27 сентября '10
ФАС решила заняться «Почтой России»
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила свои замечания к обсуждаемой в текущие дни в Минкомсвязи новой редакции закона «О почтовой связи». ФАС хочет ограничить монополию ФГУП «Почта России».
На настоящий момент «Почта России» обладает эксклюзивным правом предоставления услуг операторам дистанционной торговли. Также только национальный оператор имеет право на оказание, так называемых, универсальных почтовых услуг (услуг почтовой связи по приему, обработке, перевозке и доставке письменной корреспонденции, почтовых и телеграфных переводов денежных средств, тарифы на которые регулируются законодательством РФ). Основываясь на этих фактах, ФАС заявляет о необходимости создания необходимых условий для появления в этой сфере конкурентной среды.
В экспертном сообществе присутствует довольно широкий спектр мнений относительно инициатив ФАС, направленных на ограничение монопольного положения ФГУП «Почта России» на рынке. Отмечается возможность присутствия в действиях ФАС влияния либеральной политики Президента и определенного давления из АП. С одной стороны эксперты говорят о том, что конкуренция позитивно отразится на деятельности национального оператора, с другой присутствует мнение о том, что воплощение в жизнь предложений ФАС будет иметь для «Почты России» негативные последствия. Прогнозируя развитие ситуации, эксперты не исключают возможности того, что в новой редакции закона «О почтовой связи» замечания ФАС будут учтены.
Анализируя текущее положение дел ФГУП «Почта России», аналитики со ссылкой на практику европейских стран по построению эффективных структур почтовых операторов отмечают наличие у «Почты России» большого потенциала для развития. В данном контексте немаловажными факторами являются наличие у «Почты России» уникальной, фактически не имеющей аналогов, филиальной сети по все стране, создание которой другими участниками рынка практически не возможно; наличие серьезных лоббистских и материально-технических ресурсов и «благодатной» для продвижения прочих услуг репутации среди основной массы населения страны. В любом случае, регуляторам предстоит взвесить все «за» и «против» для того, чтобы помочь национальному оператору выйти на европейский уровень, не создав при этом барьеров на пути достижения этой цели.