнейшего развития уже объединенного оператора с учетом специфики работы приобретенных активов.
До недавнего времени основные приоритеты стратегической и инвестиционной политики «Мегафона» были направлены в основном на развитие сетей третьего поколения и мобильного доступа в интернет, но ближе к концу 2009 года, планируя покупку «Синтерры», оператор начал вносить корректировки в свою инвестиционную программу.
Оценивая показатели деятельности «Мегафона» за 2009 год, трафик услуг передачи данных вырос в 3 раза, а его доля в структуре доходов от дополнительных услуг превысила долю даже традиционно популярных SMS-сервисов, при том, что голосовой трафик увеличился лишь на 12%. Становится понятно, что одним из важнейших приоритетов дальнейшей успешной деятельности оператора будет развитие собственной магистральной сети, в связи с лавинообразным ростом объемов трафика передачи данных от сетей третьего поколения, имеющих большую скорость передачи данных по сравнению с предыдущими технологиями GPRS и EDGE.
Собственная магистральная сеть также позволяет оператору значительно расширить спектр предоставляемых услуг не только за счет проводного интернет-доступа, но и различных услуг для корпоративных клиентов, таких как услуги Аренды каналов связи и услуги виртуальной частной сети (IP VPN). И что еще более важно, имея в своем портфеле полный спектр услуг как мобильной, так и фиксированной связи, оператор может выходить на рынок с комплексными предложениями, нацеленными как на частных, так и на корпоративных пользователей.
 
Объем рынка VPN в России
Год
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
Объем рынка VPN, млрд. руб.
6,3
8,7
10,0
11,3
12,7
13,8
14,3
Рост объемов рынка, %
-
138%
115%
113%
112%
109%
104%
Источник: Json & PartnersConsulting
 
Хотя рынок IP VPN не является массовым рынком, на сегодняшний день данными услугами пользуются около 48 тыс. офисов компаний, потенциальными потребителями услуги являются еще около 150 тыс. офисов средних и крупных компаний. По оценкам J’son & Partners Consulting общий объем рынка VPN увеличится с 10 млрд. руб. в 2009 г. до 12,7 млрд. руб. в 2013 г. Около 48% доходов рынка приходится на Москву, а 52% на остальные регионы России и в дальнейшем данный показатель будет смещаться в сторону регионов.
Фактически можно видеть повторение ситуации, происходящей на рынке мобильной связи с тем, что происходило с фиксированными операторами несколько лет назад, когда рост голосовых услуг на фиксированных сетях сильно замедлился, а рост услуг широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в частном сегменте составлял порядка 50-60% в год и операторы начали активно развивать данное направление, которое продолжает показывать высокие темпы роста даже сегодня.
К концу 2010 г. 19,1 млн российских домохозяйств, что составляет несколько более трети их числа (34,8%), будут охвачены широкополосным доступом в Интернет. Еще через год, к концу 2011 г. число ШПД-подключений достигнет 22,6 млн, и это будет соответствовать проникновению в 40,8%, прогнозирует J’son Partners Consulting.

 

 

 

 


Продолжающаяся тенденция замедления темпов роста голосового трафика в сетях мобильной связи и смещение приоритетов оператора в сторону не голосовых услуг в ближайшей перспективе может увеличить общие доходы оператора, несмотря на падение «голоса», то есть рост выручки компания видит в расширении спектра предоставляемых услуг и выхода на новые рынки

 
Новая стратегия развития «Мегафона» не полностью повторяет путь, по которому шли фиксированные операторы, а именно строительство сети и предоставление доступа в Интернет. Конечный пользователь использует сеть Интернет, прежде всего, для получения доступа к определенным ресурсам и контенту, который в последнее время увеличился как в физическом объеме, так и в разнообразии предоставляемых развлекательных и информационных сервисов. Ресурсы Интернета на сегодняшний день могут удовлетворить практически любую потребность конечного пользователя вне зависимости от его возраста, образования и материального положения.
Говоря о перспективах развития оператором своей магистральной сети, стоит отметить, что использование только лишь одних каналов связи для предоставления доступа к ресурсам сети Интернет, достаточно сильно ограничивало бы потенциал этой инфраструктуры. Логичным шагом как в развитии собственной структуры бизнеса, так и информационного общества в целом стало направление развития дата-центров (ЦОД).
Дата-центры, целиком предназначенные для внутренней и централизованной обработки данных, хранения и восстановления информации для внутрикорпоративных нужд уже присутствуют на сети оператора, поэтому в данном случае речь идет о развитии сети так называемых коммерческих ЦОД – дата-центры, которые предоставляют коммерческие услуги.
Смешанные модели дата-центров, когда часть эффективной площади используется в рамках собственных операционных нужд оператора, а оставшаяся часть для извлечения непосредственно коммерческой прибыли, активно работают на сетях крупных российских операторов. Приобретенный «Мегафоном» оператор «Синтерра» позиционирует собственную сеть дата-центров, как исключительно коммерческую, остальные операторы используют в основном сеть для корпоративных или смешанных (корпоративно-коммерческих) нужд.
В размещение дата-центров на собственной сети «Мегафона» есть одно существенное преимущество по сравнению с дата-центрами компаний системных интеграторов или независимых дата-центров, все они будут подключаться к собственным каналам, собственной телекоммуникационной инфраструктуре оператора, что соответственно снижает издержки на эксплуатацию дата-центра и аренду канальной емкости у сторонних операторов.
Поскольку магистральная сеть связи «Мегафона», совместно с приобретенной компанией «Синтерра» имеет протяженность более 80 тыс. км и проходит через всю территории России, то и соответственно строительство дата-центров будет распределено по всей протяженности сети компании и не будет концентрироваться в каком то одном крупном регионе. В 2010-2011 гг. темпы роста рынка коммерческих дата-центров в Москве и Санкт-Петербурге будут замедляться, что связано с насыщением рынка и ограничениями, вызванными нехваткой свободных энергетических мощностей и помещений, соответствующих требованиям ЦОД. В большей степени этого недостатка лишены крупные региональные российские города: здесь при сохранении относительной близости существующей и потенциальной клиентской базы, больше возможностей для строительства собственного здания, дешевле обойдется подключение электроэнергии. По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2009 году объем российского рынка коммерческих дата-центров в денежном выражении составил около $ 193 млн. Доля доходов Московского региона на этом рынке составила около 75%.

