7 октября '10
Борьба за место под солнцем
Дмитрий Артемов
«Мегафон» принял новую стратегию по развитию собственных сетей
Начиная со второй половины 2007 года российский телекоммуникационный рынок начал кардинально меняться. Основным событием, продолжающим оказывать влияние на происходящие даже в настоящий момент изменения на рынке связи, стала покупка 100% акций «Голден Телекома» компанией «Вымпелком». В дальнейшем на телекоммуникационном рынке последовали еще ряд крупных сделок по слияниям и поглощениям, в результате которых сотовыми операторами были приобретены активы крупнейших компаний – операторов фиксированной связи, а именно приобретение МТС оператора «Комстар-ОТС» и приобретение «Мегафоном» одного из крупнейших магистральных операторов компании «Синтерра».
Покупка оператора фиксированной связи оператором, предоставляющим услуги мобильной связи, не заканчивается только юридическим процессом присоединения, сменой бренда и т.д. Первостепенной задачей, которую необходимо решить для успешной интеграции бизнеса компаний, является разработка стратегии дальнейшего развития уже объединенного оператора с учетом специфики работы приобретенных активов.
До недавнего времени основные приоритеты стратегической и инвестиционной политики «Мегафона» были направлены в основном на развитие сетей третьего поколения и мобильного доступа в интернет, но ближе к концу 2009 года, планируя покупку «Синтерры», оператор начал вносить корректировки в свою инвестиционную программу.
Оценивая показатели деятельности «Мегафона» за 2009 год, трафик услуг передачи данных вырос в 3 раза, а его доля в структуре доходов от дополнительных услуг превысила долю даже традиционно популярных SMS-сервисов, при том, что голосовой трафик увеличился лишь на 12%. Становится понятно, что одним из важнейших приоритетов дальнейшей успешной деятельности оператора будет развитие собственной магистральной сети, в связи с лавинообразным ростом объемов трафика передачи данных от сетей третьего поколения, имеющих большую скорость передачи данных по сравнению с предыдущими технологиями GPRS и EDGE.
Собственная магистральная сеть также позволяет оператору значительно расширить спектр предоставляемых услуг не только за счет проводного интернет-доступа, но и различных услуг для корпоративных клиентов, таких как услуги Аренды каналов связи и услуги виртуальной частной сети (IP VPN). И что еще более важно, имея в своем портфеле полный спектр услуг как мобильной, так и фиксированной связи, оператор может выходить на рынок с комплексными предложениями, нацеленными как на частных, так и на корпоративных пользователей.
Объем рынка VPN в России
Год
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
Объем рынка VPN, млрд. руб.
|
6,3
|
8,7
|
10,0
|
11,3
|
12,7
|
13,8
|
14,3
|
Рост объемов рынка, %
|
-
|
138%
|
115%
|
113%
|
112%
|
109%
|
104%
|
Источник: J’son & PartnersConsulting
Хотя рынок IP VPN не является массовым рынком, на сегодняшний день данными услугами пользуются около 48 тыс. офисов компаний, потенциальными потребителями услуги являются еще около 150 тыс. офисов средних и крупных компаний. По оценкам J’son & Partners Consulting общий объем рынка VPN увеличится с 10 млрд. руб. в 2009 г. до 12,7 млрд. руб. в 2013 г. Около 48% доходов рынка приходится на Москву, а 52% на остальные регионы России и в дальнейшем данный показатель будет смещаться в сторону регионов.
Фактически можно видеть повторение ситуации, происходящей на рынке мобильной связи с тем, что происходило с фиксированными операторами несколько лет назад, когда рост голосовых услуг на фиксированных сетях сильно замедлился, а рост услуг широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в частном сегменте составлял порядка 50-60% в год и операторы начали активно развивать данное направление, которое продолжает показывать высокие темпы роста даже сегодня.
К концу 2010 г. 19,1 млн российских домохозяйств, что составляет несколько более трети их числа (34,8%), будут охвачены широкополосным доступом в Интернет. Еще через год, к концу 2011 г. число ШПД-подключений достигнет 22,6 млн, и это будет соответствовать проникновению в 40,8%, прогнозирует J’son Partners Consulting.
|
Продолжающаяся тенденция замедления темпов роста голосового трафика в сетях мобильной связи и смещение приоритетов оператора в сторону не голосовых услуг в ближайшей перспективе может увеличить общие доходы оператора, несмотря на падение «голоса», то есть рост выручки компания видит в расширении спектра предоставляемых услуг и выхода на новые рынки |
|
Новая стратегия развития «Мегафона» не полностью повторяет путь, по которому шли фиксированные операторы, а именно строительство сети и предоставление доступа в Интернет. Конечный пользователь использует сеть Интернет, прежде всего, для получения доступа к определенным ресурсам и контенту, который в последнее время увеличился как в физическом объеме, так и в разнообразии предоставляемых развлекательных и информационных сервисов. Ресурсы Интернета на сегодняшний день могут удовлетворить практически любую потребность конечного пользователя вне зависимости от его возраста, образования и материального положения.
Говоря о перспективах развития оператором своей магистральной сети, стоит отметить, что использование только лишь одних каналов связи для предоставления доступа к ресурсам сети Интернет, достаточно сильно ограничивало бы потенциал этой инфраструктуры. Логичным шагом как в развитии собственной структуры бизнеса, так и информационного общества в целом стало направление развития дата-центров (ЦОД).
Дата-центры, целиком предназначенные для внутренней и централизованной обработки данных, хранения и восстановления информации для внутрикорпоративных нужд уже присутствуют на сети оператора, поэтому в данном случае речь идет о развитии сети так называемых коммерческих ЦОД – дата-центры, которые предоставляют коммерческие услуги.
Смешанные модели дата-центров, когда часть эффективной площади используется в рамках собственных операционных нужд оператора, а оставшаяся часть для извлечения непосредственно коммерческой прибыли, активно работают на сетях крупных российских операторов. Приобретенный «Мегафоном» оператор «Синтерра» позиционирует собственную сеть дата-центров, как исключительно коммерческую, остальные операторы используют в основном сеть для корпоративных или смешанных (корпоративно-коммерческих) нужд.
В размещение дата-центров на собственной сети «Мегафона» есть одно существенное преимущество по сравнению с дата-центрами компаний системных интеграторов или независимых дата-центров, все они будут подключаться к собственным каналам, собственной телекоммуникационной инфраструктуре оператора, что соответственно снижает издержки на эксплуатацию дата-центра и аренду канальной емкости у сторонних операторов.
Поскольку магистральная сеть связи «Мегафона», совместно с приобретенной компанией «Синтерра» имеет протяженность более 80 тыс. км и проходит через всю территории России, то и соответственно строительство дата-центров будет распределено по всей протяженности сети компании и не будет концентрироваться в каком то одном крупном регионе. В 2010-2011 гг. темпы роста рынка коммерческих дата-центров в Москве и Санкт-Петербурге будут замедляться, что связано с насыщением рынка и ограничениями, вызванными нехваткой свободных энергетических мощностей и помещений, соответствующих требованиям ЦОД. В большей степени этого недостатка лишены крупные региональные российские города: здесь при сохранении относительной близости существующей и потенциальной клиентской базы, больше возможностей для строительства собственного здания, дешевле обойдется подключение электроэнергии. По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2009 году объем российского рынка коммерческих дата-центров в денежном выражении составил около $ 193 млн. Доля доходов Московского региона на этом рынке составила около 75%.
|
Стоит ожидать в ближайшем будущем вывод на рынок, как «Мегафоном», так и уже находящимися в статусе универсальных операторов «Вымпелкомом» и МТС комплексных тарифов, включающих фиксированные и мобильные услуги, чтобы перевести пользователей полностью под бренд какого-либо одного оператора |
|
Также не для кого уже давно не секрет, что темпы роста услуг доступа в Интернет в регионах превышают темпы роста рынка в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому и спрос на услуги дата-центров со стороны различных контент-провайдеров в регионах в ближайшие годы будет выше, чем в Москве.
Одна из ключевых тенденций сегодняшнего рынка ЦОД – рост заинтересованности потребителей в более сложных, комплексных услугах. Стремление сократить издержки, рост уровня зрелости ИТ и ряд других факторов приводят многие компании к необходимости передать часть инфраструктуры, включающую не только оборудование, но и управление отдельными информационными системами в дата-центры. В средне- и долгосрочной перспективе развитие новых технологий, таких как CDN (Content Delivery Network) и SaaS/DaaS (Software as a Service/Desktop as a Service), будет создавать дополнительный спрос на услуги ЦОД.
Прогноз развития рынка коммерческих ЦОД в России, 2007-2012
Год
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Объем рынка, $ млн.
|
100
|
160
|
195
|
240
|
306
|
390
|
Темпы роста, %
|
-
|
60%
|
17%
|
20%
|
22%
|
22%
|
Источник: J’son & Partners Consulting
С учетом всех изменений происходящих как в компании, так и на рынке телекоммуникаций в целом можно утверждать, что в ближайшей перспективе мобильные и фиксированные сети будут действовать, как правило, в рамках одной группы компаний. Более половины российских интернет пользователей будут применять как фиксированный, так и мобильный доступ в интернет, поэтому фиксированный и мобильный доступ в сеть «Мегафон» будет развивать параллельно, возможно, делая наибольший упор на мобильный доступ в удаленных и сельских районах страны. Стимулом же для развития проводного доступа будет так называемый «тяжелый контент» интернет-видео и другие, требовательные к скорости интернета приложения.
Продолжающаяся тенденция замедления темпов роста голосового трафика в сетях мобильной связи и смещение приоритетов оператора в сторону не голосовых услуг в ближайшей перспективе может увеличить общие доходы оператора, несмотря на падение «голоса», т.е. рост выручки компания видит уже не в простом увеличении абонентской базы, которая вызывала линейный рост доходов, а именно в расширении спектра предоставляемых услуг и выхода на новые рынки.
Также стоит ожидать в ближайшем будущем вывод на рынок, как «Мегафоном», так и уже находящимися в статусе универсальных операторов «Вымпелкомом» и МТС комплексных тарифов, включающих фиксированные и мобильные услуги, чтобы перевести пользователей полностью под бренд какого-либо одного оператора.
Если до недавнего времени можно было предполагать, что «Мегафон» больше ориентирован на работу с массовым сегментом, несмотря на то, что у него есть и предложения для корпоративных пользователей, то после приобретения компании «Синтерра» спектр этих предложений стал максимально широк и на данный момент «Мегафон» – полностью универсальный оператор, который в состоянии обеспечить абоненту все виды телекоммуникационных услуг, таких как: местная и внутризоновая фиксированная, сотовая, дальняя связь, передача данных, доступ в Интернет, организация разных видов корпоративных сетей, интеграция телекоммуникационных сетей компании.