 

 

 

 


Стоит ожидать в ближайшем будущем вывод на рынок, как «Мегафоном», так и уже находящимися в статусе универсальных операторов «Вымпелкомом» и МТС комплексных тарифов, включающих фиксированные и мобильные услуги, чтобы перевести пользователей полностью под бренд какого-либо одного оператора

 
Также не для кого уже давно не секрет, что темпы роста услуг доступа в Интернет в регионах превышают темпы роста рынка в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому и спрос на услуги дата-центров со стороны различных контент-провайдеров в регионах в ближайшие годы будет выше, чем в Москве.
Одна из ключевых тенденций сегодняшнего рынка ЦОД – рост заинтересованности потребителей в более сложных, комплексных услугах. Стремление сократить издержки, рост уровня зрелости ИТ и ряд других факторов приводят многие компании к необходимости передать часть инфраструктуры, включающую не только оборудование, но и управление отдельными информационными системами в дата-центры. В средне- и долгосрочной перспективе развитие новых технологий, таких как CDN (Content Delivery Network) и SaaS/DaaS (Software as a Service/Desktop as a Service), будет создавать дополнительный спрос на услуги ЦОД.
 
Прогноз развития рынка коммерческих ЦОД в России, 2007-2012
Год
2007
2008
2009
2010
2011
2012
Объем рынка, $ млн.
100
160
195
240
306
390
Темпы роста, %
-
60%
17%
20%
22%
22%
Источник: J’son & Partners Consulting
 
С учетом всех изменений происходящих как в компании, так и на рынке телекоммуникаций в целом можно утверждать, что в ближайшей перспективе мобильные и фиксированные сети будут действовать, как правило, в рамках одной группы компаний. Более половины российских интернет пользователей будут применять как фиксированный, так и мобильный доступ в интернет, поэтому фиксированный и мобильный доступ в сеть «Мегафон» будет развивать параллельно, возможно, делая наибольший упор на мобильный доступ в удаленных и сельских районах страны. Стимулом же для развития проводного доступа будет так называемый «тяжелый контент» интернет-видео и другие, требовательные к скорости интернета приложения.
Продолжающаяся тенденция замедления темпов роста голосового трафика в сетях мобильной связи и смещение приоритетов оператора в сторону не голосовых услуг в ближайшей перспективе может увеличить общие доходы оператора, несмотря на падение «голоса», т.е. рост выручки компания видит уже не в простом увеличении абонентской базы, которая вызывала линейный рост доходов, а именно в расширении спектра предоставляемых услуг и выхода на новые рынки.
Также стоит ожидать в ближайшем будущем вывод на рынок, как «Мегафоном», так и уже находящимися в статусе универсальных операторов «Вымпелкомом» и МТС комплексных тарифов, включающих фиксированные и мобильные услуги, чтобы перевести пользователей полностью под бренд какого-либо одного оператора.
Если до недавнего времени можно было предполагать, что «Мегафон» больше ориентирован на работу с массовым сегментом, несмотря на то, что у него есть и предложения для корпоративных пользователей, то после приобретения компании «Синтерра» спектр этих предложений стал максимально широк и на данный момент «Мегафон» – полностью универсальный оператор, который в состоянии обеспечить абоненту все виды телекоммуникационных услуг, таких как: местная и внутризоновая фиксированная, сотовая, дальняя связь, передача данных, доступ в Интернет, организация разных видов корпоративных сетей, интеграция телекоммуникационных сетей компании.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов